Напоминание

"Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста."


Автор: Евдокимова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОСП "Детский сад №10 "Улыбка" МБДОУ " Центр развития ребёнка–Детский сад №9 "Родничок"
Населённый пункт: город Няндома, Архангельская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у

детей дошкольного возраста.

Проблема развития мелкой моторики является актуальной, так как

у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией

немалую

сложность

представляют

движения

пальцев

рук,

т.к.

мелкая

моторика

тесно

связана

с

речевой

функцией.

Отмечено

стимулирующее

влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность

головного мозга в целом. Общеизвестно также, что в процессе роста ребенка

развитие

мелкой

моторики

рук

имеет

очень

большое

значение.

Это

облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Упражнения,

разработанные

отечественными

и

зарубежными

исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с

различными

речевыми

заданиями.

Многими

учеными,

педагогами,

психологами

были

разработаны

игры,

дающие

возможность

органично

сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

Известно, что игра - основной вид деятельности дошкольника, а из

игрушек наиболее любимы детьми те, которые стимулируют их собственную

активность: моторную,

строительную, социальную.

Игра

важнейшее

средство психического развития ребенка.

В развитии мелкой моторики у детей раннего возраста большую роль

играют соотносящие действия, т.е. такие действия, когда нужно совместить

два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит

в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки,

пирамидки и т.д.) Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук,

глазомер, согласованность действий рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого

раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков,

воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного

мозга. Развитие манипуляций с предметами в наиболее раннем возрасте

положительно

влияет

на

формирование

познавательных

психических

процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также

на развитие речи.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых

действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре

дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их

восприятию

и

пониманию

факты,

явления.

Но

дети

даже

старшего

дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей

степени могут усвоить причины связи.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром,

воспитатель

имеет

возможность

направлять

внимание

детей

на

такие

явления, которые важны для расширения круга представлений. И вместе с

тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и

сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через

игру,

в

процессе

игры

формирует

умение

распоряжаться

знаниями

в

различных

условиях.

Руководя

игрой,

педагог

воспитывает

активное

стремление

детей

что-то

узнавать,

искать,

проявлять

усилие

и

находить,

обогащает

духовный

мир

детей.

А

это

все

содействует

умственному

и

общему развитию.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и

деятельность детей в

игре,

последовательно

развивает

активность

и

инициативу,

формирует

навыки самоорганизации в игре.

Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены

общими моментами.

Общепризнанно,

что

дидактическая игра,

во-первых,

имеет

дидактическую

цель,

которая

включается

в

игровую

деятельность

и

сочетается

с

игровой

задачей.

Во-вторых,

предполагает

использование

дидактического

материала.

Необходимо

подчеркнуть,

что

такая

игра

создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

предложить

следующее

определение дидактической

игры:

это

игра,

создаваемая

взрослым

в

дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой

и дидактической задач.

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о

том,

что

ученые,

педагоги

отводили

огромную

роль

развитию

мелкой

моторики

и

считали

невозможным

полноценное

развитие

человека

без

своевременного правильного развития мелкой моторики. Ведь даже такие

умения

и

навыки,

как

расстегивание

одежды,

снимание

и

одевание,

завязывание,

умывание,

невозможно

осуществить

при

плохом

развитии

мелкой

моторики.

Различные

манипуляции

с

предметами

положительно

влияют

на

формирование

познавательных психических

процессов:

восприятия,

памяти,

мышления,

внимания,

воображения,

а

также

на

развитие речи.

Таким

образом,

дидактическая

игра

помогает

развитию этих

процессов путем стимуляции движений пальцев рук ребенка.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!