Автор: Иванова Анна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская обл
Наименование материала: статья
Тема: "О пользе выездных пленэров"
Раздел: дополнительное образование
О пользе выездных пленэров для учеников художесвенной школы или как воспитать
творческую, культурную, социально адаптированную личность.
Учебной
дисциплине
«Пленэр»
в
нашей
художественной
школе
отводится
немного
времени, цель предмета - закрепить и углубить знания и навыки по рисунку, живописи и
композиции. Но, как известно, педагог художественной школы учит ребёнка не только
рисовать. Порой даже эта задача отходит на второй план. Задача педагога значительно
шире,
сложнее
-
неустанно
воспитывать
в
ребёнке
гармоничную,
социально
адаптированную, творческую, культурную, самостоятельную и т. д., личность.
Этот рассказ о том, как решают эти задачи педагоги нашей художественной школы,
ежегодно вывозя своих учеников на выездные пленэры. Совместное существование на
протяжении всей поездки помогает воспитать в детях эти качества.
С учениками художественной школы мы ездили в Питер, и в г. Владимир, знакомились там
с архитектурными памятниками . Но излюбленным направлением наших путешествий
стал посёлок Сукко недалеко от Анапы, на берегу черного моря. Каждый год собирается
группа творческих, позитивно настроенных, любящих путешествия и приключения
учеников школы и их родителей , бабушек и дедушек, сестрёнок и братишек в составе
около 50 человек. Это самое счастливое время для наших путешественников. Отдых,
совместно с творчеством, вдохновляет и окрыляет. Между тем преподаватель ведёт
большую работу, решая важные воспитательные задачи.
Первое, что необходимо сделать преподавателю -организовать творческую атмосферу для
детей и их родителей.
Когда ребенок попадает в общество творческих людей, и видит, как увлечены
окружающие рисованием, и что вокруг все рисуют постоянно, сам начинает рисовать
много и увлеченно. Те дети, которые остались проходить пленэрную практику в своём
городе, часто лишены такой возможности. В творческих поездках же дети рисуют
постоянно - в поезде, в поездках на экскурсии, в своих комнатах до поздней ночи, пока их
не заставишь спать. Практикуем не только работы этюдного характера на состояние,
цветовые сочетания, которые предусмотрены программой пленэра , но и ведём скейч - бук,
в котором делаются наброски, зарисовки, иногда сопровождающиеся пояснительными
надписями. Зарисовываются из окна поезда здания вокзала с интересными
архитектурными элементами, или делаются наброски пассажиров, прогуливающихся по
перрону. Зарисовки дают заряд творческой энергии, подгоняют во времени и поэтому
иногда получаются особенно удачными. Или в каком- нибудь кафе на отдыхе также рисуем
интересный элемент интерьера, или мебели. Фотоаппарат для этих целей не подходит, он
лишь делает снимок, перечисляя детали, творческий же человек усилит интересное и
упустит незначительное, и это главное в обучении рисованию.
Итак, во время наших путешествий обстановка наполнена творчеством.
Развивающие задачи также решаются легко.
Мы посещаем Краеведческией музей и музей Горгипия (так называлось греческое
поселение на месте современной Анапы)
Обращение к краеведению на пленэре позволяет направить учебный процесс на развитие
ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств.
Краеведение — один из самых эффективных компонентов воспитания уважения к
традициям предков, к культурному наследию прошлого, расширение их кругозора и
культурного многообразия;
Рисуем с музеях, изучаем архитектуру древних греков и сравниваем её с современными
постройками Анапы и посёлка Сукко, в котором живём.
Архитектура посёлка напоминает сказочные домики из сказок Андерсена. Расположенные
между горами домики с красными черепичными крышами, резные беседки перед
домиками, увитые алыми и белыми розами, и бордовая черешня, свисающая гроздьями и
манящая небывалым ароматом…Это всё непременно рисуем, вдохновляемся, и едим
фрукты и наслаждаемся южным солнцем.
Изучаем животный и растительный мир юга нашей родины, в анапском зоопарке
рисуем с натуры страусов . рассмотрев этих сильных птиц, замечаем, какие умные и
немножко грустные у них глаза…
Здесь, на склонах холмов, можно встретить черепах, которые деловито шагают куда-то по
своим черепашьим делам. А в траве живут улитки. Распустив свои длинные усики, они
переползают с травинки на травинку. Здесь чистый воздух и тёплое солнце, здесь природа
вдохновляет на творчество и велит более внимательно и вдумчиво передавать красоту
южного края ..
Выход на пленэр — настоящий праздник для учащихся! Ребята получают новые
впечатления и собирают материал для будущих композиций. Они не только хорошо
отдыхают, но и приобретают новых друзей, получают знания и навыки пленэрной
живописи, которые станут хорошей школой для дальнейшего развития творческих
способностей. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся. Они
знакомятся с новыми интересными объектами для изображения: живописной природой,
городской и загородной архитектурой. На открытом воздухе закрепляются навыки работы
с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и
воздушная перспектива.
Море здесь всегда - ежедневный праздник для детей. После занятий живописью
радостное волнение окрыляет шаги — быстрей, быстрей! И наконец, море! Огромное и
долгожданное, оно сверкает белой пеной и обдаёт стойкой соленой свежестью, зовёт в
теплую, ласковую воду.
Здесь день наполнен с утра до позднего вечера, и нужно многое успеть, увидеть,
запомнить, а потом запечатлеть в своих рисунках.
Свежий морской воздух даёт детям заряд энергии, положительные эмоции и располагает к
новым творческим идеям и свершениям. Здесь дни наполнены радостью и солнцем.
В учебном году, после таких творческих поездок ,ученики полны новыми планами , и
легко усваивают учебные программы.
Во время нашего путешествия ребята учатся жить командой. Такие мелочи, как помочь
донести сумку, или подождать задержавшегося, учат детей доброму отношению друг к
другу, воспитываются качества характера, которые обязательно им пригодятся.
Таким образом, острый вопрос о связи обучающих, развивающих и воспитательных
задач
при
работе
с
детьми
легко
решается
в
нашей
художественной
школе.
И
весь
следующий
учебный
год
ребята
вспоминают
свою
поездку
к
морю
и
планируют
в
следующем году снова много нового и интересного.