Напоминание

"Удивительный мир пуговиц"


Автор: Щербатых Любовь Викторовна
Должность: Педпгог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТР
Населённый пункт: Свердловская область г. Реж
Наименование материала: Разработка учебного занятия
Тема: "Удивительный мир пуговиц"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр творческого развития»

Конспект занятия

«Удивительный мир пуговиц»

Для младших школьников (9 -10 лет) в объединении «Рукотворная фантазия»

Педагог дополнительного образования

Щербатых Любовь Викторовна

2018г

Цель занятия: Знакомство с историей пуговицы. Изготовление оберега из пуговицы.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с историей возникновения пуговицы через просмотр презентации, мини – выставку, рассказ педагога.

- Закрепить полученные знания детей через «Блиц – вопросы», по просмотру презентации, тематическое задание, рефлексию.

- Обучить изготовлению простого оберега с использованием пуговицы.

Развивающие:

-Развить мелкую моторику рук, в процессе игры и изготовлении оберега

- Развить эстетический вкус и творческое воображение с помощью игры - рефлексии и подборе декора для изготовления оберега.

Воспитательные:

- Воспитать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к одежде и внимание к своему внешнему виду.

Материально-техническое оснащение: мультимедийная установка, мини – выставка, набор пуговиц и схемы пришивания пуговиц

на каждого обучающегося, карточки для рефлексии, набор материалов на каждого обучающегося для изготовления оберега,

готовый оберег выполненный педагогом.

Место проведения: Актовый зал МБУ ДО «Центр творческого развития», структурное подразделение ул. Пятилетки д. 6.

Блок

Названи

Задача

Деятельность педагога

Деятельность

и

этап

а

е этапа

обучающихся

Под г от овит е льный

5мину т

1

Ор г а низ а ц ионный

Подготовка

детей

к

р а б о т е

н а

занятии.

Объявление плана

занятия.

Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости. Сегодня я хочу познакомить Вас с

удивительным

миром

пуговиц.

До

начала

занятия,

вы

уже

ознакомились

с

экспонатами

выставки,

ощутили

разную

фактуру

пуговиц,

их

форму,

материал.

Сейчас я Вас познакомлю :

С Планом нашего занятия:

1 Просмотр презентации «Удивительный мир пуговиц»

2 Блиц – вопросы по теме презентации

3Тематическое задание «Подбери пуговицы»

4 Физкультминутка «Передай пуговицу»

5 Практическая часть занятия «Изготовление оберега»

6 Рефлексия – задание на развитие воображения

7 Подведение итога занятия.

Сидят за

столами.

Слушают,

смотрят,

запоминают

Основно й

3 5

мину т

1

Под г от овит е льный

Мотивация

детей

н а

п р о с м о т р

презентации

Знакомство

обучающихся

с

историей

пуговиц

через

про смотр

презентации

Презентация «Удивительный мир пуговиц»

2 сл. Считается, что самые древние, найденные на земле пуговицы, относятся к

Индийской культуре. Одежду из шкур закалывали шипами растений, косточками

животных и связывали сыромятными ремешками из обрезков шкур.

3 сл. Славяне использовали пуговицу в качестве оберега, нежели декоративного

украшения. Пуговицы были полыми внутри – в виде шарика, в который помещался

кусочек олова. При ходьбе такие пуговицы гремели, тем самым отпугивали злых

духов.

Слово пуговица звучит:

На русском – пугалка, пугач.

На японском – нэцке

На итальянском – почка, нераспустившийся бутон.

На немецком – шишка, выпуклость, вершина.

В средние века на Руси пуговицы чаще всего имели форму гирьки. Чем больше у

человека было пуговиц, тем он считался богаче.

А вот металлические пуговицы

долгое время служили даже платёжным средством, они изготавливались из олова,

меди, серебра, золота.

4 сл. Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до

XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения, придавая блеск

богатой мужской одежде.

Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 крохотных золотых пуговиц,

на которых красовалась корона, для отделки своего бархатного костюма.

5сл. В истории пуговицы даже случались специальные приказы:

Слушают.

Смотрят,

запоминают

Приказ

ПетраI

гласил

пришивать

на

рукавах

солдат

пуговицы,

чтобы

они

не

вытирали нос и рот после еды рукавом, тем самым сохраняя сукно на мундирах.

Николай I, ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица

империи

от

сторожа

до

государственного

канцлера

носили

мундиры

с

пуговицами определенного типа.

Некоторые эмблемы на пуговицах используются и по сей день. Например, дубовые

ветки у лесничих, якорь – у служащих флота.

6сл. Женщины долго не признавали пуговицы и продолжали пользоваться булавками

и заколками для одежды. Служанкам каждый день приходилось на своей хозяйке

зашивать сзади лиф платья, а перед сном распарывать (так, как в моде была одежда в

обтяжку). В конце XIX века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц

обойтись

стало

невозможно.

Наконец,

и

женщины

признали

столь

полезное

изобретение.

7сл. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты

стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. С 1920-х годов

самые

красивые,

дорогие

пуговицы,

остались

принадлежностью

только

для

нарядной

одежды.

На

повседневные

наряды

стали

пришивать

пуговицы

из

пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой

шилось платье или блуза.

8сл.

По

внешнему

виду

пуговицы

подразделяются:

а)

по

форме

круглые,

овальные,

продолговатые,

шарообразные,

полушарообразные,

вогнутые

.

б)

по

характеру лицевой поверхности — гладкие и рельефные в) по окраске — черные,

белые, цветные, пестрые.

По способу прикрепления к одежде пуговицы могут быть с двумя или четырьмя

отверстиями, или с ушком на нижней части пуговицы.

Пуговицы, предназначенные для мужской одежды, должны отличаться простотой

формы и отделки.

Пуговицы для женской одежды выпускают самой разнообразной окраски, формы и

отделки. Детские пуговицы – яркие, самой разнообразной формы: в виде игрушек,

зверюшек, растений, геометрических фигурок.

9сл.

Пуговицы,

применяемые

при

изготовлении

одежды,

могут

быть

классифицированы следующим образом.

По назначению — пальтовые, костюмные, платьевые, бельевые, форменные и

детские.

10сл. Согласно установленному государственному стандарту, пуговица в СССР была

рассчитана на нагрузку в 5кг., современные пуговицы выдерживают нагрузку в 500

грамм.

Родоначальником фабричного производства пуговиц в России можно считать

Михаила Ломоносова. Он основал в 1753 году фабрику по производству стекла и

мозаики, выпускавшую также стеклянные пуговицы.

2

Ос новно й

Закрепление

полученных

знаний и

применение их на

практике.

Блиц – вопросы по теме презентации

Обучающиеся

отвечают

на

«Блиц

вопросы»

по

теме

презентации,

закрепляя

полученные знания.

- Что древние люди использовали для застёгивания одежды?

- Какой формы были первые пуговицы?

- Как звучит слово пуговица на русском языке?

- В качестве чего часто использовали металлические пуговицы?

-

Какое

количество

пуговиц

заказал

Французский

король

ювелиру

для

своего

кафтана?

Слушают,

смотрят,

задают

вопросы

Воспитание

бережного

отношения к

одежде и своему

внешнему виду.

Применение

здоровье-

сберегающих

технологий

- Какой указ издал Пётр I?

- Какие пуговицы ввёл Николай I

- Родоначальником фабричного производства пуговиц в России можно считать кого?

-

Какую

нагрузку

должна

выдерживать

пуговица

по

гос.

стандарту

Советского

Союза?

- В современном дизайне «потеснили» пуговицу какие виды застёжек?

Отвечают на

вопросы.

Тематическое задание «Подбери пуговицы»

Обучающиеся подбирают пуговицы по модели картинки и классифицируют их на:

пальтовые,

костюмные,

бельевые,

детские,

кукольные.

Закрепляя

и

применяя

полученные знания в выполнении тематического задания.

Физкультминутка. Перед тем как приступить к практической работе, нам нужно

немножко размяться. Мы с вами поиграем в игру «Передай пуговицу».

Выполняют

задание.

Встают в круг,

играют.

3

Пр актическая

ча с т ь

Воспитание

усидчивости,

развитие мелкой

моторики.

«Изготовление оберега»

Перед работой повторим правила ТБ при работе с ножницами, иголкой, клеем.

Дети

отвечают на вопросы.

Сегодня мы с Вами изготовим оберег и пришьём пуговицу на нём определённым

образом, используя схему. Сегодня мы будем пришивать узор на здоровье и красоту.

На столе приготовлены нитки – мулине, пуговицы, бантики, бубенчики, тесьма,

клей. Предлагаю подобрать материалы по цветовой гамме по своему усмотрению, и

начать работу.

Объясняет, рассказывает и показывает поэтапную работу по изготовлению сувенира.

Работает индивидуально и фронтально с обучающимися.

Ход работы:

* Возьмём тесьму и пришьём на одну из её сторон пуговицу по выбранной схеме

нитками мулине, оставляя небольшой запас тесьмы под пуговицей для пришивания

бубенчика и приклеивания бантика.

* Пришиваем под пуговицей на тесьму бубенчик (чтобы он отпугивал всё плохое)

* Складываем тесьму пополам и выравниваем её концы, аккуратно склеиваем, пряча

узелки внутрь тесьмы.

* Осталось украсить наш оберег красивым бантиком, аккуратно приклеив его над

бубенчиком.

*Оберег можно носить в сумочке, косметичке, в кармане портфеля. Надеюсь он

поможет Вам в достижении Вашей цели!

Изготавливают

оберег.

Итог овый

5

мину т

1

Ре флексия

Развивают

мышление,

творческое

воображение.

Ребята, сейчас ваша задача дорисовать какой-нибудь объект на картоне, заданный

определенным

количеством

пуговиц. Дорисовать

предмет,

заданный

разным

количеством пуговиц, приклеенными на картон, для каждого обучающегося.

Обсуждение итогов работы обучающимися. Предложить детям показать гостям,

что у них получилось, какие разные предметы они дорисовали на основе пуговиц.

(Выходят к доске и высказывают свои мысли, фантазии вслух о своей работе.)

Выполняют

задание,

обсуждают.

2

Под ве д е ние

ит ог ов

Нацеливание

обучающихся на

самостоятельност

ь в жизни.

Воспитание

бережного

отношения к

одежде и своему

внешнему виду.

Наше занятие прошло очень плодотворно и интересно: мы многое узнали из истории

пуговицы, применили на практике полученные знания, и я думаю Вы с уважением

теперь

будете

относиться

к

пуговицам,

которые

хранятся

у

Ваших

бабушек

и

которые связаны с разными воспоминаниями из их жизни. И я уверенна, что вы

теперь сами сможете пришить пуговицу с разным значением узоров.

Спасибо Всем за работу на занятии! До свидания!!!!

Слушают.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!