Автор: Чен Инна Александровна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "ЛАДА"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Буклет – памятка для воспитателей "Особенности речевого развития детей 3–4 лет"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « ДС «ЛАДА»
В чем заключаются
особенности речевого
развития детей 3 - 4 лет.
Логопед МБДОУ «ДС «ЛАДА»:
Чен Инна Александровна
НОВЫЙ УРЕНГОЙ 2018
Четвертый
год
жизни
отмечается
новыми
достижениями
в
развитии
речи
ребенка. Дети свободно пользуются речью,
легко
вступают
в
контакт
не
только
со
знакомыми, но и с посторонними людьми.
Потребность в общении побуждает малышей
к
проявлению
инициативы,
они
сами
начинают разговор, задают много вопросов,
и х
п о з н а в а т е л ь н ы е
п о т р е б н о с т и
увеличиваются.
Детей
интересуют
явления
природы, взаимоотношения между людьми,
незнакомые
предметы.
Нужно
поддержать
этот
интерес,
так
как
он
лежит
в
основе
дальнейшего развития речи и других высших
психических функций ребенка.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Малыш с каждым днем говорит все
более отчетливо и понятно для окружающих.
Это связано с дозреванием артикуляционного
аппарата,
что
дает
возможность
ребенку
правильно
произносить
те
звуки,
которые
раньше у него не получались.
С р о к и
п о л н о г о
о в л а д е н и я
нормальным звукопроизношением у разных
детей
различны:
некоторые
до
4
лет
не
успевают справиться с данной задачей, но
есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев
о в л а д е в а ю т
н о р м а л ь н ы м
звукопроизношением.
Еще
не
считается
речевым
отставанием
замена
звука
[Р]
(«рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]
(«лак»)
на
мягкий
[Л`]
(«ляк»).
Если
все
сонорные
звуки
заменяются
звуком
[Й]
(«рука» - «йука»), то можно уже говорить о
некотором
отставании
в
появлении
звуков
данной группы. Свистящие и шипящие к 4
г о д а м
м о г у т
б ы т ь
н е д о с т а т о ч н о
отд и ф ф е р е н ц и р о ва н ы ;
н а б л юд а е т с я
смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].
Есть
у
детей
3-4
лет
трудности
управления
своим
голосовым
аппаратом:
малыши
подчас
говорят
очень
громки,
не
замечая
этого.
Дети
неплохо
перенимают
интонацию и верно подражают взрослым при
пересказе сказок. Речевое дыхание в данном
возрате удлиняется, на одном выдохе ребенок
может
произнести
небольшую
фразу
или
произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-
у-и-о.
В
этот
период
совершенствуется
речевой
слух
детей.
Они
п ол у ч а ют
возможность различать слова, отличающиеся
одной
фонемой
(палка
–
балка,
мышка
–
мишка).
Развитие
фонематического
слуха
опережает
произносительные
возможности
детей,
они,
не
умея
произносить
тот
или
иной
звук,
слышат
его
в
чужой
речи,
замечают ошибку в произношении другого
ребенка, начинают слышать свое ошибочное
произношение.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарь,
которым
пользуется
ребенок,
доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди
них все еще преобладают существительные и
глаголы,
т акже
появляют ся
в
р еч и
местоимения,
наречия,
числительные.
Именно
в
3-4
года
начинается
период
детского словотворчества: малыши пытаются
по-своему обозначать предметы и явления,
используя
слова,
которых
нет
в
родном
языке.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Словоизменением
основных
частей
речи дети уже в основном овладели. Можно
сказать,
что
грамматические
ф о р м ы
продуктивных типов склонений и спряжений
в этом возрасте применяются правильно. В
то
же
время
аграмматизмы
встречаются
потому
что,
дети
переносят
окончания
продуктив ны х
типов
склонения
н а
непродуктивные, как они это делали и на
третьем
году
жизни.
Конечно,
в
данном
возрасте
таких
ошибок
все
меньше
и
меньше.
По
непродуктивному
т и п у
изменяются такие слова, как глаголы ехать,
е с т ь ,
р а с т и ,
р а з н о с к л о н я е м ы е
существительные
типа
имя.
Трудно
детям
различать окончания винительного падежа у
од у ш е в л е н н ы х
и
н е о д у ш е в л е н н ы х
существительных
(чаще
они
применяют
окончание,
свойственное
неодушевленным
существительным:
«Видели
конь»),
но
бывают ошибки и в обратном перенесении:
«Купи игрушечного поезда».
Дети обычно склоняют несклоняемые
существительные
(«без
пальта
пойду»).
Категория рода существительных в основном
усваивается
к
трем
годам.
Но
ошибки
в
с о г л а с о в а н и и
п р и л а г а т е л ь н ы х
с
существительными
могут
остаться
и
в
рассматриваемом
периоде.
Чаще
всего
встречается смешение окончаний женского и
среднего рода («красивая платье», «зеленое
трава).
Это
связано
с
тем,
что
окончания
многих прилагательных безударные, на слух
воспринимаются плохо.
Не
справляются
пока
дети
и
со
склонениями
числительных
(«кошка
с
два
котенка»), тем более что их в речи детей
о ч е н ь
м а л о ,
к а к
и
п р и ч а с т и й
с
деепричастиями.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Речь
ребенка
трех-четырех
лет
с и т у а т и в н а ,
о н
е щ е
н е
в л а д е е т
монологической
речью,
поэтому
пересказ
сказок,
небольших
рассказов
ему
пока
не
доступен.
Дети
пользуются
простыми
предложениями, состоящими из 4-5 слов. В
этом
возрасте
ребенок
еще
не
может
самостоятельно
рассказать
о
событиях,
которые он видел. Трудно малышам описать
содержание сюжетной картины. Чаще всего
он называет предметы, людей, животных, а
также
перечисляет
действия,
которые
они
совершают.
Пересказ
небольшой
сказки
возможен, но это скорее рассказ наизусть.
Дело в том, что у детей в этом возрасте очень
хорошая
память,
и
знакомую
сказку
они
просто
помнят.
Многие
дети
данного
возраста
поражают
своих
родителей
спо собно стью
запоминать
д л и н н ы е
стихотворные сказки. Поощрять заучивание
доступных
для
понимания
стихотворных
текстов
нужно,
так
как
многократное
произнесение их вслух помогает развивать
языковое
чутье
ребенка,
обогащает
его
с л о в а р н ы й
з а п а с ,
у л у ч ш а е т
звукопроизношение.
Другое
дело,
что
подобная
«гениальная
память»
в
таком
возрасте – обычное явление, и относиться к
этой способности детей как к выдающейся
не
стоит
(а
тем
более
демонстрировать
своего ребенка другим взрослым). Как раз
неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху»
нужно рассматривать как тревожный сигнал.
Если в этом виноваты родители (не читают
детям), это нужно срочно исправлять, а если
после многократных повторений ребенок не
в состоянии декламировать наизусть детские
стихи и потешки, тут надо насторожиться.
Консультации логопеда:
Понедельник 18.00 – 18.30
Среда 18.00 – 18.30