Автор: Последова Анжелика Игоревна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Игровая холдинг терапия при аутизме
Раздел: начальное образование
Игровая холдинг терапия при аутизме.
В последние годы зафиксирован стремительный рост количества детей с
синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра. При этом до
сих пор не существует единого мнения об этиологии этих расстройств, так
же, как и общих, универсальных представлений об эффективных и
адекватных способах их терапии.
В этих условиях наиболее продуктивным представляется анализ
длительного опыта практической помощи детям с аутизмом и их семьям.
Рассматривая подобный опыт, важно четко обозначить и обосновать
применяемые методы работы , что в свою очередь, позволит родителям более
уверенно получать помощь, а научному сообществу трезво и адресно
оценивать конкретную практику и определенные научные взгляды. Кроме
того, нам необходимо отделить себя, как из принципиальных соображений,
так и для оказания осмысленной и эффективной помощи родителям и детям
от научно-и –этически неприемлемых взглядов и практик, сложившихся на
сегодняшний день в «мире» аутизма.
Метод работы, о котором пойдет речь в данной публикации,
сформировался в результате адаптации холдинг терапии, автором которой
является американский психиатр М. Велч, к отечественной системе
коррекционно-развивающей работы при аутизме.
Теоретическим основанием нашего подхода к коррекции синдрома
являются фундаментальные исследования О.С. Никольской и Е.Р. Баенской,
которые подтверждают идею о нарушении формирования системы
эмоциональной организации сознания и поведения при аутизме. Признаки
такого нарушения можно обнаружить у ребенка с формирующимся аутизмом
в младенческом и раннем возрасте. Они обусловлены врожденной
биологической дефицитарностью ребенка (нарушением активности и
снижением порогов аффективного сенсорного дискомфорта) ,и, к сожалению,
затрудняют, искажают возможность образования связи «мать-дитя». Между
тем хорошо известно, насколько важна полноценная эмоциональная связь с
матерью для нормального развития ребенка. Именно для того, чтобы иметь
возможность сформировать такую связь, или , в части случаев, сделать ее
более полноценной , я решила ввести в арсенал своих методов
коррекционной помощи холдинг терапию М.Велч в условиях коррекционной
школы.
Доктор Велч изобрела метод, который первоначально был назван «холдинг
терапией», а позже переименован автором в «метод регулярной связи». В
настоящее время данный метод используется в коррекции широкого спектра
расстройств детского поведения, но его открытие и первоначальное
использование было связано с практической помощью семьям,
воспитывающим аутичных детей.
Процедура холдинга состоит в следующем: мать берет ребенка на руки и
удерживает его в положении, которое позволяет ей установить прямой
зрительный контакт. Ребенок может некоторое время быть спокойным, но
затем начинает сопротивляться контакту. Отец, находясь рядом с матерью,
помогает сдерживать сопротивление ребенка. При этом оба родителя
пытаются объяснить ему, как важно быть всем вместе, говорят о своих
чувствах, просят не уходить, т.е. удерживают его не только и не столько
физически, сколько эмоционально, вплоть до того момента, когда он
перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется,
начинает улыбаться, проявляет нежность.
М.Велч подчеркивает, что пока ребенок сопротивляется контакту, родители
должны словесно выражать свои чувства – надежды, разочарования, заботы,
но главное – свою привязанность и любовь к ребенку. Если родители
проявляют упорство, не отпускают ребенка, несмотря на его агрессию, и
продолжают говорить ему о своих чувствах, борьба сменяется нежной
близостью с интенсивным зрительным контактом, когда ребенок гладит мать
по лицу, когда с ним можно спокойно поговорить. На этой стадии, которую
М.Велч назвала «стадией разрешения», холдинг завершается. Доктор Велч
рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях,
когда ребенку плохо .
Родители уже после первых 4-5 сеансов холдинг терапии отмечали, что
чувствуют себя более уверенно в отношениях с ребенком: уходит тревога,
связанная с собственной несостоятельностью в контактах с ним. Они
отмечали, что лучше понимают ребенка, его проблемы, желания. Холдинг
показывал близким, что у ребенка есть стремление к контакту и возможность
контактировать; помогал почувствовать глубину тревоги, страхи и
эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок; помогал
разобраться в том, чего ребенок не хочет, а чего не может.
Можно с уверенностью говорить о том, что модификация метода М.Велч,
игровая холдинг терапия, всегда давала положительные результаты. При этом
важно отметить, что на всех этапах терапии психолог не ограничивался
рекомендациями, связанными с проведением холдинга, но и помогал семье
освоить приемы специального подхода к воспитанию аутичного ребенка,
стимулирующие его эмоциональное развитие. В их числе: специальный
«режим эмоционального комментирования». Обучение приемам сюжетной
игры и сюжетного рисования, способам формирования навыков контакта,
бытовых навыков, преодоления нежелательных форм поведения и др.
Таким образом, в процессе игровой холдинг терапии формируется
эмоциональная привязанность аутичного ребенка к матери, качественно
сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к
матери при нормальном онтогенезе.
При обучении в коррекционной школе 8 вида (вариант 8.3) начального
обучения метод доктора М.Велч возможно применять, привлекая родителей
к более тесному сотрудничеству. Так , например, на протяжении учебного
года проводились мастер-классы на уроках технологии. Родители ребенка
выбирали тему урока, обсуждали с учителем план урока и далее проводили
урок самостоятельно. Учитель был наблюдателем и помощником. Таким
образом родители могли почувствовать себя в роли учителя ,а дети ,находясь
рядом с мамой максимально раскрепощались и проявляли большую
активность.
Во внеклассной деятельности это совместная подготовка и проведение
классных часов. Например ,ставшие традиционными, классные часы
посвященные Дню победы. Дети вместе с родителями собирают материал о
героическом прошлом своих родных в годы войны ,оформляют презентации и
выступают вместе с ребенком. Такие мероприятия полезны не только детям,
но и их родителям. Можно приводить еще множество примеров применения
метода доктора М.Велч.