Напоминание

"О пользе выездных пленэров"


Автор: Иванова Анна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская обл
Наименование материала: статья
Тема: "О пользе выездных пленэров"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О пользе выездных пленэров для учеников художесвенной школы или как воспитать

творческую, культурную, социально адаптированную личность.

Учебной

дисциплине

«Пленэр»

в

нашей

художественной

школе

отводится

немного

времени, цель предмета - закрепить и углубить знания и навыки по рисунку, живописи и

композиции. Но, как известно, педагог художественной школы учит ребёнка не только

рисовать. Порой даже эта задача отходит на второй план. Задача педагога значительно

шире,

сложнее

-

неустанно

воспитывать

в

ребёнке

гармоничную,

социально

адаптированную, творческую, культурную, самостоятельную и т. д., личность.

Этот рассказ о том, как решают эти задачи педагоги нашей художественной школы,

ежегодно вывозя своих учеников на выездные пленэры. Совместное существование на

протяжении всей поездки помогает воспитать в детях эти качества.

С учениками художественной школы мы ездили в Питер, и в г. Владимир, знакомились там

с архитектурными памятниками . Но излюбленным направлением наших путешествий

стал посёлок Сукко недалеко от Анапы, на берегу черного моря. Каждый год собирается

группа творческих, позитивно настроенных, любящих путешествия и приключения

учеников школы и их родителей , бабушек и дедушек, сестрёнок и братишек в составе

около 50 человек. Это самое счастливое время для наших путешественников. Отдых,

совместно с творчеством, вдохновляет и окрыляет. Между тем преподаватель ведёт

большую работу, решая важные воспитательные задачи.

Первое, что необходимо сделать преподавателю -организовать творческую атмосферу для

детей и их родителей.

Когда ребенок попадает в общество творческих людей, и видит, как увлечены

окружающие рисованием, и что вокруг все рисуют постоянно, сам начинает рисовать

много и увлеченно. Те дети, которые остались проходить пленэрную практику в своём

городе, часто лишены такой возможности. В творческих поездках же дети рисуют

постоянно - в поезде, в поездках на экскурсии, в своих комнатах до поздней ночи, пока их

не заставишь спать. Практикуем не только работы этюдного характера на состояние,

цветовые сочетания, которые предусмотрены программой пленэра , но и ведём скейч - бук,

в котором делаются наброски, зарисовки, иногда сопровождающиеся пояснительными

надписями. Зарисовываются из окна поезда здания вокзала с интересными

архитектурными элементами, или делаются наброски пассажиров, прогуливающихся по

перрону. Зарисовки дают заряд творческой энергии, подгоняют во времени и поэтому

иногда получаются особенно удачными. Или в каком- нибудь кафе на отдыхе также рисуем

интересный элемент интерьера, или мебели. Фотоаппарат для этих целей не подходит, он

лишь делает снимок, перечисляя детали, творческий же человек усилит интересное и

упустит незначительное, и это главное в обучении рисованию.

Итак, во время наших путешествий обстановка наполнена творчеством.

Развивающие задачи также решаются легко.

Мы посещаем Краеведческией музей и музей Горгипия (так называлось греческое

поселение на месте современной Анапы)

Обращение к краеведению на пленэре позволяет направить учебный процесс на развитие

ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств.

Краеведение — один из самых эффективных компонентов воспитания уважения к

традициям предков, к культурному наследию прошлого, расширение их кругозора и

культурного многообразия;

Рисуем с музеях, изучаем архитектуру древних греков и сравниваем её с современными

постройками Анапы и посёлка Сукко, в котором живём.

Архитектура посёлка напоминает сказочные домики из сказок Андерсена. Расположенные

между горами домики с красными черепичными крышами, резные беседки перед

домиками, увитые алыми и белыми розами, и бордовая черешня, свисающая гроздьями и

манящая небывалым ароматом…Это всё непременно рисуем, вдохновляемся, и едим

фрукты и наслаждаемся южным солнцем.

Изучаем животный и растительный мир юга нашей родины, в анапском зоопарке

рисуем с натуры страусов . рассмотрев этих сильных птиц, замечаем, какие умные и

немножко грустные у них глаза…

Здесь, на склонах холмов, можно встретить черепах, которые деловито шагают куда-то по

своим черепашьим делам. А в траве живут улитки. Распустив свои длинные усики, они

переползают с травинки на травинку. Здесь чистый воздух и тёплое солнце, здесь природа

вдохновляет на творчество и велит более внимательно и вдумчиво передавать красоту

южного края ..

Выход на пленэр — настоящий праздник для учащихся! Ребята получают новые

впечатления и собирают материал для будущих композиций. Они не только хорошо

отдыхают, но и приобретают новых друзей, получают знания и навыки пленэрной

живописи, которые станут хорошей школой для дальнейшего развития творческих

способностей. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся. Они

знакомятся с новыми интересными объектами для изображения: живописной природой,

городской и загородной архитектурой. На открытом воздухе закрепляются навыки работы

с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и

воздушная перспектива.

Море здесь всегда - ежедневный праздник для детей. После занятий живописью

радостное волнение окрыляет шаги — быстрей, быстрей! И наконец, море! Огромное и

долгожданное, оно сверкает белой пеной и обдаёт стойкой соленой свежестью, зовёт в

теплую, ласковую воду.

Здесь день наполнен с утра до позднего вечера, и нужно многое успеть, увидеть,

запомнить, а потом запечатлеть в своих рисунках.

Свежий морской воздух даёт детям заряд энергии, положительные эмоции и располагает к

новым творческим идеям и свершениям. Здесь дни наполнены радостью и солнцем.

В учебном году, после таких творческих поездок ,ученики полны новыми планами , и

легко усваивают учебные программы.

Во время нашего путешествия ребята учатся жить командой. Такие мелочи, как помочь

донести сумку, или подождать задержавшегося, учат детей доброму отношению друг к

другу, воспитываются качества характера, которые обязательно им пригодятся.

Таким образом, острый вопрос о связи обучающих, развивающих и воспитательных

задач

при

работе

с

детьми

легко

решается

в

нашей

художественной

школе.

И

весь

следующий

учебный

год

ребята

вспоминают

свою

поездку

к

морю

и

планируют

в

следующем году снова много нового и интересного.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!