Автор: Филина Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с "Золотой ключик"
Населённый пункт: Анадырь
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: Путешествие по России"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ГОРОДА АНАДЫРЯ»
Конспект организованной образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию на тему: «Путешествие по России»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель первой категории:
Филина О.Е.
г. Анадырь-2018
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать
знания
детей
о
России,
государственной
символике;
закрепить
названия
крупных
российских
городов;
названия
народных
промыслов.
Закрепить
знания
о
лесе,
о
правилах
поведения в природе;
формировать социальные навыки.
Развивающие:
способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, и
свободному общению с взрослыми и детьми;
развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине,
уважительное отношение к людям, которые внесли определенный
вклад в процветание России;
обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.
развивать творчество детей;
обеспечить
оптимальную
двигательную
активность
детей
при
проведении ООД.
формировать
нравственные
качества
личности:
внимательность,
доброжелательность, взаимопомощь.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свою Родину;
воспитывать интерес детей к представителям других народов;
воспитывать стремление видеть в окружающем красоту.
Методические приемы:
игровой (ООД в форме игры-путешествия);
словесный (беседа, объяснение, художественное слово);
наглядный (карта мира, фотовыставка посвященная Чукотке);
использование ТСО (эмоциональный настрой);
художественное
слово
–
вызвать
интерес
к
занятию,
привлечь
внимание детей; ф
физкультминутка
(п/игра)
-
снижение
утомляемости,
развитие
двигательной активности;
сюрпризный момент – привлечение внимания детей, доставление
радости;
игровая
зона
привлечение
детей
к
игре,
скоординированность
действий;
учебная
зона
–
смена
обстановки,
развитие
творческих
и
умственных способностей детей, речевой активности.
Материалы и оборудование: карты Мира и России; изображения гербов и
флагов; фотографии города Анадыря; нарты; чукотский мешочек; чукотский
мячик; нарисованные деревья; корзина для сбора мусора; сопровождающая
аудиозапись; наглядно – декоративные пособия.
Предварительная
работа:
беседы
о
российской
символике;
чтение
и
разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание
фотографий городов и рек, карт мира и России; беседы, рассматривание
иллюстраций
и
выполнение
работ
по
мотивам
народного
декоративно-
прикладного искусства.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход ООД.
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая лучшая – наша
страна. Как она называется?
Дети: наша страна называется Россия.
Воспитатель: Ребята, а какими словами можно сказать о России, что бы
подчеркнуть все ее достоинства, какая она?
Дети: многонациональная, бескрайняя, богатая, огромная, сильная, красивая,
любимая и т.д.
Воспитатель: Россия наша Родина. Объясните что такое Родина?
Дети: Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем, Родина
– это где родились наши мамы и папы, бабушки и дедушки, Родина у каждого
человека одна.
Воспитатель: Ребята мы много знаем стихотворений о нашей Родине. Кто
расскажет одно из них?
Дети: Великую землю
Любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Русский
народ
–
очень
мудрый
народ.
Из
поколения
в
поколение
передается
народная
мудрость
в
виде
пословиц
и
поговорок,
народных примет.
Народная пословица – недаром молвится.
И если мы сегодня говорим о Родине, вспомним пословицы и поговорки о
нашей России.
Дети: «Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто
за Родину горой, тот истинный герой», «Русский человек без Родины не
живет», «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха».
Воспитатель: Ребята, чему учат эти пословицы и поговорки?
Дети: пословицы
и
поговорки
учат
добру,
защищать
Родину
от
врагов,
любить Родину.
Воспитатель: (педагог подводит детей к карте) перед вами карта мира.
НАСТЯ, покажи на карте территорию России. Ребята, на карте есть и другие
страны.
Это,
например,
Польша,
Германия,
Великобритания,
Финляндия.
Обратите внимание, какую огромную территорию, по сравнению с другими
странами, занимает Россия. Когда на одном конце страны люди ложатся
спать, на другом начинается день. На одном конце - идет снег, а на другом -
припекает солнышко. ИЛЬЯ, покажи на территории России город Анадырь.
Вот город, в котором мы живем (Воспитатель ставит флажок), Анадырь
находится на северной границе России в Чукотском автономном округе. Наша
Чукотка – это малая часть России. Обратите внимание на фотовыставку,
посвященную Чукотке (подойти к картинкам с изображением герба и флага,
города Анадыря). Чукотка имеет свою символику. Какую?
Дети: это герб и флаг.
Воспитатель: назовите столицу Чукотки.
Дети: столицей Чукотки является город Анадырь.
Воспитатель: да, это наш родной, красивый, с ярко-раскрашенными домами
город.
Город
славен
своей
историей,
достопримечательностями.
Какие
достопримечательности вы знаете?
Дети: музейный центр наследия Чукотки, кинотеатр «Полярный», Морской
порт, единственный на Севере деревянный храм, Дворец детского творчества,
Колледж...
Воспитатель: мы гордимся тем краем, в котором живем, его природой,
богатыми
недрами,
а
в
особенности
–
трудолюбивыми
и
талантливыми
людьми, его населяющими. Мы с вами совершили небольшую экскурсию по
нашему родному краю. А теперь, РОМА, покажи на карте, где находится
город Москва. Вот город Москва (Воспитатель ставит флажок. Проводит
указкой по карте от Анадыря к Москве).
Российский край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
А быстрокрылый самолет
Летит неутомимо.
На север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать больше о нашей России? Тогда я вас
приглашаю
совершить
удивительное,
интересное
путешествие
по
нашей
необъятной Родине.
(Звучит чукотская музыка. Заходит женщина в чукотской национальной
одежде).
Тиркенеу:
Здравствуйте
ребята!
Меня
зовут
Тиркенеу,
что
означает
«солнышко». Я услышала, что вы собираетесь в путешествие по России. Как
это интересно! А на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в
дальний путь?
Дети: самолет, вертолет, пароход…
Тиркенеу: Я предлагаю вам немного пофантазировать. И отправиться в путь
на волшебных летающих чукотских нартах, которые с легкостью домчат нас в
любое место.
Дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Тиркенеу, а что это у вас в руках?
Тиркенеу: Я принесла с собой настоящий чукотский мешочек, наполните его
мудростью, новыми знаниями, которые встретятся вам на пути. Привезите
его мне. А я передам ваши знания другим детям. А еще, возьмите с собой эти
чукотские
сувениры,
вдруг
они
вам
в
пути
пригодятся.
(Воспитатель
благодарит Тиркенеу). До встречи (уходит).
Воспитатель: чтобы нарты смогли взлететь, возьмитесь за руки, повернитесь
к своему соседу, подарите друг другу улыбку и хором скажите: «В добрый
путь!»
Воспитатель: ребята, обратите внимание, мы пролетаем над территорией
России. А что мы видим, глядя с высоты?
Дети: мы видим леса, горы, реки, моря, озера.
Воспитатель: Российский край, моя земля, родимые просторы!
У нас и реки, и поля, моря, леса, и горы.
Воспитатель: в
лесу
и
совершим
нашу
первую
посадку.
Чтобы
нарты
приземлились, нужно сказать волшебные слова: «Раз, два, три – к земле
лети».
Воспитатель: пойдемте, ребята, в лес. Отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Дети: дерево.
Воспитатель: правильно. Деревьев в лесу великое множество. Какие деревья
вы знаете?
Дети: дубы, осины, березы, ели, сосны, ивы.
Воспитатель:
кто
ответит
–
какое
дерево
считается
символом
красоты
русской природы и символом России?
Дети: символом красоты русской природы является береза.
Воспитатель: какое дерево считается символом мудрости?
Дети: символом мудрости является дуб.
Воспитатель: какое дерево - символ Нового года и Рождества?
Дети: символ Рождества – ель.
Воспитатель: лес – это огромный дом для множества зверей и птиц. Деревья
вырабатывают кислород, необходимый для всего живого на Земле. Россия –
самая
богатая
лесами
страна.
Что
случилось
в
нашем
лесу? (Дети
отвечают). Вот поэтому в нашем лесу очень тихо, не слышно пения птиц,
шуршания листьев.
Воспитатель: что нужно сделать, что бы лес вновь ожил?
Дети: убраться в лесу, нужно помочь лесу.
Воспитатель: посмотрите: у нас есть корзина, соберем мусор.
Дети собирают мусор. Слышится пение птиц, шум леса.
Воспитатель: прислушайтесь, ребята, лес благодарит вас за помощь.
Физминутка: Руки подняли и покачали.
Это березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель: так как же нужно относиться к природе?
Дети: бережно, не сорить, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать
птенцов и детенышей животных в руки, потому-то родители могут от них
отказаться, не разжигать костер, не рвать цветы.
Воспитатель: к природе нужно относиться очень бережно - вот и первая
мудрость. НАТАША, повтори ее пожалуйста. ВЛАДИК, повтори. Возьмем
листочек, который нам будет напоминать об этой мудрости. Я положу его в
наш мешочек (воспитатель подбирает листок дерева, и кладет в мешочек).
Воспитатель: С деревом, листком и птицей,
Все должны мы подружиться,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: пора продолжить наш путь, садимся, беремся за руки, другу
улыбнулись и говорим волшебные слова. «В добрый путь!». А пока мы
летим, поиграем в игру: «Назови, не повторись». Опишите одним словом,
какой бывает лес? Вот нам и пригодится чукотский мяч.
Примерный ответ детей: (лес) красивый, хвойный, смешанный, березовый,
живой,
зеленый,
заснеженный,
шумный,
тихий,
большой,
лиственный,
старый, сухой, грибной, зимний, ночной, глухой, таежный, неугомонный,
сонный, таинственный, волшебный, вековой, густой.
Воспитатель: обратите
внимание
какой-то
город
впереди.
Давайте
приземлимся
и
посмотрим.
«Раз,
два,
три
–
к
земле
лети».
Подойдем
поближе. Да это же Город Мастеров!
Воспитатель
подводит
детей
к
столику,
на
котором
расставлены
предметы хохломской, гжельской, городецкой росписи, дымковская игрушка.
Славилась Россия, чудо - мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили.
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить изделия из декоративно прикладного
искусства российских мастеров. Отгадайте загадку:
1) Эта роспись - просто чудо.
Голубая вся посуда.
Роспись синим завитком
Манит русским васильком (гжельская роспись)
Воспитатель: Правильно, ребята. Покажите изделия гжельских мастеров.
Посмотрите, какая красота. Все изделия разные, но в одном одинаковые. В
чем? (Дети рассказывают).
Примерный ответ детей: Гжель – это дивные синие и голубые цветы, травы
и листья, написанные по белому фону. Узоры выполняются кистью то еле
заметным голубоватым, то тёмно - синим цветом.
Воспитатель: следующая загадка:
2) Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки,
Там лихо скачут всадники,
Жар птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят (городецкая роспись)
Воспитатель: покажите
изделия
городецкой
росписи.
Не
стесняйтесь,
выходите, о промысле расскажите.
Примерный ответ детей: Городецкий узор состоит из крупных и мелких
цветов в букете или гирлянде. Крупные цветы «розаны». А мелкие голубые
цветы
«купавки».
Последний
этап
работы
городецких
мастеров
–
это
«оживка», которую наносят концом кисти, белой и чёрной краской, на
лепестки и листья цветов.
Воспитатель: вот вам следующая загадка:
3) Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке (хохлома)
Воспитатель: угадали.
Какие
изделия
из
хохломы
вам
нравятся? (Дети
отвечают)
Воспитатель: ну и последняя загадка.
4) вот игрушки непростые,
А волшебно расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски (дымковская игрушка)
Воспитатель:
ребята,
так
почему
эти
игрушки
называют
дымковскими?
Какие дымковские игрушки вы знаете?
Примерный ответ детей: Их изготавливают в селе Дымково дымковскими
мастерами.
Дымковским
узором
украшают
свистульки
–
игрушки,
вылепленные из глины.
Воспитатель: Как
приятно,
что
вы
не
забываете
изделия
российских
мастеров. В мешочек я положу хохломскую ложку, чтобы она напоминала вам
о том, где вы побывали, о русских народных умельцах и их промыслах.
Воспитатель
берет
деревянную
ложку
и
кладет
в
мешочек,
а
из
него
достает чукотский сувенир.
Воспитатель: наша
Чукотка
тоже
гордится
своими
умельцами,
которые
работают в косторезных мастерских, шьют изделия из меха и кожи, делают
украшения из бисера. Мы оставим чукотский сувенир от Тиркенеу в Городе
Мастеров.
Воспитатель ставит сувенир на стол.
Воспитатель: Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться.
Поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Воспитатель: Нам пора отправляться в путь, беремся за руки и говорим
волшебные слова: «В добрый путь!».
Все садятся на нарты.
Воспитатель: чтобы путь показался нам короче, поиграем в игру «Города».
Вот вам чукотский мяч, главное не повторяться с названием города.
Ребята,
посмотрите,
мы
пролетаем
над
самым
главным
городом
нашей
страны. Что это за город?
Дети: это город Москва.
Воспитатель: вот наша следующая остановка «Государственная». «Раз, два,
три – земле лети»
Воспитатель: Москва – это самый главный и самый большой город нашего
государства.
Много
стихотворений
сложено
о
Москве.
Кто
прочитает
стихотворение о столице?
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни кремля,
Москва – это сердце России
Которое любит тебя.
Воспитатель: В Москве работают правительство нашей страны и президент.
Воспитатель: Как зовут нашего президента?
Дети: Дмитрий Анатольевич Медведев (Владимир Владимирович Путин).
Воспитатель: назовите государственные символы России.
Дети: флаг, герб, гимн.
Воспитатель: молодцы! А кто расскажет о нашем флаге?
Дети: у России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя и красная.
Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая,
она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит
свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь,
пролитая за Родину.
Воспитатель: под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают
во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель: кто знает стихотворение про герб?
Дети: У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: так почему же на гербе России изображен орел?
Дети: чтобы все знали, что Россия сильная страна.
Воспитатель: Расскажите, что вы еще видите на гербе.
Дети отвечают.
Воспитатель: что такое гимн?
Дети: гимн – это самая главная торжественная песня страны. Гимн слушают
стоя. Мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: правильно! У каждой страны свой гимн. Здесь написаны слова
гимна нашей страны. Сейчас мы послушаем отрывок из гимна России.
Прослушивание отрывка гимна. Дети встают.
Воспитатель: А
еще,
Москва
культурный
и
исторический
центр
нашей
страны. Назовите достопримечательности Москвы.
Дети: Красная площадь, Царь-пушка, Царь-колокол, Кремль, музеи, театры,
памятники, фонтаны, метро, Храмы и церкви, университеты…
Воспитатель: вот флажок, символ нашего государства. Он напомнит вам,
что нового вы узнали на остановке «Государственная». Я кладу его в наш
мешочек
(воспитатель
берет
флажок
и
кладет
в
мешочек,
раздается
музыка). Как
долго
мы
путешествовали,
да
и
мешочек
уже
наполнился
знаниями и мудростью. Пришла пора возвращаться на свою малую Родину, в
город Анадырь, беремся за руки, а чтобы быстрее оказаться дома, нужно
закрыть глаза и произнести такие слова: «Если дружба велика – будет Родина
крепка». (Дети произносят слова, звучит музыка про Анадырь. Под звуки
музыки появляется Тиркенеу). Ой! Посмотрите, ребята! Мы уже в Анадыре, в
нашем саду, и нас встречает Тиркенеу!
Тиркенеу: С
возвращением,
ребята!
Ну
что,
наполнился
наш
мешочек
знаниями и мудростью?
Воспитатель: вот посмотрите, что мы вам привезли (передает мешочек).
Тиркенеу: (достает по одному предмету и спрашивает детей). Где вы его
взяли?
Дети: на остановке «Лесная».
Тиркенеу: какая мудрость заключается в этом листке?
Дети: нужно беречь природу.
Тиркенеу: (достает ложку). Что это? Где вы взяли этот предмет? Назовите
промыслы российских мастеров.
Дети рассказывают.
Воспитатель: а еще мы оставили ваш подарок в Городе Мастеров, чтобы он
напоминал жителям города о нашей Чукотке, о чукотских мастерах.
Тиркенеу: (достает флажок) Это что за символ?
Дети: это символ нашего государства – флаг.
Тиркенеу: о чем этот символ вам напоминает?
Дети: о России, о гербе и флаге России, о любви к Родине и т.д.
Тиркенеу: молодцы, ребята. Еще этот символ напоминает о дружбе народов в
России.
Народы как одна семья, хотя язык их разный.
Все дочери и сыновья своей страны прекрасной.
И Родина у нас одна, привет тебе и слава,
Непобедимая страна, российская держава!
Большое вам спасибо. Теперь ваши знания и мудрость я передам другим
детям. До свидания.
Воспитатель: До свидания. Приходите к нам еще. И в заключение нашего
путешествия я еще раз хочу напомнить вам, что такое Родина:
Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это - Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это - Родина твоя.
Садик – где твои друзья?
Это - Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей.
В лесу смородина.
Это – тоже Родина.
Воспитатель: На
этом
наше
путешествие
закончено,
и
я
предлагаю
нарисовать
то,
что
больше
всего
запомнилось
из
нашего
путешествия
(продуктивная деятельность).
Итог: Выставка детских работ.