Напоминание

"Работа над постановкой танца"


Автор: Солонеко Оксана Евгеньевна
Должность: преподаватель отделения хореографического искусства
Учебное заведение: МБУДО "Жирятинская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Жирятино, Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над постановкой танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Жирятинская детская школа искусств»

Одобрено педагогическим советом Утверждаю

Протокол № 3 Директор школы искусств

от 29 декабря 2017 года ______________ Л.Е.Филиппова

Методическая разработка

Тема:

«Работа над постановкой танца»

Составитель: преподаватель отделения

хореографического искусства Солоненко О.Е.

с. Жирятино 2017 год

Содержание

1.

Введение 3

2.

О сюжетно – тематических постановках и драматургии 3-4

3.

О музыкальном материале 4-5

4.

О творческом использовании народного танца 5-6

5.

Мизансцена. как одно из средств выразительности 6-7

6.

С чего начать? 7-8

7.

О программе постановки и постановочном плане 8

8.

Знакомство коллектива с будущей постановкой 8-9

9.

О композиционном плане 9

10. О хореографическом решении постановки 9-10

11. Постановочная работа с исполнителями 11

12. Работа над созданием образа 11

13. Художественное оформление 11-12

14. Заключение 12

15. Используемая методическая литература 13

ВВЕДЕНИЕ

Год от года развивается и ширится наше хореографическое искусство. Возросшее мастерство

участников танцевальных коллективов, их интерес к ярким событиям и фактам прошлого и

настоящего ставят перед руководителями танцевальных коллективов новые творческие задачи.

Жизнь подсказывает, что нельзя ограничиваться только постановкой орнаментальных народных

танцев. Надо воплощать средствами хореографии чувства , мысли, образы и характеры людей,

обращаясь к более сложной хореографической форме - сюжетно- тематическим танцам.

О СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКИХ ПОСТАНОВКАХ И ДРАМАТУРГИИ

Сюжетно – тематические постановки можно разделить на три группы: игровые,

тематические и сюжетные. Все они выстраиваются и развиваются в соответствии с законами

драматургии. В чем это выражается?

Вначале зритель вводится в действие, знакомится со средой, условиями, в которых в

дальнейшем будут развиваться взаимоотношения персонажей, действующих лиц - это называется

экспозицией. Затем следует завязка - событие, с которого начинается действие и благодаря

которому возникают и развиваются последующие события. Развитие взаимоотношений,

конфликта, который выражается в ряде поступков, взаимодействий – это развитие действия.

Далее в развитии действия, конфликта наступает кульминация, которая является наивысшей

точкой эмоционального напряжения. Последний этап, то есть заключение, показ того, что

создалось в результате развития действия и его разрешения – развязка.

Теперь перейдем к разбору всех групп сюжетно – тематических постановок. К игровым

постановкам относятся обрядовые танцы, игровые танцы в народных хорах, иллюстрирующие

текст, игровое содержание исполняемой песни , а также и самостоятельные постановки,

сочиненные руководителями. В своей основе они могут иметь сюжет с героями, персонажами, но

характеры действующих лиц в таких постановках не развиваются , они остаются статичными.

Тематической постановкой принято называть такую постановку, где балетмейстером

решается отношение к событию, факту, жизненному явлению или роду человеческой

деятельности. Герои, в поступках и действиях которых раскрываются черты характера, помогают

выявлению общего замысла, идеи постановки.

Сюжетные постановки можно разделить на простые и сложные. Если в первом случае мы не

находим развернутого драматического действия, развития образов, то во втором оно необходимо.

Именно второй случай и предполагает яркое выражение сюжета.

Что такое сюжет? Это совокупность взаимосвязанных и последовательно развивающихся

событий, в которых раскрываются характеры и взаимоотношения героев и которые отражают

объективную действительность во всей ее противоречивой сложности. В сюжете органически

соединяются в определенной системе действующие лица, их взаимоотношения, их поступки.

Сюжет всегда предполагает развитие действия, движения событий или мыслей и переживаний ,

3

раскрытие человеческих характеров, становление личности героя его переживания, чувства и

мысли. Конфликт должен быть волнующим и достоверным.

Обращаясь к сюжетным постановкам руководитель непременно должен помнить о

конфликте – движущей силе развития сюжета, о том, что яркость сюжета обусловлена

жизненностью характеров и их конфликтностью. Следовательно конфликт – это столкновение

человеческих поступков, взглядов, идей, чувств, стремлений, интересов, страстей – борьба

персонажей. Конфликт требует от художника выдвижения на первый план наиболее острых,

актуальных жизненных моментов, критических положений, известной напряженности

взаимоотношений героев.

Конфликт может раскрыться в разных сюжетах и в самых различных проявлениях. Важно

построение сюжета, но должно быть внутренне завершенным, раскрывающим причины, пути

развития конфликта, тогда он будет приковывать к себе интерес зрителей и заставлять их

вдумываться в смысл увиденного.

Сюжетные постановки нуждаются в подлинно высокой драматургии- чтобы драматургическая

основа была полноценной, характеры полнокровными, жизненными, чтобы проявляли себя эти

характеры в действии, во взаимоотношениях. Иначе вместо решения важной, нужной задачи,

проблемы, вместо серьезного «разговора» со зрителем будет развлекательное танцевальное

зрелище.

Настоящие балетмейстеры, стремясь к завершенности и драматизму сюжетов, никогда не

прибегают к внешним, искусственным эффектам. Их целью всегда служит жизненная правда, ее

художественное исследование, а не пустая развлекательность.

О МУЗЫКАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ

Хореографы прекрасно знают, что музыка и танец неотделимы друг от друга. Поэтому музыка,

выбранная для сюжетно- тематических постановок, в первую очередь, непременно должна быть

драматургична, то есть образна, выразительна, содержательна и эмоциональна.

Очень часто неудачи постановок являются следствием не только того, что выбранная тема или

сюжет не решаются средствами хореографии, но и объясняются драматургической

беспомощностью подобранной музыки, ее «бесконфликтностью».

Используемый музыкальный материал должен соответствовать тому времени, о котором

говорится в постановке. Нельзя формально соединять, механически подбирать музыкальный

материал. Только в исключительных случаях, когда трудно у одного композитора подобрать то, что

нужно, можно обратиться к музыке разных композиторов. При использовании разных

музыкальных произведений постановщику и музыкальному руководителю важно помнить о том,

что музыка должна быть едина по стилю и полностью отвечать драматургии задуманной

танцевальной постановки, всецело соответствовать ее замыслу – и не только по настроению, но и

по ритму, размеру и т. д.

4

Главное предназначение музыки – объединять смысловое и хореографическое решение темы,

сюжета. Она должна не иллюстрировать, не просто служить аккомпанементом , а дорисовывать,

раскрывать характеры и ситуации, намечать новые связи и взаимоотношения, развивать действие.

Музыкальная основа непосредственно должна служить обрисовке характеров и переживаний,

развитию действия, способствовать раскрытию содержания и драматургических конфликтов.

В книге профессора Р.Захарова « Искусство балетмейстера» мы находим следующие

высказывание: «Музыка - это душа танца. Настроение, характерность, темперамент танца

заключены в ней и определяются ею. От того, насколько она образна, содержательна и

выразительна, во многом зависит качество хореографии, так как все действие – его сцены и танцы

- сочиняются балетмейстером на музыку, которая вдохновляет его и подсказывает ему

хореографические образы». Об этом непременно должен помнить руководитель при выборе

музыкального материала для своей постановки.

О ТВОРЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАРОДНОГО ТАНЦА

Сюжетно- тематические постановки потребуют от руководителя большой затраты творческих

сил в поиске и сочинении новых образно-выразительных движений, построенных на народном

материале.

Поиск – спутник искусства. Без него искусство утратило бы романтику открытий и созиданий.

Сокровищница нашей танцевальной культуры – большая потенциальная сила. Сколько

свежего, интересного можно почерпнуть из неиссякаемого источника народного танцевального

искусства, если подходить к нему творчески. Народный танец – неисчерпаемый родник для

творческого поиска образно-выразительных средств, стимул для творческой мысли руководителя.

Надо помнить, что сочиненный танец, постановку, основанную на народных элементах, зритель

воспримет скорее и ближе, чем танец поставленный на надуманных движениях.

Для достижения правдивой реализации сценических образов, руководитель в поисках новых

образно-выразительных движений недолжен отрываться от народной природы танца, от

национальной почвы. В тоже время сценически обрабатывать народный танец надо бережно и

любовно, сохраняя колорит, самобытную прелесть и специфику хореографии.

Итак, может ли быть настоящее искусство без поисков? Разумеется нет. Искусство находится в

постоянном движении, оно постоянно ищет и находит что-то новое, однако, говоря о поисках,

нельзя подразумевать поиски только чисто технические, формальные. Прежде всего необходимо

стремиться к правдивому отображению нашей жизни и нашего современника.

Если задумана остановка на современную тему, то от балетмейстера потребуется сочинение

новых движений с иным характером, манерой исполнения, вероятно, руководитель обогатит

постановку движениями, подмеченными им в жизни, пластикой и манерой поведения

современного человека.

Красок, которыми писали портреты героев прошлого для выражения душевного мира наших

современников мало. Нужен другой стиль движений, нужна иная манера, иная характерность

5

шага, прыжка, поворота, нужно другое пластическое самочувствие на сцене. Поэтому движения,

раскрывающие характер и образ современника, требует широкой и яркой палитры выразительных

средств.

Отбор и развитие народных танцевальных движений, а также сочинение на их основе новых

выразительных движений всецело зависит от темы, сюжета и от знания фольклора народного

танца.

МИЗАНСЦЕНА. КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Помимо выразительных танцевальных движений в решении сюжетно-тематических постановок

руководитель непременно будет прибегать и к образно-пластической мизансцене. Говоря о

мизансцене, мы подразумеваем здесь одно из средств выразительности, которое благодаря

умению руководителя мыслить пластически, является выражением идейного замысла постановки.

Мизансцена – это как бы зримое проявление состояния, мысли, чувства персонажей на данном

отрезке времени, когда постановщик выстраивает отдельные группы исполнителей в нужную ему

образно- пластическую композицию.

Мизансцены должны быть органичными и действенными, возникать обоснованно и логично.

Мизансцена сама по себе не может возникнуть – она продолжение раскрытия сценического

действия и сценических образов. Она сохраняет и создает атмосферу той или иной сцены,

эпизода, помогает развивать действие. Исполнитель двигается не просто так, не ради того, чтобы

заполнить время или пространство на сцене. Всякое перемещение исполнителя обусловлено

необходимостью.

Мизансцена в сюжетно-тематических постановках – это важный компонент , при помощи

которого раскрывается и решается идейный замысел постановки.

Мизансцену нив коем случае нельзя строить, преследуя одну цель – заполнить исполнителями

всю сцену. Каждая мизансцена должна быть подсказана сценическим действием, способствовать

проявлению чувств и мыслей действующих лиц и тем самым помочь руководителю в решении

наиболее яркого и выразительного раскрытия идейного замысла постановки. Хорошая , образная,

верная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для

руководителя, она является следствием комплексного решения ряда творческих задач. Сюда

входят и раскрытие замысла в данной сцене, целостность исполнительских образов , атмосфера , в

которой протекает действие.

Построение мизансцен осуществляется в разных ракурсах: и по горизонтали, и по вертикали, и

по диагонали, по кругу и по спирали . Различаются также мизансцены симметричные и

асимметричные. В каждом отдельном случае рисунок мизансцен должен быть непременно

обоснован, подсказан развитием сценического действия. Построение мизансцен, их образное

своеобразие, пластическая стилистика целиком зависит от жанра постановки. Одни мизансцены

могут быть в героическом плане, другие – лирическом, третьи – бытовом и т.д. Мы не должны

забывать о том, на каком участке сценической площадки строятся мизансцены, как и чем мы

осветим, какой фон будет использован.

6

Так постановка обретает свою художественную выразительность и силу не только при помощи

образных, танцевальных движений, но и через графический рисунок, определенную пластическую

ясность мизансцен. Значит, мизансцена – это яркая пластическая форма, которая определятся

развитием сценического действия и которая способствует раскрытию идейного замысла как

данной сцены, так и всей постановки, она непременно должна быть музыкальной, скульптурно-

завершенной, предельно насыщенной мыслью и чувством.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

При определение темы и составления сценария будущей постановки руководитель коллектива

может использовать и жизненный материал, и литературные источники, а также сюжетные

мотивы песен. Но не следует к выбору темы и сюжета подходить поспешно, опрометчиво.

С чего же начать свою работу над сюжетно-тематической постановкой? Вероятно, над этим

вопросом не раз задумывался руководитель , прежде чем приступить к ее сочинению.

Работа по сочинению номера всегда начинается с замысла. В основе замысла прежде всего

должен быть жизненно важный вопрос, жизненная проблема, которая волнует нашего

современника.

Не всегда замысел сразу приобретает конкретный сюжет, конкретные образы и находят

хореографическое воплощение. Чаще всего от замысла до его воплощения проходит достаточно

много времени, в течении которого материал накапливается, кристаллизуется, осмысливается.

С зарождением замысла руководитель одновременно думает и об идее своего будущего

сочинения – во имя чего он будет осуществлять постановку, на что хочет обратить внимание

зрителя, какие чувства и мысли вызвать у него.

Вторая задача , которая возникает перед руководителем – как, какими поступками, через

какие взаимоотношения персонажей он будет формировать у зрителя восприятие содержания

постановки.

Тема- это тот жизненный материал, который ложится в основу произведения. В процессе

сценического действия зритель должен прийти к определенному выводу, умозаключению. Это та

идея, во имя которой руководитель создает номер.

Идея произведения заключается в образах, в характерах, во взаимоотношениях персонажей, в

художественных выразительных средствах, с помощь. которых постановщик воплощает замысел,

подводит зрителя к восприятию своего произведения. Идея- эта та мысль, ради выражения

которой отбирается тематический материал и создается постановка.

Тему и идею всегда рассматривают в единстве, как основу произведения.

В хореографическом искусстве выразительные средства – это прежде всего танец, значит,

замысел постановки должен выражаться главным образом танцевальными движениями. Уход в

сторону от выразительных средств, присущих хореографическому искусству, лишает постановку

художественно- эмоционального воздействия на зрителя, ее восприятия, приводит к утрате

широкой практики использования образного значения, возможности танцевальных движений,

7

обедняет смысловую партитуру выразительных средств хореографии в раскрытии общего замыла,

образов и идей постановки.

Какие же темы и сюжеты можно подсказать руководителям?

Наибольший успех у зрителей всегда имеет номер, поднимающий и решающий современный

проблемы. Поэтому главным вопросом в творчестве всех руководителей должен стать вопрос о

том, как отразить в своей работе окружающую действительность, показать нашего современника,

какими образно-танцевальными, пластическими средствами решить современную тему.

При выборе темы и сюжета будущей постановки необходимо учитывать как индивидуальные

возможности каждого отдельного участника-исполнителя, так и в целом всего коллектива. В

каждой новой работе надо ставить перед коллективом новые задачи, предвидеть рост коллектива.

Когда руководитель будет иметь полное представление о каждом исполнителе, тогда он смело

может подходить к выбору темы и сюжета.

Надо помнить и о том, позволяют ли сценические возможности, техника сцены, необходимое

оформление воплотить задуманную постановку.

О ПРОГРАММЕ ПОСТАНОВКИ И ПОСТАНОВОЧНОМ ПЛАНЕ

У руководителя коллектива возник замысел сюжетно-тематической постановки. Как он строит

свою работу?

Программа- это литературное изложение содержания будущей постановки. Она может быть

написана не только руководителем, но и человеком, знающим законы драматургии, понимающим

музыку и возможности хореографического искусства, умеющим представить, заранее увидеть в

танцевально – пластическом решении, в действенном развитии сюжет и образы героев. Итак,

программа – это драматическая основа, на которой создается композиционный план, а затем

хореографическое решение постановки.

Следующий этап работы – составление постановочного плана, который является графиком

работы руководителя над новой постановкой. В нем учитывается время работы с

аккомпаниатором, знакомство коллектива с темой, сюжетом сценария, распределение ролей в

новой работе, намечается, с каким подсобным материалом надо познакомиться исполнителям, а

также определяется время для разучивания танцевальной лексики постановки по частям и в

целом.

ЗНАКОМСТВО КОЛЛЕКТИВА С БУДУЩЕЙ ПОСТАНОВКОЙ

Итак, разработав тему, сюжет своего замысла, определив жанр хореографического

произведения, написав программу, балетмейстер знакомит со своим замыслом коллектив.

Объясняет коллективу, во имя чего он решил обратиться к той или иной теме, какую задачу он

поставил перед собой, что хочет сказать зрителю, какова его цель.

8

Следующий этап – это распределение исполнителей на роли. Удачное воплощение идейного

замысла постановки зависит не только от танцевальной подготовки участников, но и от их

актерского мастерства.

О КОМПОЗИЦИОННОМ ПЛАНЕ

Композиционный план – музыкально- хореографический сценарий. Составление

композиционного плана, представляющего сюжетно-драматическую основу для подбора музыки к

будущему хореографическому произведению, очень ответственный период.

В плане точно указывается время действия: год, исторический период, вечер или утро, весна

или лето и т.п., место действия, географическое положение, где происходит действие.

Далее планом предусматривается художественное оформление, то есть описание декорации, в

которой происходит действие.

В плане излагается происходящее на сцене в течение всей постановки по законам драматургии

( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). В композиционном плане

указывается характер музыки, ее ритм и размер, продолжительность музыкального материала.

О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПОСТАНОВКИ

После того как замысел сюжетно-тематический постанови зафиксирован в программе и

композиционном плане, подготовлен музыкальный материал и состоялось знакомство коллектива

с замыслом, можно приступать к его хореографическому решению.

Мы уже говорили о значении для сочинения постановки музыкального материала.

Постановщик должен внимательно прослушать музыку, понять , прочувствовать ее. Это поможет

уловить музыкально-эмоциональные оттенки, глубже раскрыть содержание художественного

образа, использовать помимо танцевальных движений и выразительные пластические интонации.

Анализируя музыкальную форму, необходимо для последующей работы записать количество

тактов.

Новая тональность дает возможность руководителю найти новый рисунок перестроения

танцующих. Интервалы и акценты в музыке можно подчеркнуть, выделить в движениях, так как

они могут быть и смысловыми. В противном случае возникает несоответствие музыки и

хореографии – слышимого и видимого.

Драматургическое и хореографическое решение будущей постановки тесно связаны между

собой. Постановщику надо уметь мыслить не только хореографически, но и сценическими

образами. Уже на этом этапе он должен подойти к материалу и с режиссерской точки зрения.

Надо увидеть логическое, последовательное построение мизансцен, раскрывающих идейный

замысел постановки, развития действия, взаимоотношения персонажей, их характеры. И только

тогда можно приступать к поискам хореографического языка.

9

В сюжетно-тематических постановках каждое движение должно предельно ясно раскрывать

идейный замысел, образы, взаимоотношения персонажей, отношения к событию, факту, явлению

действительности.

Руководитель – это прежде всего художник, ищущий художественного раскрытия выразительными

средствами хореографического искусства как образов отдельных персонажей, так и в целом

замысла постановки, ее идеи. Образ, характер, настроение могут остаться нераскрытыми, если не

будет найдено для них выразительных движений. Нельзя забывать и о пластике. Это не застывшее

изображение, фиксирующее один момент, а непрерывная смена движений, поз, ракурсов. Одним

из элементов пластики является пантомима. Средства выразительности пантомимы, то есть

мимика, жесты, позы, должны быть лаконичными, предельно выразительными и четкими по

форме. Необходимо, чтобы и музыка соответствовала пантомимному решению постановки.

Большое значение в раскрытии образа имеют руки. Они могут выражать все – не только

национальность, но и характер, настроение.

Как бы хорошо постановщик ни придумывал и как бы интересно ни сочинил выразительные

танцевальные движения – их воплощение в огромной мере зависит от исполнителей, от их

данных и подготовки.

Необходимо учитывать физическую выносливость исполнителей. Ни в коем случае нельзя

допускать перегрузки мышечной системы. Если не рассчитать силы исполнителя, то, устав, он

потеряет образ, а следовательно, и не донесет его до зрителя. Необходима дифференциация

хореографических движений в зависимости от возрастных данных персонажей.

Постановки потребуют множества разнообразных танцевально-пластических, образных

движений, композиций, мизансцен.

Как рождается в конечном итоге хореографическое решение постановки?

Естественно, у каждого руководителя этот процесс протекает по-разному, каждый идет к цели

своими путями. У каждого свои приемы техники сочинительской работы. Наиболее

распространенный и эффективный прием- это фиксация сочинения на листе бумаги. Лист бумаги

разлиновывается на квадраты, условно представляющие сценические площадки. Это дает

возможность в дальнейшем, нанося на них условные обозначения танцующих и композицию

постановки, проследить перестроения исполнителей, движения, рисунок танца, проверить,

способствует ли он развитию действия, увидеть в целом всю композицию, определить насколько

она образна и выразительна, раскрывает ли содержание и идейный замысел. На каждом квадрате

проставляется количество тактов одного музыкального предложения. Схема постановки,

нанесенная на квадраты, позволяет увидеть соотношения танцующих в пространственном

решении сценической площадки. Также записываются те танцевальные движения, которые будут

исполнять участники на каждом квадрате.

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

10

Известно, что даже прекрасный замысел не может стать реальностью искусства, если

исполнители, участники коллектива, единомышленники и помощники не подарят образам

сценическую жизнь.

Прежде чем разучить танцевальные движения, руководителю надо разбудить творческую

инициативу исполнителей в нужном направлении, которое определяется идейным замыслом,

драматургией постановки. С первых занятий нужно не только показывать танцевальные

движения, которые должны быть выучены на данном этапе участниками постановки, но и

разъяснять смысл каждого конкретного эпизода, сцены. Во время занятий руководитель может

внести какие-либо изменения в ранее задуманный и поставленный эпизод. Немало интересного,

свежего могут предложить, внести в постановку и сами исполнители.

Надо убедить каждого участника постановки, что его присутствие на сцене в данный момент

абсолютно необходимо, и помнить об этом он должен каждую минуту сценического действия.

В конце каждого занятия руководитель подводит итог проделанной работе, сообщая о

результатах, достижениях, недостатках. Это всегда должен быть серьезный, профессиональный

разговор с тактичными замечаниями тем, у кого пока что-то не получается.

РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ОБРАЗА

Чтобы реализовать идейный замысел постановки, исполнителю кроме танцевальной техники

необходимо владеть актерским мастерством, пластической выразительностью для того , чтобы

вжиться в образ, обрести ясность в понимании внутреннего мира исполняемого персонажа.

Можно многое знать о своем герое, но оставаться равнодушным к нему. Цель руководителя-

разбередить фантазию исполнителя, воображение, иначе вряд ли можно ожидать создания

яркого, интересного, выразительного образа.

Не следует во время разучивания движений требовать от исполнителей немедленного

результата выявления характера и технически чисто выполненных танцевальных движений. Только

тогда, когда все движения и их порядок будут выучены, можно репетировать танец так, как он

должен исполняться на сцене. Это даст возможность руководителю проверить ему удалось решить

задуманное, сумел ли исполнитель воплотить замысел в хореографическое произведение. Таким

образом, воплощая идейный замысел, руководитель должен добиваться от участников не

механического исполнения, а настоящего творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Часто в успехе постановки многое зависит от художественного оформления. Ведь костюмы и

декорации, освещение нередко играют большую роль в успехе той или иной постановки.

Необходимость соответствия сценического танцевального костюма и оформления жанру и

характеру танцевальных номеров не вызывает никаких сомнений. Главное в костюме –

предельные выразительность и лаконичность, отражающие замысел и линию развития танца.

11

Костюм должен подчеркивать стиль, движения танца. Танец в свою очередь определяет выбор

костюма. И еще одна важная деталь в танцевальном костюме – это его тесная связь с музыкой.

Если звучит легкая, воздушная музыка, то таким должен быть и характер костюма.

Большое значение имеет яркость ткани, ее фактура, цвет. Материал не должен быть тяжелым.

Не стоит злоупотреблять украшениями, которые могут лишить возможности исполнителя свободы

движения. Костюм может выгодно оттенять пластику, отдельные смысловые движения, через

которые постановщик и исполнитель хотят донести до зрителя мысль, а следовательно, и характер

поведения героя.

Необходимо проследить за пошивкой и подбором обуви. Неудобная, не соответствующая

размеру ноги обувь повлияет на качество исполнения.

В наши дни свет, подобно музыке, стал одним из важнейших средств выразительности. Если

раньше он играл на сцене только служебную роль – освещалась сцена, обстановка, действующие

лица, определялось время дня и ночи, - то в настоящее время положение резко изменилось. Свет

приобретает все большее и большее значение. Он помогает ярче подчеркнуть наиболее

значительные моменты действия, выделить то, на чем должно быть сосредоточено внимание

зрителей, погрузить в тень незначительное и второстепенное, показать при необходимости

исполнителя крупным планом.

Часто помимо определенного оформления сцены требуется отдельные предметы, которые

несут ту или иную смысловую нагрузку.

Следовательно, эмоционально-смысловое содержание в задуманных руководителем танцах и

постановках должно проявиться не только в музыкальных темах, в хореографическом языке, но и в

изобразительном решении, оформлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая задача, стоящая перед руководителем, - искать и сочинять самому яркие сюжеты и

находить для их воплощения ясное, выразительное хореографическое решение.

Пора отказаться от стремления удивлять зрителя накрученными движениями, неоправданным

включением в танец всевозможных замысловатых трюков. Давайте будем удивлять красотой

чувств и мыслей.

Искусство – это труд, вечный поиск, умение отдать себя людям. Только на этом пути художника

ждут большие творческие удачи.

Работа над собой – это, прежде всего, зрелость мысли. Перед тем как начать ставить, надо

знать, что ставить, постараться своим творчеством ответить на целый ряд вопросов сложных,

неоднозначных. Время подгоняет нас, стимулирует наше творчество, требует его обновления

постоянно и неукоснительно.

12

Используемая методическая литература

1.

Р. Захаров « Искусство балетмейстера» М. «Искусство», 1954 г.

2.

И. Смирнов «Искусство балетмейстера» М. «Просвещение» 1986 г.

3.

Ю.Ястребов «От замысла до художественного воплощения» М. «Советская Россия»

1978 г.

13



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!