Автор: Грачева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: ДОУ №16 "Тополек"
Населённый пункт: г.Бугульма Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гости к бабушке Маше"
Раздел: дошкольное образование
ОД речевое в 1 младшей группе
«В гости к бабушке Маше»
Задачи:
1. Образовательные:
Закреплять знания о домашних животных (собака, кошка, петух);
Обогащать словарный запас детей через дидактическую игру;
Упражнять в звукоподражании домашним животным;
Закреплять названия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы предложением из 2 – 3 слов;
Развивать слуховое внимание детей;
Развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;
3. Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение детей к домашним животным.
Приемы:
1.
Показ и рассматривание предмета.
2.
Выполнение действий с предметом.
3.
Просьбы, поручения.
4.
Вопросы – ответы.
Содержание занятия:
- загадки о собачке, кошке, петушке
- пальчиковые игры «Замок», «Кошки в доме»
- артикуляционные упражнения «Кошка лакает молоко», «Вкусное молочко»
- дидактические игры «Кто как кричит?», «Кто что ест?»
- песенка «Жучка», потешка «Петушок – золотой гребешок»
- физ. минутка «Собери клубочки», игра с кошкой.
Словарная работа:
-
глаголы, обозначающие
действия
животных: лает,
мяукает,
кричит,
грызет,
лакает, клюет
-
прилагательные,
обозначающие
качества: добрая,
красивая,
ласковая,
мягкая,
пушистая, длинные (усы)
- прилагательные, обозначающие цвет: красный, синий, желтый, зеленый
- существительные, обозначающие названия животных и их частей тела.
Пособия и материал:
- декорация – дом, забор; замочек
- костюм бабушки (для воспитателя)
- игрушки: кошка, собака, петух; озвученная игрушка
- цветные клубочки по количеству детей
- косточка, молоко, зерно
Ход занятия.
Дети заходят в группу, их встречает бабушка (переодетый воспитатель).
Бабушка: Здравствуйте,
ребята,
здравствуйте,
гости!
Меня
зовут
бабушка
Маша,
и
сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Пойдемте по тропинке друг за другом: «По
ровненькой дорожке шагают наши ножки – топ-топ-топ». Вот здесь я и живу: это мой
двор, а это мой домик. Подходите все ко мне. Ой, а на домике замок висит. Давайте его
откроем.
Пальчиковая игра: На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали.
Мы замочком покрутили — и открыли.
- Проходите, садитесь поудобнее.
Живу я здесь не одна, а со своими друзьями. Хотите узнать, кто это? Тогда слушайте
загадку:
Возле домика лежу,
Домик этот сторожу,
Со своими я не злая,
На чужих могу полаять. (Собачка)
- Правильно, это собачка, а зовут ее Жучка. Давайте ее позовем: Жучка, иди к нам (дети
повторяют, воспитатель выносит собачку и поет про нее песенку).
Песенка Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка.
Зубки острые!
Шерстка пестрая! Гав! Гав! Гав! (собачка)
- Правильно, собачка. А зовут мою собачку – Жучка.
- Целый день Жучка дом сторожит. Как она лает? (ответы детей).
Почему собачка лает на того, кого не знает?
Потому она и лает — познакомиться желает.
- Ребята, Жучка хочет с вами познакомиться. Она подойдет к вам поближе, не бойтесь,
погладьте ее, она у меня добрая. Какая собачка? (добрая). Давайте посмотрим, что у нее
есть. Это что у собачки? (Ушки). А это что у Жучки? Носик. А где у нее хвостик? А это
что у собачки? (лапки). (Хоровые и индивидуальные ответы). Ребята, а у вас есть лапки?
(нет). А что у вас? (Ручки). Давайте похлопаем ручками. А это что у вас? (Ножки).
Потопайте ножками.
- Молодцы! Вот и познакомились! Вы Жучке понравились, она вас полюбила.
Теперь Жучка будет лежать возле домика и лаять не будет (кладет собачку возле домика).
- А отгадайте, кто еще со мной живет:
У нее четыре лапки,
А на лапках цап- царапки! (кошка)
- Правильно, это кошка Мурка! Как она мяукает? (мяу- мяу). Давайте Мурку тоже
позовем: Мурка, иди к нам! (дети тоже зовут Мурку, воспитатель выносит из-за домика
кошку). Вот она у меня какая – красивая, ласковая. Какая кошечкa? (ласковая, красивая).
Шерстка у нее мягкая, пушистая. Мурка любит, когда ее гладят. Погладьте ее (подносит к
детям по очереди). Какая шерстка у кошечки? (мягкая, пушистая). Что есть у кошечки? (У
кошечки есть ушки, глазки, длинные усы (какие усы?), мягкие лапки (какие лапки?),
пушистый
хвостик
(какой
хвостик?)
(Хоровые
и
индивидуальные
ответы.
Обращать
внимание на малоактивных детей). Вот какая у меня Мурка. А давайте ей покажем, как мы
играем ручками.
- Садись, Мурка, посмотри (кладет кошку на скамейку).
Пальчиковая игра: Раз, два, три, четыре —
В нашем доме кошки жили.
Кошки с мячиком играли,
Кошки молочко лакали,
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили – цап-царап!
- Давайте еще раз покажем, как кошечка лакает молоко (артикул. упражнение).
Какое вкусное молочко, давайте оближем губки. Молодцы!
- Ребята, кошка Мурка очень любит играть с клубочками. Посмотрите, как их много.
Что это у меня? (клубочки). Сколько клубочков? (много). А какие они все разные, цветные.
Это какой клубочек? А это какой клубок? (Повторить с детьми основные цвета). – Ребята,
мне Мурка хочет что-то сказать (подносит кошку к уху). Она говорит, что хочет с вами
поиграть. Мурка будет бросать клубочки на пол, а вы будете их собирать. Поиграем?
П/и «Раз, два, три — клубочки собери»
- Вот молодцы! (Воспитатель убирает клубочки и тут же кладет кошку подальше от
стульчиков
на
пол).
Посмотрите,
ребятки,
пока
мы
собирали
клубочки,
киска
легла
отдохнуть. Давайте подойдем к ней, посмотрим:
П/и Посмотрите, на дорожке
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка, глазки открывай
И ребяток догоняй!
Молодцы! Быстро убежали! Никого Мурка не догнала. Посадим кошечку отдыхать (сажает
кошку возле собачки).
- Ребятки, а со мной еще кто-то живет. Послушайте:
Кто же ходит во дворе, Будит деток на заре?
Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь!
Ку-ка-ре-ку! Поднимайтесь! (Петушок)
- Да, это петушок Петя. (Появляется петушок) Какой он красивый! Как кричит
петушок? (ку-ка-ре-ку – хоровые и индивидуальные ответы). Давайте посмотрим, что у
петушка есть. У Пети есть крылышки, лапки, гребешок, бородка, большой красивый
хвост.
Что
есть
у
Пети?
(дети
отвечают).
Покажи,
где
крылышки,
где
лапки,
а
где
гребешок? Каким цветом гребешок и бородка? (красные). (Хоровые и индивидуальные
ответы).
- Ребятки, посмотрите, Петя наш загрустил. Давайте его порадуем – расскажем про
него потешку.
Потешка Петушок, петушок!
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что так рано встаешь?
Деткам спать не даешь! Ку-ка-ре-ку!
- Вот молодцы! А теперь мои друзья хотят с вами поиграть. Садитесь и внимательно
слушайте, будете угадывать, кто кричит.
Игра
«Угадай,
кто
кричит». (Собачка,
кошка
и
петушок
–
на
столе,
за
ширмой
–
озвученная игрушка). – Кто сейчас кричит? (дети угадывают). Витя, подойди, покажи
ребяткам, скажи: «Это кошечка, она мяукает мяу-мяу» и т.д.
- Ребятки, хорошо мы поиграли, теперь пора покормить наших друзей. Посмотрите, у меня
есть угощение для них, поможете мне их покормить?
(На подносе приготовлены: косточка, кувшин с молоком, чашка с зернышками).
- Маша, иди, покорми собачку. Что она любит? (Собачка любит косточку).
- Вова, иди, покорми кошечку. Что она любит? (Кошечка любит молоко). Как она лакает
молоко?
- А петушка мы все вместе покормим. Что любит петушок? (Петушок любит зернышки).
Берите понемногу зернышек и сыпьте на тарелочку.
Молодцы, спасибо вам, садитесь, ребятки!
- Что собачка грызет? (Собачка грызет косточку).
- Что петушок клюет? (Петушок клюет зернышки).
- А кошечка что лакает? (Кошечка лакает молоко). Правильно.
Ребята, я и мои друзья очень рады, что вы пришли к нам в гости, весело нам с вами
было. Моя Мурка мне сказала, что она для вас приготовила угощение – вкусное теплое
молочко. Пойдемте со мной и я вас угощу.
(Дети идут пить молоко, благодарят Мурку).
Список использованной литературы:
1.
Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в 1первой младшей
группе детского сада: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.,
4 л. ил.
2.
Гербова В.В. занятия по развитию речи в первой младшей группе детского
сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.
3.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации
по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.
СПб.: Каро, 2006.-92 с.: ил. – (Популярная логопедия).
4.
Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. /Н.В. Рыжова; худож. С.В.
Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 112 с.: ил. – (Детский
сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).