Напоминание

Технология критического мышления в начальной школе


Автор: Керимли Гюнай Ровшан Кызы
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 3"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология критического мышления в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




П р и определении

состава

ключевых

компетенций

была

взята

за основу

классификация

ключевых

образовательных

компетенций

Хуторского

Андрея

Викторовича,

доктора

педагогических

наук,

академика

Международной

педагогической академии.

Я

остановлюсь

на

системе

работы

по

формированию

учебно-познавательной

компетенции.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельности,

включающей

элементы

логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят умения :

-ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

-организовывать

планирование,

анализ,

рефлексию,

самооценку

своей

учебно-

познавательной деятельности;

-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать

свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

-ставить

познавательные

задачи

и

выдвигать

гипотезы;

описывать

результаты,

формулировать выводы;

-выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием

компьютерных

средств

и

технологий

(текстовые

и

графические

редакторы,

презентации);

-иметь опыт восприятия картины мира.

Основы

развития

учебно-познавательной

компетентности,

закладываются

еще

в

начальном звене школы.

Чтобы реализовать эти задачи, у меня возникла необходимость использовать в своей

педагогической

деятельности

новые

приёмы

и

современные

общеобразовательные

технологии.

Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического

мышления».

Сегодня в научных источниках критическое мышление определяют как разумное

рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые

возможности.

Критическое мышление означает оценочное мышление, не принимающее догм,

развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Вот некоторые признаки критически думающего человека:

-он обладает открытым умом,

-формулирует свою точку зрения, основываясь на объективных данных.

-изучает проблему в ее целостности.

-выясняет причины возникшей проблемы.

-умеет выдвигать альтернативу.

-умеет собирать информацию из различных источников и анализировать ее качество и

достоверность.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление,

рефлексия.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют исключительной

новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в

проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» –

изучение

нового

материала.

Третья

стадия

в

традиционном

уроке

закрепление

материала, проверка усвоения знаний.

На стадии – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся

ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего

учебного материала.

Стадия

«осмысление»

-

содержательная,

в

ходе

которой

и

происходит

непосредственная

работа

ученика

с

текстом,

причем

работа,

направленная,

осмысленная.

Процесс

чтения

всегда

сопровождается

действиями

ученика

(маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать

собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и

письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

На третьей стадии – «рефлексия» ученик формирует личностное отношение к

тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в

дискуссии.

Именно

здесь

происходит

активное

переосмысление

собственных

представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого

восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме,

затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся

полученные знания и как ты их сможешь применить.

Так

что

же

принципиально

нового

несет

технология

критического

мышления?

Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются

на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии

урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием

и

стратегия

в

критическом

мышлении

имеет

своей

целью

раскрыть

творческий

потенциал учащихся.

На стадии вызова можно использовать такие приёмы как «Кластер», «Верю –

неверю», «Верные и неверные утверждения», «Корзина идей» и другие.

Приём «Верите ли вы, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать

воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение. Так на уроке обучения

грамоте, при ознакомлении с новой буквой Е, я использовала элементы этого приёма.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: ( я приведу лишь только три из

них)

- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?

- Верите ли вы , что гласная а является показателем мягкости предшествующего

согласного звука?

- Верите ли вы, что буква Е может обозначать как один звук в слове, так и два?

Эти сведения детям не знакомы, поэтому могут возникнуть разногласия. Тогда

переходим к следующей стадии урока- осмысления, где учащиеся составляют звуковые

схемы слов ели, дети и приходят к выводу, что утверждение было верным.

Начиная со второго класса можно использовать приём «Верные и неверные

утверждения». Учащимся предлагается список утверждений, созданных на основе

текста, который они в дальнейшем будут изучать. Затем учитель просит учащихся

установить, верны ли данные утверждения. В таблице, в первом столбике, они ставят

плюс, если согласны и минус, если не согласны. Второй столбик у них пока остаётся

пустой. После знакомства с основной информацией (тест параграфа, лекция по данной

теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их

достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Следующий приём, который можно использовать на стадии вызова -это «Корзина

идей». Этот приём позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок « КОРЗИНА», в которую

условно будет собрано всё то, что ученики знают об изучаемой теме. Обмен

информацией проводится в следующем порядке:

-Задаётся вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает (строго

индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

-Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение

не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны

выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли

разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к

учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных,

мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

- Далее, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не

повторяя ранее сказанного.

Все сведения кратко, в виде тезисов записываются учителем в «корзину» идей

( без комментариев» даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать

факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение

к теме урока.

Все ошибки исправляются на следующей стадии осмысления.

Этот приём мы использовали недавно на уроке окружающего мира при изучении

тема «Зима». И перед вами идеи детей.

На первой стадии урока можно использовать и «Необычную загадку». Вот как мы

работали на уроке русского языка при изучении темы: «Мягкий знак на конце у

существительных после шипящих».

- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете о чем в нем идет речь?

Этот … нам всем знаком,

Назван … он.

Буква есть, а … нет.

В этом скрыт и весь … .

Как вы думаете, в какой строке стихотворения спрятана подсказка? (в третьей)

- Буква есть, а чего нет? (звука)

- Кто догадался, о какой букве идет речь? (о мягком знаке)

- В какую строку вставим слова «мягкий знак»? (во вторую)

- На что похож мягкий знак? (на крючок)

- Подберите рифму и отгадайте последнее слово. (секрет)

Этот крюк нам всем знаком,

Назван мягким знаком он.

Буква есть, а звука нет.

В этом скрыт и весь секрет.

- Чьи секреты-тайны мы будем открывать? (мягкого знака)

- Первую тайну мы отгадали. Озвучьте ее. (мягкий знак не обозначает звука)

- Давайте подумаем и запишем кратко другие секреты мягкого знака.

И здесь можно применить следующий приём «Кластер»

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать

наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или

иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой

способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1.

Посередине

чистого

листа

(классной

доски)

написать

ключевое

слово

или

предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым

понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,

устанавливаются новые логические связи.

В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Так же на своих уроках я использую такой приём как «Прогнозирование темы

урока». Урок литературного чтения, работа проходит в парах. Назвать тему урока вы

сможете, если разгадаете путаницы. Каждая пара получает карточки со словами, из

которых надо составить пословицу и записать в тетрадь. При проверке дети называют

пословицы, которые у них получились.

-Какое слово красной нитью пройдёт через весь наш урок?

Затем каждый ученик записывает в своей тетрадке слова, которые у него

ассоциируются со словом «мама

». А затем обсуждают в паре, какую ассоциацию

можно представить, т.е. написать и прикрепить на доске вокруг слова « мама».

Условие: слова не должны повторяться!

На второй стадии осмысления можно применять следующие приёмы: «Инсерт или

чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Кластер» и другие.

Приём «Инсерт»

- Во время чтения нового текста необходимо попросить учащихся делать на полях

пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял,

есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

А потом дети заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В

таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Для заполнения таблицы дети снова

возвращаются к тексту, таким образом мы обеспечиваем вдумчивое, внимательное

чтение. Технологический приём «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым

процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным

этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Следующий приём, который можно использовать на стадии осмысления – это

чтение с остановками с использованием вопросов Блума.

Этот приём очень эффективен при работе над чтением текста проблемного

содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся

имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически,

высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так

сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии

прогнозирования событий.

Перед проведением этой работы учитель должен правильно подобрать текст. Есть

следующие критерии для отбора текста:

-текст

должен

быть

абсолютно

неизвестным

для

данной

аудитории

противном

случае теряется смысл и логика использования приема);

-динамичный, событийный сюжет;

-неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

-текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует

прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

-учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у

учащихся различных мыслительных навыков.

(Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении,

но и при восприятии текста «на слух»).

К вопросам тоже есть свои требования. Вы заметили, тоже делятся на категории.

Их шесть.

Простые вопросы (по содержанию);

Уточняющие вопросы;

Объясняющие вопросы (Почему?);

Творческие вопросы (если в вопросе есть частица «бы» или как в дальнейшем будет

развиваться ситуация);

Оценочный вопрос;

Практический вопрос (связь между теорией и практикой).

Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие

учебные ситуации, где нет готовых способов действия, где ученики должны делать

не то, что делает учитель (не копировать его образцы), а искать собственные способы

работы. Такие задания я сейчас часто применяю на уроках в 1 классе.

Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу

на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо

копируют ответ, либо отвечают по-своему. Для ученика это ситуация, требующая

неимитационного поведения, при котором необходимо сопоставлять свою и любую

другую

высказанную

точку

зрения.

При

этом

происходит

воспитание

привычки

доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Задачи, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличить разумное

поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения),

от

школярской

исполнительности,

направленной

на буквальное

понимание

слов

учителя: «Реши эту задачу». К примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех-

и пятизвукового

слов,

а учитель

просит

найти

«звуковой

домик»

для

слова

лиса.

Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать

схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.

Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения

учиться

самостоятельно.

В данном

случае

ученик

должен

не только

отказаться

от

исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих

данных.

Например,

на вопрос

учителя:

«Назови

первый

звук

слова,

если

оно

начинается

на букву

Т» —

ученик

должен

ответить

вопросом:

«Какая

следующая

гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает

гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.

На заключительном этапе Рефлексия можно использовать следующие приёмы:

дискуссия,

«Синквейн»,

«Письмо

учителю»,

«Архивариус»,

творческие

и

исследовательские работы.

Так на уроке обучения грамоте, после изучения буквы, ребята выполняют мини-

проект «Спрячь букву в любой предмет».

И последний приём, с которым бы я хотела вас ознакомить – это «Синквейн».

В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее

из пяти строк, которое пишется по определённым правилам Синквейн – мощный

инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации,

развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к

тому, или иному понятию .Составление синквейна требует от ученика в кратких

выражениях резюмировать учебный материал.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;

для работы в парах; реже как коллективное творчество.

Правила написания синквейна.

Первая строка – существительное, тема синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.

Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к

существительному.

Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Учитель

Душевный, открытый.

Любящий, ищущий, думающий.

Много идей-мало времени.

Призвание.

А теперь я вам предлагаю подвести итог нашей работы и написать синквейн на тему

критическое мышление.

Критическое мышление

Знакомое и незнакомое

Учусь, анализирую, рефлексирую

Мастерство учителя и творчество ученика.

Взаимообучение.

И

в

заключении

хочу

сказать,

что

цель

технологии

«Развитие

критического

мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не

только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!