Автор: Астафьева Юлия Станиславовна
Должность: воспитатель специализированной группы для детей с нарушением зрения
Учебное заведение: Детский сад №41 города Костромы
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Конспект игровой деятельности педагога с детьми с нарушением зрения
Тема: Дидактическая игра "Соседи на планете"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Костромы» Детский сад № 41»
Конспект
совместной игровой деятельности
педагога с детьми с нарушением зрения старшей группы
«Дидактическая игра ЛОТО
Соседи по планете»
Подготовила:
Астафьева Юлия Станиславовна
Воспитатель МБДОУ города Костромы
«Детский сад №41»
Кострома
2018
Цель: формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о частях
тела человека, внутренних органов, полезных продуктах питания, витаминах,
здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и закреплять знания детей о частях тела человека, органах чувств.
- познакомить детей с некоторыми важными внутренними органами человека
(сердце, легкие, желудок);
-
дать
детям
представления
о
строении
собственного
тела,
расширять
представления о своем организме, о его строении;
- расширять знания дошкольников о правильном питании, его значимости, о
взаимосвязи питания и здоровья.
Развивающие:
- развивать речевую активность;
-
развивать
сохранные
анализаторы
(обоняние,
слух,
осязание,
вкусовые
ощущения);
- развивать мыслительные операции, память.
Воспитательные:
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- воспитание
нравственно-волевые
черты
личности,
активность,
самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
- укреплять здоровье детей;
- формировать бережное отношение к своему здоровью;
-формировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Коррекционные:
- учить соотносить зрительный образ со словом;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, прослеживающую функцию глаз,
целостное
восприятие
предметов,
пространственную
ориентировку,
формо-
цветовопритие.
Словарная работа:
Уточнять и закреплять в речи существительные: плечи, кисть, стопа, легкие,
желудок, пищевод, грудь, воздух; прилагательные: внутренние органы, важный
орган; глаголы: перегоняет кровь.
Методы и приемы:
Игровой, практический, наглядный, беседа, вопросы к детям, художетсвенное
слово, побуждение к ответам, поощрении.
Материалы:
Схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними оргнами,
лабиринты на каждого ребенка, игра «Часть-целое», яблоко, мандарин, бубен,
указки для лабиринтов, «снежные бутылочки», карточки с витаминами, ромашка.
Предварительная работа:
Рассматривание
иллюстртивного
материала
об
организме
человека,
плакатов,
схем;
чтеие
художественной,
энциклопедической
литературы,
загадывание
загадок, заучивание стихотворений, беседы о строении тела, об организме, о
пользе здорового питания, проведение упражнений, дидактических игр.
Ход:
Тифлопедагог:
- Дети, сегодня к вам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Наши гости
хотят узнать, что вы знаете о строении тела человека, о полезных продуктах
питания, витаминах. А по может вам в это вот кто. Отгдайте загадку:
Зовут его, когда больны,-
Заботы так его нужны!
Уверенно он в дом войдет,
К больному близко подойдет,
Пощупает: горяч ли лоб,
Достанет свой фонендоскоп.
Прослушает, заглянет в рот,
Ецепт оставит и уйдет.
Больному станет легче вдруг,
Скажите, кто же этот друг?
Дети:
- Врач, доктор.
Входит доктор (педагог)
Доктор:
- Высокие, низкие, далёкие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их нет на свете.
Ребята, посмотрите, сколько я перечислила разных людей, и вроде они все разные
на вид. Но есть у каждого из них – и руки, и ноги, и рот, два уха, глаза и нос. Но
какими бы мы разными ни были, все равно мы похожи друг на друга свом
телосложением. Правда? Дима, у тебя есть ноги? Саша, а у тебя? И у меня есть!
Лида у тебя есть уши? А у тебя, Соня? И у меня есть уши! Вот видите как мы
похожи? Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека?
Дети по одному говорят слова и показывают названную часть тела на плакате
«Тело человека».
- Быть у каждого должна очень умной голова.
Я верчу ей как умею, голова сидит на шее.
На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.
Съел еду я всю и вот мой наполнился живот.
Живот, спина и грудь – их вместе туловище зовут.
Руки, чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики, очень дружные пальчики.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку.
Доктор:
- Молодцы, дети, а как вы думаете, вы все части тела назвали?
Дети:
- Нет.
Доктор:
- Верно, а вот какие части тела вы еще не назвали, мы с вами узнаем, когда
поиграем в игру «Найди на ощупь часть тела».
Игра «Найди на ощупь названную часть тела»
Дети встают парами друг за другом. Ребенок, который стоит сзади с закрытыми
глазами находит у своей пары названную педагогом часть тела: уши, плечи, кисть
руки. Затем дети меняются местами и находят другие части тела: нос, локоть,
стопу ноги.
Доктор:
- Хорошо, и с этим заданием вы справились.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Носик – запах различать,
А кожей вещи ощущать.
Ребята, а может быть это не так? Может быть вы глазами слышите, а ушами
видите?
Дети:
- Нет!
Доктор:
- Давайте убедимся, что в стихотворении все сказано правильно! Скажите, на
какой части тела находятся все эти помощники?
Дети:
- На голове, на лице.
Доктор:
- Перед вами находится овал лица человека, вам нужно будет выложить на нем
всех наших помощников – глаза, уши и так далее.
Игра «Части целого: лицо человека».
Дети по одному выкладывают на ткани части лица (на липах), обосновывают
свои действия: глаза, чтобы смотреть, нос, чтобы нюхать и т.п.
Доктор:
-
Молодцы,
дети.
Вы
сказали,
что
глаза
нужны,
чтобы
видеть,
нос,
чтобы
чувствовать
запахи.
А
давайте
мы
действительно
посмотрим,
понюхаем,
пощупаем и послушаем.
Игра «Что умеют делать наши помощники?»
Доктор предлагает детям увидеть в группе предмет красного, зеленого цвета, с
закрытыми глазами определить вкус яблока, почувствовать запах мандарина,
услышать звук бубна, почувствовать, какую геометрическую фигуру нарисовал
доктор на их спине.
Доктор:
- Молодцы, ребята, и с этим задание вы справились. А сейчас мы отдохнем и пять
играть начнем.
Физкультурная минутка.
Живут мальчики – веселые пальчики,
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело потянулось
И вперед спина нагнулась.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И дуг другу улыбнулись.
Доктор:
- Дети, внутри тела человека находятся органы, которые помогают человеку
расти и развиваться. Положите руку на грудь, как я. Давайте тихонечко посидим и
прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое?
Дети:
- Это стучит сердце.
Доктор:
- Правильно, мы не можем его увидеть, но можем услышать, как оно бьется.
Покажите на схеме сердце. Сердце человека чуть больше его кулака. Сомите свой
кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днем и ночью без
отдых. Оно, как насос перегоняет кровь по всему организму человека. Как вы
думаете, сердце важный орган? Почему?
Дети:
- Да, сердце важный орган, потому что, если оно остановится, человек умрет.
Доктор:
- Дети, а вы знаете стихотворение про сердце?
Ребенок рассказывает стихотворение:
Тук, тук, тук стучит сердечко
Точно так же, как мотор,
Если так стучит сердечко,
Значит человек здоров.
Доктор:
-
Давайте
мы
снова
замрем
и
прислушаемся
к
своему
организму.
Что
вы
чувствуете и слышите?
Дети:
- Мы слышим свое дыхание.
Доктор:
- Правильно, у человека есть еще очень важный внутренний орган, который как и
сердце работает без отдыха – легкие. Сколько легких у человека? Покажите их на
схеме.
Дети,
как
вы
думаете,
может
человек
жить
и
не
дышать?
Давайте
проверим. Попробуйте задержать дыхание и не дышать. Не получается? Так
может человек жить без дыхания?
Дети:
- Человек без дыхания жить не может.
Доктор:
- дети, во время вдоха в легкие попадает воздух, засчет которого мы дышим.
Хотите
узнать,
есть
в
ваших
легких
воздух?
В
этом
нам
помогут
снежные
бутылочки.
Дыхательная гимнастика «Снежные бутылочки».
Доктор:
- Ребята, что произошло со снежинками в бутылочках?
Дети:
- Когда мы подули в бутылочку через соломинку, снежинки начали летать.
Доктор:
- Почему они начали летать?
Дети:
- Потому что в бутылочку попал воздух, и на воздухе снежинки залетали.
Доктор:
- А откуда взялся воздух?
Дети:
- Из наших легких. В легких есть воздух.
Доктор:
- Дети, а еще, чтобы организм человека хорошо работал, все должны кушать.
Каждый день человек кушает. Пища из тарелки попадает в ложку, из ложки в рот,
во рту ее пережевывают зубы, измельчая на мелкие кусочки, пища смачивается
слюной, что она стала мягко и по пищеводу отправляется в желудок. В желудке
она переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему
организму. Желудок – это еще один важный орган организма человека (рассказ
сопровождается показом на схеме человека). У человека есть еще много важных
внутренних органов, но о них мы поговорим в другой раз. Дети, как вы думаете,
что нужно человеку, что бы он рос здоровым, умным, красивым?
Дети:
- Человеку нужны витамины.
Доктор: (показ карточек с витаминами АBCD).
-
Правильно,
витамины.
Их
очень
много,
но
самые
главные
из
них
–
это
витамины ABCD. Посмотрите внимательно по сторонам, в группе спрятались
точно такие же карточки с витаминами, найдите их глазками. Ноги приклейте к
полу и ищите карточки только с помощью глаз.
Зрительная гимнастика.
Доктор:
- В каких продуктах питания находятся витамины? Как эти продукты можно
назвать одним словом?
Дети:
- Витамины находятся в полезных продуктах.
Доктор:
- Ребята, карточки с лабиринтами, которые находятся на ваших столах, помогут
вам узнать, в каких продуктах питания находятся витамины ABCD.
Игра «Лабиринты».
Доктор:
- Молодцы, теперь вы знаете, в каких продуктах питания находятся витамины.
Расскажите еще раз о полезных продуктах.
Дети читают стихи:
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок черничный пьет.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины ABCD.
Итог образовательной деятельности:
Доктор:
- Молодцы, дети. Теперь вы знаете, какие полезные продукты нужно кушать,
чтобы быть сильными, красивыми и здоровыми. Я сегодня к вам пришла вот с
такой
ромашкой.
Она
не
простая,
на
каждом
лепестке
для
вас
нарисованы
вопросы в виде схем.
Каждый ребенок выбирает по одному лепестку, говорит, что там нарисовано,
доктор задает вопрос. Например: на лепестке нарисованы части тела: рука, нога,
голова. Доктор задает вопрос ребенку: «Назови части тела, которые ты знаешь».
На других лепестках нарисованы схемы: внутренние органы, полезные и вредные
продукты, органы чувств и т.д.
- Дети, какие бы вы дали советы своим друзьям, чтобы сберечь свое здоровье?
Дети:
- Делать утреннюю гимнастику, кушать полезные продукты, витамины, больше
гулять, закаляться.
Доктор:
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и а это я хочу угостить
вас полезными продуктами питания – бананами. Мне у вас очень понравилось, но
мне пора идти в другой детский сад, до свидания.