Напоминание

"Развиваем навыки зрительного восприятия посредством игр и упражнений у детей с нарушением зрения"


Авторы: Астафьева Юлия Станиславовна, Есипова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель специализированной группы для детей с нарушением зрения
Учебное заведение: Детский сад №41 города Костромы
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развиваем навыки зрительного восприятия посредством игр и упражнений у детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №41 города Костромы

Методическая разработка

«Развиваем навыки зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

посредством игр и упражнений»

Разработала:

Воспитатель спец.группы

Есипова М.Ю

2017 г.

Пояснительная записка

Зрительное восприятие – это одна из актуальных и сложных проблем в

формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, о запахе, вкусе

у детей с

нарушением зрения.

Зрительное восприятие служит основой познания мира, первой ступенью

которого является чувственный опыт. Значение зрительного восприятия в

дошкольном детстве трудно переоценить. Именно дошкольный возраст, и

особенно

у

детей

с

нарушением

зрения,

наиболее

благоприятен

для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет

фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет

самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для

успешного обучения слабовидящего ребёнка в детском саду, а в дальнейшем

и в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается

познание.

Все

другие

формы

познания:

запоминание,

мышление,

воображение

строятся

на

основе

зрительного

восприятия.

Зрительное

восприятие

детей

с

нарушением

зрения

направлено

на

развитие

ориентировочных

действий

по

обследованию

предметов,

их

сравнению,

сопоставлению с выделением различных признаков предметов: цвет, форма,

величина, пространственные расположения.

Успешность овладения сенсорными представлениями во многом зависит

от

состояния

зрения

ребёнка.

Следует

отметить,

что

дошкольникам

с

нарушением

зрения

(слабовидящим,

с

косоглазием

и

амблиопией)

свойственно неумение получать самостоятельно информацию о предметах

окружающего мира. Поэтому задача формирования зрительного восприятия у

них является главной и общей для всех взрослых, окружающих таких детей.

Как

правило,

дети

со

зрительной

депривацией,

усваивают

действия

обследования

предметов

и

их

признаки

лишь

на

основе

зрительного

2

восприятия

и

речи.

Поэтому

формируется

заметный

разрыв

между

представлениями о цвете, форме, величине с их словесным обозначением, и

умением

применять

эти

знания

в

конкретном

практическом

действии.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря

работам

М.

Монтессори.

Сенсорная

культура

это

усвоение

сенсорных

эталонов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и

их

оттенки

по

светлоте

и

насыщенности,

в

качестве

эталонов

формы

геометрические фигуры, в качестве величины – метрическая система мер.

В каждом возрасте перед зрительным восприятием стоят свои задачи,

формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни это обогащение слабовидящего ребёнка

впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить

за

движущимися

яркими

игрушками,

хватать

предметы

разной

формы

и

величины.

На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,

форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления

об основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя

предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни, у слабовидящих детей необходимо

сформировать

сенсорные

эталоны:

устойчивые

закреплённые

в

речи

представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине

между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками

цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине,

возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества

предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей

способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг

3

образцов

эталонов,

последовательному

осмотру

и

описанию

формы,

выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у

детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,

расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Дети с нарушением зрения характеризуются малым запасом предметных

и

пространственных

представлений,

неумение

обозначать

в

речи,

воспринимаемые

сенсорные

эталоны.

В

связи

с

этим

даже

в

старшем

дошкольном

возрасте

они

испытывают

большие

затруднения

в

усвоении

программы детского сада по разделу формирования зрительного восприятия,

а это снижает эффективность обучения детей с нарушением зрения и общую

подготовку их к школе. Умение ориентироваться в предметном мире является

одним

из

главных

условий

социально

бытовой

адаптации

ребёнка

и

подготовке к жизни и учёбе среди нормально видящих сверстников.

Особенность методической разработки заключается в том, что для

развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения я разработала

и представила систему развивающих игр и упражнений, изготовила пособия,

приобрела хороший красочный игровой материал и адаптировала их для

детей данной категории.

Развитие навыков зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

может быть успешным, если в процессе занятий использовать специальные

коррекционные задания, игры и упражнения.

Цель: развитие зрительного восприятия на полисенсорной основе у

детей с нарушением зрения в процессе коррекционно – развивающей работы.

Задачи:

1.Формировать

представление

о

цвете,

форме,

величине

предметов

окружающего мира.

4

2.Расширять

умения

пользоваться

сенсорными

эталонами

на

уровне

узнавания, называния, оперирования.

3.Формировать умения воспринимать предметные и сюжетные изображения.

Методы и приёмы:

Наглядный

метод.

Наглядность

-

должна

быть

доступной,

чтобы

слабовидящий ребёнок мог увидеть все части объекта, формы, строение,

пропорции, цвет. В первую очередь – знакомство детей с натуральными

объектами,

а

затем

с

их

изображениями,

чтобы

придать

наглядности

коррекционную

направленность.

При

этом

необходимо

использовать

масштабность, цветонасыщенность, контрастность, чёткость.

Словесный

метод. Пояснения,

указания,

разъяснения,

вопросы

к

детям,

требующие

активной

мыслительной

деятельности.

Приём

коррекции

словесного

метода

конкретизация,

последовательность,

образность.

Инструкции должны быть чёткими, без лишних слов, так как они управляют

действиями ребёнка и показывают этапы выполнения действий.

Практический

метод. Вовлечение

детей

в

содержательную,

активную,

развивающую

деятельность.

Моделирование.

Любое

знакомство

должно

заканчиваться практическим заданием ( смоделировать, расставить, сложить,

разложить, нарисовать, раскрасить, обвести, заштриховать и т. д.), чтобы

увидеть, как у детей сформировался образ предмета. Практические методы

способствуют формированию целостных и содержательных представлений о

предметах

и

явлениях

окружающей

действительности,

об

эстетической

картине

мира,

отношениях

человека

к

природе.

Всё

это

имеет

важное

коррекционно – развивающее значение в детском саду.

Игровой

метод. Игра

является

ведущим

видом

деятельности

детей

дошкольного возраста. Игра способствует развитию интереса к обучению,

позволяет

детям

лучше

усвоить

предлагаемый

материал.

«Сюрпризные

моменты»,

индивидуальные

и

коллективные

дидактические

игры

и

5

упражнения, игровые задания, раскрепощают детей, заставляют их логически

мыслить, высказывать свои предположения, стимулируют к действию.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми

видами

детской

деятельности;

во

всестороннем

воздействии

содержания,

методов,

приёмов,

коррекции

на

психику

ребёнка;

в

компенсаторном

развитии

средствами

деятельности

(игры,

труда,

занятий

и

т.

д.);

в

интеграции ребёнка в общество хорошо видящих детей. Поэтому обучение

развитию зрительного восприятия осуществляется не только на занятиях у

тифлопедагога на специальных подгрупповых и индивидуальных занятиях,

но и на занятиях у воспитателей ( ознакомление с окружающим, математике,

на

занятиях

по

художественно

продуктивной

деятельности),

на

музыкальном и физкультурном занятиях, в игре, во время прогулки и во всех

режимных моментах.

Оценка эффективности методических рекомендаций

Эффективность

коррекционного

воздействия

оцениваю

с

точка

зрения

преодоления

трудностей

развития

зрительного

восприятия

у

старших

дошкольников

с

нарушением

зрения

с

помощью

коррекционно

развивающих

занятий.

Эффекты

коррекционной

работы

проявились

на

протяжении

достаточно

длительного

временного

интервала:

с

момента

выявления

исходного

уровня

готовности

к

обучению

по

данному

направлению; в процессе коррекционной работы по развитию зрительного

восприятия, к моменту завершения – выявления результативности работы по

зрительному восприятию.

Прежде чем начать работать с ребёнком по выявлению его зрительных

возможностей,

изучаю

документацию

(записи,

сделанные

специалистами

ПМПК,

направившей ребёнка в детский сад № 41, общей медицинской и

офтальмологической карт). Это позволяет мне составить предварительное

6

представление о каждом ребёнке, подготовиться к общению с ним и его

родителями. Большое значение имеет при этом выявление умений ребёнка

пользоваться

своим

нарушенным

(или

остаточным

зрением)

и

уровень

развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования я имею возможность увидеть трудности,

мешающие

детям

в

овладении

познавательной

деятельно стью,

проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что

опираться

в

коррекционном

обучении,

определить

степень

и

характер

необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследования провожу в начале и конце учебного года, у детей с низким

уровнем развития и в середине года. По данным обследования составляю

тифлопедагогические

характеристики

детей.

Данные

обследования

и

характеристики фиксирую в индивидуальных картах. В конце учебного года

анализирую

и

обобщаю

данные

всех

проведённых

обследований.

Таким

образом, я получаю возможность проследить динамику развития ребёнка в

процессе коррекционного обучения.

При обследовании детей с нарушением зрения использую различные

методы:

*наблюдение:

выявляю

предметные

действия

в

игре,

на

занятиях

у

воспитателей, на музыкальных занятиях и занятиях по физической культуре;

* провожу специальные игры и упражнения по всем параметрам с опорой на

зрительные возможности каждого ребёнка;

*беседа с родителями.

Для обследования детей использую натуральные предметы, их макеты и

модели, игрушки, цветное и контурно – силуэтное изображение объектов

живой природы, предметов и вещей, окружающих ребёнка в реальной жизни

(мебель, посуда, одежда).

7

Обследование детей провожу исключительно в игровой форме, предлагаю

чёткие доступные, пониманию детей, задания.

При оформлении полученных материалов на каждого ребёнка составляю

карту обследования и определяю критерии сформированности умений:

Низкий уровень – задания выполняет с грубыми ошибками, необходима

практическая помощь педагога;

Средний уровень – при выполнении заданий есть неточности, ребёнок

нуждается в незначительной помощи педагога;

Высокий уровень – задания выполняет самостоятельно и правильно.

Провожу детальный анализ данных обследования и выявляю уровень

готовности к обучению зрительного восприятия каждого ребёнка, делю детей

на подгруппы, с опорой на диагноз,

для дифференцированного подхода к

организации занятий.

Исходный уровень развития зрительного восприятия у детей с

нарушением

зрения

выявляю

с

помощью

диагностических

методик,

разработанных Рудаковой Л. А.

Все занятия провожу на зелёных подкладных листах размером 30 на 40.

Дети со сходящимся косоглазием работают на наклонных, под углом 45

градусов, досках.

Пособия подбираю с опорой на зрительную нагрузку, рекомендованную

врачом – офтальмологом.

8

Содержание коррекционно – развивающей работы

по развитию зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения является важным звеном в системе коррекционно – воспитательной

работы детского сада № 41. Ко мне в группу приходят дети, у которых 1, 2

уровень сенсорного развития преодолён, т.е. ребёнок знает, что предметы

бывают одинаковые и разные. Они называют игрушки и многие предметы, но

затрудняются

в

узнавании

и

назывании

их

в

контурном

и

силуэтном

изображении. Дети знают несколько основных цветов; находят и называют

геометрические фигуры (круг, квадрат); знают объёмные формы (шар, куб);

умеют находить большой и маленький предмет, но затрудняются расставлять

и раскладывать их в порядке возрастания и убывания величины.

Свою работу по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения я начинаю с детьми 4 лет. В этом возрасте расширяю представления

детей о предметном мире,

формирую у них понятия об основных цветах

спектра, и их оттенках. Учу раскладывать 3 предмета по насыщенности

цвета, обозначая их словесно сначала сама, а потом предлагаю повторить

ребёнку.

Расширяю представления слабовидящих

детей о геометрических

фигурах (треугольник, прямоугольник) и геометрических формах (цилиндр,

конус); учу соотносить геометрические фигуры с формами и находить их в

окружающем пространстве. Учу детей расставлять 3 предмета в порядке

возрастания

и

убывания

величины,

сопровождая

свои

действия

речью:

большой,

поменьше,

самый

маленький

и

наоборот,

а

затем

дети

в

речи

закрепляют обозначение величины.

У 5 и 6 летних детей задачи усложняются: учу детей узнавать предметы

в

контурном,

силуэтном

и

зашумлённом

изображении;

упражняю

их

в

узнавании и назывании контурных предметов наложенных друг на друга.

9

Знакомлю детей с цветами радуги, учу находить и называть тёплые и

холодные тона, раскладывать от 5 до 7 оттенков основных цветов.

В этом возрасте даю детям представление об овале и трапеции, знакомлю

с элепсоидом, учу находить эти фигуры и формы в окружающей обстановке.

Труднее

всего

мои

дети

усваивают

обозначение

величины:

(длинный

-

короткий, высокий -

низкий, широкий - узкий, толстый – тонкий).

Эта

долгая

и

кропотливая

работа

длится

в

течение

3

лет,

но

не

все

дети

правильно усваивают словесное обозначение величины, это связано с их

зрительной патологией.

Предметные представления

Задачи:

1.Способствовать

коррекции

зрительного

восприятия

и

компенсации

зрительной

недостаточности

за

счёт

включения

психических

процессов

(мышления, памяти, речи) и сохранных анализаторов (осязания, обоняния,

вкусового восприятия).

2.Учить

группировать

предметы

по

их

принадлежности,

свойствам,

материалам.

3.Учить

узнавать

предметы

и

объекты

живой

природы

в

контурном,

силуэтном,

зашумлённом

изображении,

по

фрагментам

и

другим

информативным признакам.

4.Учить устанавливать причинно – следственную связь между предметами и

объектами живой природы и его пользой.

5.Учить понимать и передавать посредством речи, содержание сюжетного

изображения.

10

В

коррекционном

обучении

детей

со

зрительной

патологией

использование наглядности приобретает особое значение т.к. позволяет мне

опираться

на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует

формированию

у них реальных представлений об окружающем мире, об

изучаемых

предметах

и

явлениях

позволяет

расширить

объём

их

познавательной информации.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении

наглядности

я

раскрываю

детям

качества

и

свойства

предметов,

отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это

очень

важно,

использование

наглядности

позволяет

мне

поддерживать

у

детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный

материал в занимательной и доступной форме.

Виды наглядности, используемые в обучении

детей с нарушением зрения

Натуральные

наглядные

пособия:

предметы

ближайшего

окружения

(обувь, мебель, посуда, животные, растения, овощи, фрукты и т.д.), т. е.

предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления,

наблюдаемые на прогулках и экскурсиях.

Объёмные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели,

макеты, геометрические тела).

Дидактический материал (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки по

лексическим темам).

Изобразительные наглядные пособия

(предметные и сюжетные рисунки,

иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, плакаты,

настольно – печатные игры, разрезные картинка, лото, домино, пазлы ).

Графические наглядные пособия (схемы, планы).

11

Рельефные

наглядные

пособия

(барельефные

предметы,

рельефно

точечные и сюжетные изображения, выполненные таким образом).

В своей работе я использую демонстрационный и раздаточный материал.

Демонстрационную наглядность и раздаточный материал я использую как

для подгруппы детей, так и для каждого ребёнка.

Знакомя слабовидящих детей с предметным окружением или объектами

живой природы, учу детей узнавать и называть их; объединять в группы,

называя одним словом, например, ягоды, грибы, дикие животные, домашние

птицы; обращаю внимание детей на строении предмета или объекта; учу

находить сходства и отличия; подвожу к пониманию полезности предмета

(одежда,

обувь,

овощи,

фрукты)

и

объекта

(птицы

уничтожают

вредных

насекомых),

а

также

вреде

(вредные

насекомые

уничтожают

растения,

приносят

болезни

людям,

ядовитые

растения

наносят

вред

здоровью

человека);

определяем

свойства

предметов

(гладкий,

щероховатый,

холодный, тёплый, сладкий, кислый, солёный); из чего сделаны предметы (

дерева, стекла, железа, глины, пластмассы); как можно использовать тот или

иной

предмет

чашку

налить

чай,

на

стол

поставить

посуду,

в

комод

положить одежду и т.д.).

Игры и упражнения

1.

«Найди картинку»

Цель

игры.

Учить

детей

находить

изображения

какого

либо

предмета.

Ход игры. Перед детьми выкладываю по 3 карточки (например, автобус,

бабочка,

ранец

).

Прошу

одного

ребёнка

найти

автобус,

затем

спрашиваю, автобус – это что? Для чего он нужен? Какого он цвета?

Какой формы? Сколько у него дверей? Для чего нужны окна?

Как

называется

помещение,

где

находится

водитель?

Как

называется

помещение, где сидят пассажиры? Аналогичный опрос провожу по

другим картинкам.

12

2.

«Разложи по полочкам».

Цель игры. Учить детей составлять ассоциативные цепочки.

Ход

игры.

Перед

детьми

выкладываю

карточки

с

вертикальными

полосками (от 2 до 5 в зависимости от возраста детей) и карточки с

изображением предметов. Затем предлагаю детям навести порядок на

полках,

соблюдая

следующие

условия:

на

первую

полку

нужно

положить только головные уборы, на вторую полку нужно положить

одежду, на третью полку нужно положить обувь, на четвёртую полку

нужно положить посуду, на пятую полку нужно положить мебель.

После того, как задание будет выполнено, задаю детям следующие

вопросы:

Что находится на первой полке? (на 2, 3,4,5). На какой полке больше

всего предметов? На какой полке меньше всего предметов? На какой

полке одинаковое число предметов? На какой полке самый длинный

ряд предметов? На какой полке самый короткий ряд предметов?

3.

«Четвёртый лишний».

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы и обобщать понятия.

Ход игры. Беру карточки, перемешиваю их. Выкладываю на стол четыре

карточки: три из них относятся к одной группе, а четвёртая лишняя. Это

могут быть группы «Растения», «Посуда», «Одежда», «Животные». И т.д.

Предлагаю детям найти лишнюю карточку. Ребёнок, который правильно

нашёл карточку, хлопает в ладоши и объясняет свой выбор. Хлопок в

ладоши

позволяет

определить,

кто

был

первым,

и

избежать

споров.

Побеждает игрок, набравший больше всего карточек.

4.

«Четвёртый нужный».

Цель игры. Учить детей подбирать предмет из определённой группы.

13

Ход игры. Перед детьми все раскладываю карточки, затем выкладываю

три карточки одной тематической группы. Дети определяют, что это за

группа, и среди карточек, лежащих на столе, находят четвёртую, также

относящуюся к этой группе. Тот, кто нашёл карточку первым, забирает её

себе. Побеждает игрок, набравший больше всего карточек.

5.

«Картинки – половинки».

Цель игры. Познакомить детей с понятиями «часть», «целое».

Ход игры. Раскладываю перед детьми карточки половинок предметов.

Беру

две

из

них,

соединяю

половинки

так,

чтобы

получился

целый

предмет, показываю это детям, рассматриваем этот предмет, после чего

предлагаю

им

выбирать

правильно

половинки

и

составлять

целый

предмет. Выигрывает тот, кто сложил больше предметов.

6.

«Кто больше».

Цель игры. Учить детей правильно называть предметы.

Ход игры. Беру карточки, перемешиваю их, затем показываю детям по

одной и спрашиваю: «Что это?». Ребёнок, который первым правильно

назвал, что изображено на карточке получает её себе. Выигрывает тот, кто

больше наберёт карточек.

7.

«Кто быстрее».

Цель

игры.

Учить

детей

правильно

называть

предметы

и

быстро

закрывать свою карточку.

Ход игры. Раздаю детям по одной большой карте, а маленькие картинки

перемешиваю и выкладываю их рисунками вниз. Затем открываю одну

карточку и спрашиваю детей, что не ней изображено, например: «роза».

Ребёнок, у которого на большой карте нарисована роза, говорит: «Мне

нужна роза». Отдаю эту карточку ребёнку, он закрывает ею такую же

14

картинку

на

своей

карте.

Выигрывает

тот,

кто

быстрее

заполнит

картинками свою большую карту.

8.

«Парочки».

Цель

игры.

Учить

детей

правильно

называть

предметы

и

как

можно

больше собрать парочек.

Ход игры. Раскладываю картинки рисунками вниз. Предлагаю первому

ребёнку взять две любые карточки. Если на них изображён один и тот же

рисунок,

он

берёт

её

себе,

если

нет,

ребёнок

кладёт

их

на

место,

изображением

вниз.

Карточки

перемешиваются.

Ход

переходит

к

следующему участнику. Выигрывает тот, кто соберёт больше парочек.

9.

«Подбери пару».

Цель

игры.

Учить

детей

называть,

чем

похожи

и

чем

отличаются

изображения на картинках.

Ход игры. Раскладываю на столе карточки. Один ребёнок находит две

одинаковые карточки и рассказывает: «У меня две курочки, одна машет

крыльями, другая клюёт зернышки. Другой ребёнок берёт две карточки и

рассказывает: « У меня две коровы, одна щиплет траву, другая пьёт воду. И

т.д. (две бабочки, два цветка, два платья, два медвежонка).

10. «Узнай предмет по его части».

Цель игры. Учить детей узнавать предмет по фрагменту этого предмета.

Ход

игры.

Раскладываю

перед

детьми

карточки

с

изображением

фрагментов, каких либо предметов или объектов природы (труба дома,

крыло птицы, хобот слона, хвост лисы и т.д.) Дети берут карточку и

называют предмет, которому принадлежит данный фрагмент.

11. « Что забыл нарисовать художник».

Цель игры. Учить детей находить на рисунке недостающие детали.

15

Ход

игры.

Раскладываю

перед

детьми

картинки

с

предметами

или

объектами живой природы, у которых недостаёт деталей или частей тела.

Например, петух без хвоста, чайник без носика, ведро без ручки, стол без

ножки и т.д. предлагаю детям взять любую карточку и назвать, что забыл

нарисовать художник.

12.«Чья тень»

Цель игры. Учить детей накладывать предметы на силуэтное изображение

этих предметов.

Ход игры. Раскладываю перед детьми карточки с силуэтами предметов и

даю им картинки с изображением этих предметов. Предлагаю наложить

предмет на тень.

13. «Чудесный мешочек».

Цель игры. Развивать у детей тактильные ощущения.

Ход игры. Рассматриваем с детьми

несколько игрушек или предметов,

кладу их в мешочек и предлагаю детям по очереди брать один предмет

ощупывать его и называть, не вынимая из мешочка.

14. «Узнай по запаху».

Цель игры. Развивать у детей обоняние.

Ход игры. В зависимости от лексической темы, раскладываю на тарелку

кусочки овощей (лук, чеснок, огурец, помидор); фруктов (лимон, яблоко,

груша, апельсин, слива); хлебобулочных изделий: (булка, вафли, ржаной

хлеб, печенье). Предлагаю детям закрыть глаза. Подношу к носу каждого

ребёнка кусочек чего то и предлагаю определить по запаху, что это.

15.«Определи на вкус».

Цель игры. Развивать у детей вкусовые ощущения.

16

Ход игры. Игру провожу аналогично предыдущей.

16.«Что в щи, что в компот».

Цель

игры.

Учить

детей

классифицировать

предметы

по

способу

их

применения.

Ход

игры.

У

детей

на

столе

стоят

две

кастрюли,

каждого

ребёнка

вперемешку

на

большом

блюде

лежат

муляжи

овощей

и

фруктов.

Предлагаю детям сварить щи и компот, положив в одну кастрюлю овощи,

а в другую фрукты. Выигрывает тот ребёнок, кто быстрее разложит овощи

и фрукты.

17. «С какого дерева листок, плод»

Цель игры. Учить детей узнавать деревья по их листьям, плодам.

Ход игры. У детей лежат большие карточки с рисунками деревьев и

маленькие с рисунками листьев, (плодов). Предлагаю детям подобрать к

каждому дереву карточку с листком, (плодом) и положить её сверху.

18.«Летает, ползает, скачет». Игра проводится по теме «Насекомые»

Цель

игры.

Учить

детей

классифицировать

насекомых

по

способу

их

передвижения.

Ход игры. Перед детьми лежат муляжи насекомых или картинки с их

изображениями.

Говорю

детям:

«Посадите

на

белую

салфетку

всех

насекомых,

которые

летают».

«Посадите

на

жёлтую

салфетку

всех

насекомых, которые ползают». «Посадите на голубую салфетку

всех

насекомых, которые скачут».

Аналогичное задание можно проводить с транспортом «Летает, плавает,

ездит».

19. «Что растёт на грядке, что на дереве».

17

Цель

игры.

Учить

детей

различать

овощи

и

фрукты

по

месту

их

произрастания.

Ход игры. У детей на столе карточки, с изображением грядки и дерева и

картинки с изображениями овощей и фруктов. Говорю детям: «Положите

на грядку то, что на ней растёт». «Положите под дерево то, что растёт на

дереве».

20. «Сложи целое».

Цель игры. Учить детей составлять и видеть целостность предмета.

Ход

игры.

Предлагаю

детям

сложить

картинку

из

частей

и

назвать

предмет. В зависимости от возраста, дети складывают картинки от 2 до 8

частей. Дети старшей и подготовительной к школе группы складывают

картинки, разрезанные не только по диагонали, но и с угла на угол.

Аналогичное задание провожу с разрезными кубиками.

Более

сложные

задания

это

работа

с

пазлами.

Они

должны

быть

достаточно крупными и с небольшим количеством.

21. « Кто спрятался за забором».

Цель игры. Учить детей узнавать и называть зашумлённые предметы.

22. «Узнай и назови»

Цель

игры.

Учить

детей

узнавать

и

называть

предметы,

которые

нарисованы методом наложения.

Развитие различения предметов по материалу и поверхности

Игры и упражнения

18

1. Возьми в руки камень, сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он

твёрдый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать: твёрдый,

как камень. («Карандаш твёрдый, как камень, колокольчик твёрдый, как

камень», и т.д.)

2. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая. Отыщи на столе

предметы, о которых можно сказать: мягкие, как пух. («Шарф мягкий как

пух, меховая шапка мягкая как пух», и т.д.)

3. «Твёрдый – мягкий».

В игре принимают участие 2 ребёнка. На столе кусочка камня, железа,

льна, шерсти, хлопка, вата, семена различных растений. По моей команде

дети поочерёдно называют твёрдые и мягкие предметы.

4. Потрогай семена различных растений, определи, какие из них мягкие,

какие твёрдые. (Мягкие семена -

можно очистить с помощью ногтей,

твёрдые с помощью молотка). Отложи семена, которые можно расколоть

только с помощью молотка (очень твёрдые): это орех, косточки сливы,

вишни, абрикоса, персика.

5. Игра. «У чьего ребёнка мягкая одежонка».

Ребёнок

отбирает

семена

и

говорит:

«У

бобового

ребёнка

мягкая

одежонка, у дубового ребёнка мягкая одежонка и т.д.»

6.Потрогай кусочек шёлка, погладь его. Потрогай другие предметы на

столе. О каких из них можно сказать: «Гладкий (-ая, -ое), как шёлк».

Ёлочный шарик, шпатель, зеркало, яблоко, лист бумаги.

7.

Потрогай

осторожно

кончик

шила.

Он

колючий.

Отыщи

на

столе

предметы колючие как шило. Металлическая щётка, иголка, ветка розы,

зубочистка.

8. Игра. «Колючий – гладкий».

19

В игре принимают участие 2 ребёнка. По моей команде дети поочерёдно

называют колючие и гладкие предметы. ( Можно сначала колючие, а потом

гладкие).

9. Посмотри на нож. Почему его называют острым? У него острые края.

Покажи на столе острые, как нож предметы. Ножницы, лезвие, кусок

битого стекла, лыжная палка.

10. Потрогай на столе предметы. Почему их называют тупыми? У них нет

острых краёв. Отыщи на столе тупые предметы. Мяч, шарик, неваляшка,

матрёшка и т.д.

11. Игра. «Острый – тупой». Игру провожу так же как и предыдущая.

12. Потрогай снег, лёд. Они холодные. О каких предметах можно сказать,

что они холодные?

(стеклянная банка, металлический шар, шпатель,

глиняный горшок и т.д.).

13. Вспомни, сидел ли ты когда – либо у костра? Холодно или горячо было

рукам? О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь?

Включённый в сеть утюг, батарея под окном в период отопления, газовая

горелка, включённая электрическая лампочка и т.д.

14. Игра. «Горячий – холодный». Игру провожу так же как и предыдущие.

Развитие восприятия сюжетного изображения

У детей с

нарушением зрения увеличено время восприятия

сюжетного

изображения,

снижен

объём

восприятия.

Слово

и

признак

предмета не всегда соотносятся, бедный словарный запас, недоразвита

связная речь, страдает звукопроизношение и выразительность речи. Моя

20

задача, помочь детям правильному осмыслению причинно – следственных

связей, ведущих к полному пониманию сюжета картины. Поэтому я более

подробно постараюсь описать это направление моей работы.

Принципы отбора картин

*картина должна отвечать программным, общеобразовательным задачам

по разделу «Развитие речи».

*картину

подбираю

с

учётом

сезонных

явлений

и

темой

предметных

представлений, изучаемых в данный период.

* картину подбираю по принципу: от простых по содержанию к более

сложным. Далее к сериям картинок (от 2 до 4).Учитываю освещённость,

размер картины, чёткость исполнения, цветовую гамму.

Виды работ по развитию восприятия сюжетного изображения

1.

Работа по алгоритму.

а)

целостное

восприятие

картины

(рассматривание

картины

самостоятельно);

б) выделение главных героев картины (Кто изображён на картине?)

в) выделение других объектов (Что мы ещё видим на картине?)

г) выделение места действия на картине;

д) выделение времени действия;

е) определение действий героев картины (в данный момент, до

изображённого события, после него);

ж) озаглавливание картины.

2. Составление рассказов детьми по картине.

3. Работа с силуэтными изображениями:

а) рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном

21

или контурном изображении (узнай, назови, кто или что изображено).

б) определение взаимного местоположения персонажей и объектов

в силуэтном изображении (расставь всё на картине);

4. Развитие восприятия позы и мимики персонажей сюжетного

изображения:

а) воспроизведение изображённой на картине позы (на шарнирных

куклах, на собственном теле);

б) рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость.

покой, грусть, страх, гнев, удивление);

в) воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед

зеркалом или определение настроения товарища по мимике его лица;

5. Закрепление признаков глубины пространства: далеко – близко, высоко –

низко:

а) расположение силуэтов на фланелеграфе

6. Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития

сюжета:

а) располагать в логической последовательности;

б) найти картину, предшествующую данной или последующую за ней;

в) найти место пропущенной картины в ряду.

7. Развитие зрительного внимания и памяти:

а) определение признаков объектов по цвету, форме, величине,

пространственному положению;

б) игры: «Что изменилось?», «Что лишнее?» и т.д.

22

в) найти различия в двух картинках или фрагментах картин;

г) составление целого изображения из частей.

8. Развитие восприятия пейзажной картины:

а) различение времён года по характерным признакам,

последовательное расположение картинок с изображением

времён года;

б) подбор признаков к заданному времени года;

в) рассматривание и сравнение различных этапов одного времени

года (золотая осень, поздняя осень);

г) отгадывание загадок и определение времени года

по описательному рассказу;

е) различение частей суток (обозначение их цветами: розовое утро,

голубой вечер, чёрная ночь, белый день).

9. Выделение

места

действия

(использование

иллюстраций

с

изображением города, деревни, леса, сада, озера, комнаты и т.д.).

Формирование системы эталонов цвета

Задачи:

1.

Учить различать и называть основные цвета

2.Учить различать тёплые и холодные тона.

23

3.Уметь отличать основные оттенки цвета.

4.Учить группировать однородные предметы по признаку цвета.

5.Учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.

6.Учить

создавать

цветные

панно,

картины

по

образцу,

словесному

описанию,

по

схеме,

рисунку,

с

использованием

фланелеграфа

и

вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

7.Учить замечать цвет движущихся объектов.

У

детей с нарушением зрения, начиная с четвёртого года жизни,

формируется устойчивое представление об основных цветах и только на

пятом году жизни происходит знакомство детей с оттенками основных

цветов по светлоте и насыщенности, знакомство с тёплыми и холодными

тонами. Эталонами цвета являются цвета спектра, которые называются

хроматическими

и

белый,

чёрный

и

серый

ахроматические.

Цвета

представляют

собой

определённую

систему,

хроматические

цвета

расположены в строгой последовательности от красного к фиолетовому в

соответствии с длиной световой волны. Поэтому смешение двух цветов,

лежащих в спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет.

Приведённые ниже игры и упражнения помогают детям с нарушением

зрения адаптироваться в ярком мире цветов и красок.

Игры и упражнения

1. Игра. «А у меня».

Цель игры: Учить детей извлекать познавательную информацию при

восприятии предмета, используя сенсорный эталон (цвет).

Ход игры: Предлагаю детям обратить внимание на «чудесный мешочек».

24

Достаю из него платочек и говорю: «Мой платок белый». Предлагаю ребёнку

взять

из

мешочка

предмет.

Ребёнок

достаёт

и

говорит:

«Мой

мишка

коричневый», и т.д.

2.Игра. «Разложи фрукты (овощи) по цвету».

Цель игры: Учить детей находить одинаковые по цвету предметы.

Ход игры: На разносе лежат фрукты (овощи), лежат разноцветные салфетки.

Предлагаю детям средней группы разложить фрукты (овощи) на салфетки

такого же цвета, детям старшей группы разложить фрукты (овощи) на разные

одноцветные тарелки, подбирая их по цвету.

3. Игра. «Подбери шары к ниточкам».

Цель игры: Учить подбирать предметы по цвету.

Ход

игры:

Раскладываю

перед

детьми

карточки

с

нарисованными

разноцветными

линиями.

В

конвертах

у

детей

разноцветные

кружочки.

Предлагаю им подобрать к каждой ниточке шарик такого же цвета.

4. Игра. «Укрась зонтик».

Цель игры: учить детей раскладывать разноцветные горошки (круги) на

предмете. Можно использовать и другие геометрические фигуры.

Ход игры: Раскладываю перед детьми зонтики одного цвета. В конвертах у

детей

разноцветные

круги.

Предлагаю

украсить

зонтики.

Можно

использовать разноцветные зонтики.

5. Игра. «Собери бусы».

Цель игры: учить детей различать основные цвета и нанизывать их в

определённой последовательности.

Ход игры: У детей на тарелочках лежат разноцветные бусы и ниточки.

Предлагаю детям средней группы собрать бусы, чередуя: (жёлтая – синяя или

25

красная – зелёная). Детям старших групп предлагаю чередовать по три или

четыре цвета.

6. Игра. «Подбери чашки к блюдцам».

Цель игры: Учить детей подбирать чашки к блюдцам по цвету, по рисунку.

Ход игры: У детей на столе, вырезанные из разноцветного картона чашки и

блюдца. Предлагаю подобрать к каждой чашки блюдце такого же цвета.

Можно дать детям чашки и блюдца белого цвета, но с разным рисунком и

предложить подобрать к каждой чашке блюдце с таким же рисунком. Можно

использовать кастрюли с крышками, шапки с шарфами, платья с туфлями,

носки с туфлями, тарелки с салфетками, ленты к платью, пуговицы к одежде,

нитки к ткани и т.д.

7. Игра. «Подбери половинки по цвету»

Цель игры: Учить детей подбирать предметы по цвету.

Ход игры: Первый вариант.

Предлагаю детям собрать из половинок,

соединяя замочки, предметы. У детей получится: 2домика. 2 ёлки, 2 шарика,

2 зонтика и т. д. Затем нужно найти парные картинки и рассказать, чем они

похожи

и

чем

отличаются:

(красный

и

синий

шар,

новогодняя

ёлка

с

красными и жёлтыми шарами и т.д.).

Ход игры: Второй вариант. Можно раздать детям левые половинки поровну.

Показываю

детям правую половинку. Показываю одну из них. Ребёнок, у

которого

имеется

вторая

половинка

такого

же

предмета

и

цвета,

берёт

карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее других и правильно подберёт все

половинки.

8. Игра «Подбери заплатки».

Цель игры: Учить детей подбирать фрагменты предметов по цвету.

Ход игры: Первый вариант. У детей на столах, цветные силуэты одежды

26

из картона, и заплатки к ним. Предлагаю детям подобрать к каждому

предмету одежды заплатки.

Ход игры: Второй вариант. У детей на столе карточки, с изображением

разноцветных

тканей,

и

заплатки

к

ним.

Предлагаю

детям

подобрать

к

каждой

ткани

заплатку.

Можно

использовать

карточки

с

разноцветным

рисунком.

9. Игра «Составь радугу».

Цель: игры: Учить детей в определённом порядке называть спектр цветов.

Познакомить детей с холодными и тёплыми оттенками.

Ход

игры:

Первый

вариант.

У

меня

на

доске

составлена

радуга.

Рассматриваем, какие цвета у радуги, и в какой последовательности они

расположены. Предлагаю детям составить такую же радугу и назвать цвета.

Ход игры: Второй вариант. У детей на столах составлена радуга, в конвертах

предметы

такого

же

спектра.

Предлагаю

детям

расположить

предметы

напротив

каждого

цвета

радуги.

Аналогично

провожу

игру

«Цветик

семицветик», «Посади бабочек на цветы».

10. Игра «Укрась ёлку».

Цель игры: Учить детей наряжать ёлку разноцветными шарами, закрепить

основные цвета.

Ход игры:

На столе стоит искусственная ёлка, в коробке разноцветные

пластмассовые шары. Предлагаю детям назвать цвета шаров и украсить ими

ёлку.

11. Игра «Разложи полоски».

Цель игры: Учить детей раскладывать полоски (основных цветов) от самого

тёмного до самого светлого и наоборот.

27

Ход игры: На столе у детей полоски одного цвета, но разных оттенков.

Предлагаю

им

разложить,

например,

полоски

красного

цвета

от

самого

тёмного до самого светлого, проговаривая: «Красная полоска, светлее, самая

светлая», и наоборот, разложить полоски от самой светлой до самой тёмной,

проговаривая: « Светлая, темнее, самая тёмная». В зависимости от возраста

детей, количество полосок увеличиваю.

12. Игра «Составь букет»

Цель игры: Учить детей составлять букеты в холодных и тёплых тонах.

Ход игры: У детей на столах лежат карточки, с нарисованными вазами в

холодных и тёплых тонах. Обращаю внимание детей на цвет ваз, уточняем,

какого они тона. Предлагаю детям, у которых вазы в тёплых тонах, составить

букет в тёплых тонах, у которых вазы в холодных тонах, составить букет в

холодных тонах.

13. Игра – упражнение «Раскрась предмет».

Цель: Учить детей подбирать цвета к предметам и объектам живой природы.

Ход игры: Предлагаю детям: « Раскрасьте цветными карандашами: овощи,

фрукты, птиц, животных, одежду, обувь».

14. Игра «Раскрась орнамент».

Цель: Учить подбирать карандаши и раскрашивать орнамент.

Ход игры: У детей на столах на полоске бумаги нарисован и раскрашен с

левой стороны орнамент. Предлагаю детям рассмотреть рисунок и раскрасить

справа точно так же. Это может быть рушник, шарф, платок, салфетка,

скатерть.

Очень важно, знакомя детей с цветоразличением, развивать их речь,

обогащать словарь, поскольку не все дети усваивают названия цвета. Это

можно делать, используя игры.

28

1. Возьми в коробке красный карандаш, потом жёлтый, зелёный, синий,

чёрный.

Раскладывай

их

и

приговаривай:

«Этот

карандаш

красный,

как

кровь». «Этот карандаш жёлтый, как солнце». «Этот карандаш синий, как

небо». «Этот карандаш зелёный, как трава». «Этот карандаш чёрный, как

уголёк», и т.д.

2.

Отыщи

на

столе

предметы,

о

которых

можно

сказать:

«Красный

как

флажок». Ребёнок отвечает: «На столе красные как флажок предметы цветок,

зонтик, платье, шапка, варежки и т.д. Идентичные игры я провожу с каждым

цветом.

3. Отыщи на столе кубик такого же цвета, как тот, что лежит у меня, такую же

матрёшку,

такой

же

мяч

и

т.д.

Прикладывай

друг

к

другу

предметы

и

приговаривай: «Такой же жёлтый кубик» и т.д.

4. Игра «Что умеет карандаш».

Цель игры: Учить детей называть предметы, которым присущи определённые

цвета.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. Каждому

ребёнку даю по одному карандашу. Сама беру, например, красный карандаш

и

говорю:

«Мой

красный

карандаш

умеет

рисовать

красный

помидор,

красный шарик, красный мак, красный мухомор и т.д. Дети по очереди

рассказывают, что умеет рисовать их карандаш. Выигрывает тот ребёнок,

который назвал больше и правильно назовёт предметов.

Формирование системы эталонов формы

Задачи:

1.Учить называть форму геометрических фигур.

2.Учить называть геометрические формы.

3.Учить соотносить геометрические формы с фигурами.

29

4.Учить

находить

геометрические

формы

и

фигуры

в

окружающей

обстановке.

В

число

разновидностей

геометрических

фигур,

с

которыми

целесообразно знакомить детей в ходе сенсорного воспитания, входят: круг,

овал, квадрат, разновидности треугольников и квадратов, которые отличаются

отношением сторон и величиной углов. Плоскостные фигуры отображают

существенную для восприятия форму предмета – её контур и могут быть

использованы в качестве образцов при восприятии формы

объёмных

и

плоскостных предметов

(так, круг выражает особенности формы мяча,

тарелки и т.д.). Используемые мною игры и упражнения для работы со

слабовидящими детьми, способствуют расширению их кругозора, помогают

адаптироваться в предметах окружающих их.

Игры и упражнения

1.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель

игры:

Учить

детей

различать

геометрические

фигуры

(формы)

на

ощупь.

Ход игры: В мешочек помещаю геометрические фигуры (формы). Предлагаю

детям поочерёдно опускать руку в мешочек, ощупывать фигуру (форму) и

называть её.

2.

Игра «Вставь фигуру в рамку».

Цель игры: Учить детей раскладывать геометрические фигуры в рамки.

Ход игры: У детей на столе лежат панели с рамками и фигуры. Предлагаю

рассмотреть и назвать фигуры, затем рассмотреть рамки и положить каждую

фигуру в окошечко рамки.

3.

Игра «Укрась одежду».

Цель игры: Учить детей симметрично раскладывать фигуры на предметах.

30

Ход

игры:

Перед

детьми

лежат

трафареты

одежды

и

парные

фигуры.

Предлагаю детям украсить одежду, раскладывая фигуры одинаково слева и

справа. Можно украсить салфетку, рушник, скатерть.

4.Игра «Выложи из фигур предмет».

Цель:

Учить

детей

составлять

предметы

и

объекты

природы

из

геометрических фигур.

Ход игры: В зависимости от лексической темы, предлагаю детям составить

предмет из фигур: животные, птицы, транспорт и т.д.

5. Игра «Чья тень».

Цель: Учить детей накладывать формы на силуэты.

Ход

игры:

У

детей

на

столе

лежат

карточки

с

чёрными

силуэтами

геометрических фигур и цветные фигуры. Предлагаю детям наложить фигуру

на тень.

6. Игра «Развесь флажки».

Цель: Учить детей раскладывать фигуры в определённом порядке.

Ход игры: У детей на прямоугольной полоске нарисована линия (ниточка), на

разносе лежат геометрические формы. Предлагаю детям развесить флажки в

определённой последовательности. Дети средней группы раскладывают две

фигуры,

например,

треугольник,

квадрат.

Дети

старшей

группы

раскладывают три фигуры, например, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети

подготовительной

группы

раскладывают

четыре

фигуры,

например,

квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция.

7. Игра «Укрась ёлку».

Цель игры: Учить детей раскладывать цветные геометрические фигуры на

предмет.

31

Ход игры: У детей на столах трафарет зелёной ёлки и разноцветные круги с

овалами. Предлагаю детям украсить ёлку круглыми и овальными игрушками.

8. Игра «Удивительные фигуры».

Цель игры: Учить детей складывать геометрические фигуры из частей, с

опорой на цвет.

Ход игры: У детей на столах лежат разноцветные части геометрических

фигур. Предлагаю детям сложить целую фигуру из частей, подбирая детали

по цвету.

9. Игра «Дорисуй узор на рушнике».

Цель игры: Учить детей рисовать геометрические фигуры.

Ход игры: У детей на столе лежит прямоугольная полоска, с нарисованным с

правой стороны орнаментом из геометрических фигур. Предлагаю детям

нарисовать точно такой же узор с левой стороны. Можно потом предложить

детям раскрасить этот рушник.

10. Игра «Чудо – животные».

Цель игры: Учить детей рисовать животный мир из фигур.

Ход

игры:

Предлагаю

детям

рассмотреть,

какие

геометрические

фигуры

находятся на линейках – трафаретах. Затем обращаю внимание детей на

карточку, на которой нарисован, например, гусь и предлагаю нарисовать

такого же.

11. Игра «Формы и фигуры».

Цель игры: Учить соотносить геометрические формы с геометрическими

фигурами.

32

Ход

игры:

У

детей

на

столах

лежат

геометрические

формы

и

фигуры.

Предлагаю детям наложить фигуры на формы. Можно усложнить задачу,

подбирая их по цвету.

12. Игра «Танграмм».

Цель

игры:

Учить

детей

складывать

объекты

живой

природы

из

геометрических форм.

Ход игры: Предлагаю детям назвать геометрические фигуры, обращаю их

внимание на то, что фигуры разные по размеру. Предлагаю детям выложить

предмет точно такой, как на рисунке.

В работе с детьми, у которых нарушено зрительное восприятие, я

использую игровой материал: кубики, геометрические конструкторы, игры:

«Формы и фигуры»; «Цвет и форма»; «Часть и целое», «Логический поезд»

и

т.д.

Они

помогают

детям

усваивать

геометрические

формы

и

геометрические

фигуры,

развивают

их

любознательность,

творческие

способности, фантазию, мышление, память, обогащают словарь.

Формирование системы эталонов величины

Задачи:

1. Учить детей различать предметы по величине: длине,

высоте, ширине,

толщине, глубине.

2. Учить детей раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания

величины.

33

3.Учить

использовать

метод

наложения

при

сравнении

по

величине

плоскостных предметов.

4. Развивать речь, обогащать словарь.

Особый характер носят эталоны величины. В качестве эталонов

величины

выступают

представления

об

отношениях

по

величине

между

предметами, обозначаемые словами, указывающими на место в ряду других

(большой – маленький). Дети с нарушением зрения испытывают трудности в

усвоении

предметов

по

величине.

Подобные

трудности

связаны

с

несовершенством глазомера детей, а также с тем, что величина – понятие

относительное и познаётся только в процессе сравнения. В начале работы с

детьми, учу их практическому применению: накладыванию и прикладыванию

предметов,

затем

учу

выстраивать

предметы

в

ряд

по

определённому

признаку, выбирая сначала раз самый большой предмет, а затем каждый раз

большой

из

оставшихся.

Стараюсь

добиться

того,

чтобы

дети

усвоили

единую точку отсчёта:

*при сравнении предметов по высоте, предметы располагаются на одной

линии;

*при сравнении по ширине выравниваются нижние и боковые стороны;

*при сравнении по длине совмещаются левые стороны предметов.

Дети довольно быстро усваивают действия с предметами, но довольно долго

затрудняются в словесном обозначении предметов, при обязательном умении

применять эти знания в конкретном практическом действии. Предлагаемые

ниже и используемые мною игры и упражнения в работе с детьми, помогают

им успешно решать вопросы сенсорного воспитания.

Игры и упражнения

1.

Игра «Разложи полоски».

34

Цель: Учить детей раскладывать полоски по величине в порядке убывания и

возрастания величины.

Ход игры: У детей на столе лежат полоски различной длины, предлагаю им

разложить полоски от самой длинной до самой короткой, выравнивая их с

левой стороны. Дети раскладывают, затем прошу правильно назвать величину

полосок: длинная полоска, короче, ещё короче, самая короткая. То же самое

задание дети выполняют в обратном порядке и называют величину полосок:

короткая полоска, длиннее, ещё длиннее, самая длинная. В зависимости от

возраста

детей

количество

полосок

увеличивается.

Можно

раскладывать

шарфы, ленты, цветные верёвочки. Эту игру можно провести и с полосками

по ширине.

2.

Игра «Провези машину».

Цель: Закрепить понятия: длинный – короткий, большой, маленький.

Ход игры: У детей на столах лежат карточки с нарисованными дорожками:

длинной и короткой, лежат большая и маленькая машины. Предлагаю детям

провести большую машину по длинной дорожке, а маленькую по короткой.

Эту игру можно провести и с полосками разной ширины.

3.Игра «Расставь матрёшек».

Цель

игры:

Учить

детей

расставлять

предметы

в

порядке

убывания

и

возрастания величины.

Ход игры: У детей на столе стоят матрёшки разной величины. Предлагаю

детям

расставить

матрёшек

от

самой

высокой

до

самой

низкой.

Дети

расставляют, затем прошу правильно назвать величину матрёшек: высокая

матрёшка,

ниже,

ещё

ниже,

самая

низкая.

То

же

самое

задание

дети

35

выполняют в обратном порядке и называют величину: низкая матрёшка,

выше, ещё выше, самая высокая. Можно использовать неваляшки, ёлочки,

пирамидки.

В

зависимости

от

возраста

детей

количество

предметов

увеличивается.

4.

Игр «Завяжи бантики».

Цель игры: Закрепить понятия: высокий – низкий, длинный – короткий.

Ход игры: Предлагаю детям высокой кукле бант из длинной ленты, а низкой

кукле бант из короткой ленты. Можно использовать широкую и узкую ленту.

Выполняя задание, дети в речи проговаривают величину предметов

5.

Игра «Расставь цилиндры».

Цель

игры:

Учить

детей

расставлять

предметы

в

порядке

убывания

и

возрастания величины.

Ход игры: У детей на столах стоят цилиндры различной толщины. Предлагаю

детям расставить их от самого толстого до самого тонкого. Дети выполняют

задание, потом прошу назвать величину цилиндров: толстый, тоньше, ещё

тоньше, самый тонкий, затем

предлагаю детям расставить цилиндры от

самого тонкого до самого толстого. Дети выполняют задание, прошу их

назвать величину цилиндров: тонкий, толще, ещё толще, самый толстый.

Можно предложить детям разложить толстые маркеры и тонкие карандаши в

высокие и низкие стаканы.

6.

Игра. «Разные тарелки».

Цель игры: Учить детей понимать глубину пространства.

Ход

игры:

У

детей

на

столах

стоят

по

две

тарелки

разной

глубины.

Предлагаю детям положить в глубокую тарелку овощи, а в мелкую фрукты.

7.

Игра «Большой – маленький».

Цель игры: Учить различать предметы по величине.

36

Ход игры: Предлагаю детям разложить большие мячи в большую корзинку, а

маленькие в маленькую корзинку.

8.

Игра «Крупный – мелкий».

Цель игры: Учить детей различать предметы по величине.

Ход игры: У детей на столах бобы и горох. Предлагаю детям разложить

крупные

бобы

в

глубокую

тарелку,

мелкий

горох

в

мелкую

тарелку.

Крупными и мелкими бывают овощи, фрукты, крупы, игрушки.

Для закрепления величины предметов можно использовать счётные

палочки и предложить детям выложить из них: высокую и низкую ёлку,

длинную и короткую дорожку, узкий и широкий дом и т.д.

Используя карандаши, фломастеры и краски можно предложить детям

нарисовать: толстый дуб и тонкую рябину, высокую берёзу и низкую ёлку,

большой и маленький мячи, длинную и короткую ленту, широкую реку и

узкий ручеёк, глубокую миску и мелкое блюдце. Выполняя любое действие

необходимо,

чтобы

дети

проговаривали

правильно

величину

предметов,

поскольку это даётся очень трудно детям с нарушением зрения.

Ознакомление слабовидящих детей с каждым видом эталонов имеет

свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть

организованы разные действия. Особые трудности для детского восприятия

возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм,

величины. Сенсорное воспитание в основном завершается в дошкольный

период. На основе сформированных сенсорных эталонов ребёнок к семи

годам

овладевает

способами

обследования

предметов,

аналитического

восприятия их свойств.

Таким образом, при использовании специальных приёмов, игр и

упражнений развитие зрительного восприятия у детей

проходит успешно.

Систематическая коррекционная работа способствует достижению высоких

37

результатов

по

обучению

детей

с

нарушением

зрения

зрительному

восприятию. По итогам обследования старших дошкольников с нарушением

зрения,

выявила,

что

в

результате

коррекционной

работы

по

развитию

зрительного

восприятия

не

стало

детей

с

низким

уровнем

развития,

увеличился

%

детей

с

высоким

и

средним

уровнем

развития.

Хороший

уровень развития слабовидящих дошкольников, позволяет им безболезненно

адаптироваться в школьную жизнь.

Используемая литература:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6

лет: кн. Для воспитателя детского сада. - М. «Просвещение», 1988 г.

2 . Григорьева

А.П.,

Сташевский

С.В.

Основные

методы

развития

зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М. 1990 г.

38

3 . Дружинина

Л.А.

Занятия

по

развитию

зрительного

восприятия

у

дошкольников с нарушением зрения.- М. Издательство «Экзамен»,2006 г.

4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения.- М.,1985г.

5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения в процессе предметного рисования. - М.,1991г.

6. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских

садах для детей с нарушением зрения.- М., 1990г.

7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под

ред. Н.Н.Поддьяковой, В.Н.Аванесовой.- М. «Просвещение».1981г.

39



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!