Автор: Евдокимова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОСП "Детский сад №10 "Улыбка" МБДОУ " Центр развития ребёнка–Детский сад №9 "Родничок"
Населённый пункт: город Няндома, Архангельская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста.
Проблема развития мелкой моторики является актуальной, так как
у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией
немалую
сложность
представляют
движения
пальцев
рук,
т.к.
мелкая
моторика
тесно
связана
с
речевой
функцией.
Отмечено
стимулирующее
влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность
головного мозга в целом. Общеизвестно также, что в процессе роста ребенка
развитие
мелкой
моторики
рук
имеет
очень
большое
значение.
Это
облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Упражнения,
разработанные
отечественными
и
зарубежными
исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с
различными
речевыми
заданиями.
Многими
учеными,
педагогами,
психологами
были
разработаны
игры,
дающие
возможность
органично
сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.
Известно, что игра - основной вид деятельности дошкольника, а из
игрушек наиболее любимы детьми те, которые стимулируют их собственную
активность: моторную,
строительную, социальную.
Игра
–
важнейшее
средство психического развития ребенка.
В развитии мелкой моторики у детей раннего возраста большую роль
играют соотносящие действия, т.е. такие действия, когда нужно совместить
два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит
в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки,
пирамидки и т.д.) Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук,
глазомер, согласованность действий рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого
раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. Развитие манипуляций с предметами в наиболее раннем возрасте
положительно
влияет
на
формирование
познавательных
психических
процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также
на развитие речи.
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых
действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре
дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их
восприятию
и
пониманию
факты,
явления.
Но
дети
даже
старшего
дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей
степени могут усвоить причины связи.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром,
воспитатель
имеет
возможность
направлять
внимание
детей
на
такие
явления, которые важны для расширения круга представлений. И вместе с
тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и
сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через
игру,
в
процессе
игры
формирует
умение
распоряжаться
знаниями
в
различных
условиях.
Руководя
игрой,
педагог
воспитывает
активное
стремление
детей
что-то
узнавать,
искать,
проявлять
усилие
и
находить,
обогащает
духовный
мир
детей.
А
это
все
содействует
умственному
и
общему развитию.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и
деятельность детей в
игре,
последовательно
развивает
активность
и
инициативу,
формирует
навыки самоорганизации в игре.
Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены
общими моментами.
Общепризнанно,
что
дидактическая игра,
во-первых,
имеет
дидактическую
цель,
которая
включается
в
игровую
деятельность
и
сочетается
с
игровой
задачей.
Во-вторых,
предполагает
использование
дидактического
материала.
Необходимо
подчеркнуть,
что
такая
игра
создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
предложить
следующее
определение дидактической
игры:
это
игра,
создаваемая
взрослым
в
дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой
и дидактической задач.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о
том,
что
ученые,
педагоги
отводили
огромную
роль
развитию
мелкой
моторики
и
считали
невозможным
полноценное
развитие
человека
без
своевременного правильного развития мелкой моторики. Ведь даже такие
умения
и
навыки,
как
расстегивание
одежды,
снимание
и
одевание,
завязывание,
умывание,
невозможно
осуществить
при
плохом
развитии
мелкой
моторики.
Различные
манипуляции
с
предметами
положительно
влияют
на
формирование
познавательных психических
процессов:
восприятия,
памяти,
мышления,
внимания,
воображения,
а
также
на
развитие речи.
Таким
образом,
дидактическая
игра
помогает
развитию этих
процессов путем стимуляции движений пальцев рук ребенка.