Напоминание

Буклет – памятка для воспитателей "Особенности речевого развития детей 3–4 лет"


Автор: Чен Инна Александровна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "ЛАДА"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Буклет – памятка для воспитателей "Особенности речевого развития детей 3–4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ « ДС «ЛАДА»

В чем заключаются

особенности речевого

развития детей 3 - 4 лет.

Логопед МБДОУ «ДС «ЛАДА»:

Чен Инна Александровна

НОВЫЙ УРЕНГОЙ 2018

Четвертый

год

жизни

отмечается

новыми

достижениями

в

развитии

речи

ребенка. Дети свободно пользуются речью,

легко

вступают

в

контакт

не

только

со

знакомыми, но и с посторонними людьми.

Потребность в общении побуждает малышей

к

проявлению

инициативы,

они

сами

начинают разговор, задают много вопросов,

и х

п о з н а в а т е л ь н ы е

п о т р е б н о с т и

увеличиваются.

Детей

интересуют

явления

природы, взаимоотношения между людьми,

незнакомые

предметы.

Нужно

поддержать

этот

интерес,

так

как

он

лежит

в

основе

дальнейшего развития речи и других высших

психических функций ребенка.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Малыш с каждым днем говорит все

более отчетливо и понятно для окружающих.

Это связано с дозреванием артикуляционного

аппарата,

что

дает

возможность

ребенку

правильно

произносить

те

звуки,

которые

раньше у него не получались.

С р о к и

п о л н о г о

о в л а д е н и я

нормальным звукопроизношением у разных

детей

различны:

некоторые

до

4

лет

не

успевают справиться с данной задачей, но

есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев

о в л а д е в а ю т

н о р м а л ь н ы м

звукопроизношением.

Еще

не

считается

речевым

отставанием

замена

звука

[Р]

(«рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]

(«лак»)

на

мягкий

[Л`]

(«ляк»).

Если

все

сонорные

звуки

заменяются

звуком

[Й]

(«рука» - «йука»), то можно уже говорить о

некотором

отставании

в

появлении

звуков

данной группы. Свистящие и шипящие к 4

г о д а м

м о г у т

б ы т ь

н е д о с т а т о ч н о

отд и ф ф е р е н ц и р о ва н ы ;

н а б л юд а е т с я

смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Есть

у

детей

3-4

лет

трудности

управления

своим

голосовым

аппаратом:

малыши

подчас

говорят

очень

громки,

не

замечая

этого.

Дети

неплохо

перенимают

интонацию и верно подражают взрослым при

пересказе сказок. Речевое дыхание в данном

возрате удлиняется, на одном выдохе ребенок

может

произнести

небольшую

фразу

или

произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-

у-и-о.

В

этот

период

совершенствуется

речевой

слух

детей.

Они

п ол у ч а ют

возможность различать слова, отличающиеся

одной

фонемой

(палка

балка,

мышка

мишка).

Развитие

фонематического

слуха

опережает

произносительные

возможности

детей,

они,

не

умея

произносить

тот

или

иной

звук,

слышат

его

в

чужой

речи,

замечают ошибку в произношении другого

ребенка, начинают слышать свое ошибочное

произношение.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарь,

которым

пользуется

ребенок,

доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди

них все еще преобладают существительные и

глаголы,

т акже

появляют ся

в

р еч и

местоимения,

наречия,

числительные.

Именно

в

3-4

года

начинается

период

детского словотворчества: малыши пытаются

по-своему обозначать предметы и явления,

используя

слова,

которых

нет

в

родном

языке.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Словоизменением

основных

частей

речи дети уже в основном овладели. Можно

сказать,

что

грамматические

ф о р м ы

продуктивных типов склонений и спряжений

в этом возрасте применяются правильно. В

то

же

время

аграмматизмы

встречаются

потому

что,

дети

переносят

окончания

продуктив ны х

типов

склонения

н а

непродуктивные, как они это делали и на

третьем

году

жизни.

Конечно,

в

данном

возрасте

таких

ошибок

все

меньше

и

меньше.

По

непродуктивному

т и п у

изменяются такие слова, как глаголы ехать,

е с т ь ,

р а с т и ,

р а з н о с к л о н я е м ы е

существительные

типа

имя.

Трудно

детям

различать окончания винительного падежа у

од у ш е в л е н н ы х

и

н е о д у ш е в л е н н ы х

существительных

(чаще

они

применяют

окончание,

свойственное

неодушевленным

существительным:

«Видели

конь»),

но

бывают ошибки и в обратном перенесении:

«Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые

существительные

(«без

пальта

пойду»).

Категория рода существительных в основном

усваивается

к

трем

годам.

Но

ошибки

в

с о г л а с о в а н и и

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

существительными

могут

остаться

и

в

рассматриваемом

периоде.

Чаще

всего

встречается смешение окончаний женского и

среднего рода («красивая платье», «зеленое

трава).

Это

связано

с

тем,

что

окончания

многих прилагательных безударные, на слух

воспринимаются плохо.

Не

справляются

пока

дети

и

со

склонениями

числительных

(«кошка

с

два

котенка»), тем более что их в речи детей

о ч е н ь

м а л о ,

к а к

и

п р и ч а с т и й

с

деепричастиями.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Речь

ребенка

трех-четырех

лет

с и т у а т и в н а ,

о н

е щ е

н е

в л а д е е т

монологической

речью,

поэтому

пересказ

сказок,

небольших

рассказов

ему

пока

не

доступен.

Дети

пользуются

простыми

предложениями, состоящими из 4-5 слов. В

этом

возрасте

ребенок

еще

не

может

самостоятельно

рассказать

о

событиях,

которые он видел. Трудно малышам описать

содержание сюжетной картины. Чаще всего

он называет предметы, людей, животных, а

также

перечисляет

действия,

которые

они

совершают.

Пересказ

небольшой

сказки

возможен, но это скорее рассказ наизусть.

Дело в том, что у детей в этом возрасте очень

хорошая

память,

и

знакомую

сказку

они

просто

помнят.

Многие

дети

данного

возраста

поражают

своих

родителей

спо собно стью

запоминать

д л и н н ы е

стихотворные сказки. Поощрять заучивание

доступных

для

понимания

стихотворных

текстов

нужно,

так

как

многократное

произнесение их вслух помогает развивать

языковое

чутье

ребенка,

обогащает

его

с л о в а р н ы й

з а п а с ,

у л у ч ш а е т

звукопроизношение.

Другое

дело,

что

подобная

«гениальная

память»

в

таком

возрасте – обычное явление, и относиться к

этой способности детей как к выдающейся

не

стоит

тем

более

демонстрировать

своего ребенка другим взрослым). Как раз

неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху»

нужно рассматривать как тревожный сигнал.

Если в этом виноваты родители (не читают

детям), это нужно срочно исправлять, а если

после многократных повторений ребенок не

в состоянии декламировать наизусть детские

стихи и потешки, тут надо насторожиться.

Консультации логопеда:

Понедельник 18.00 – 18.30

Среда 18.00 – 18.30



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!