Напоминание

"Актуальность, основы и привлекательность педагогической системы М. Монтессори"


Автор: Дьяченко Надежда Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад" Журавленок " г.Надым"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальность, основы и привлекательность педагогической системы М. Монтессори"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность, основы и привлекательность

педагогической системы М. Монтессори

Говоря о педагогических системах, необходимо учитывать, что каждая из них имела

на себе отпечаток того времени, когда она формировалась и разрабатывалась. Объединяет

все

педагогические

системы

их

ориентированность

на

воспитание

такого

человека,

который готов и способен жить в современном обществе. При этом каждая система имеет

свои интересные идее и подходы к обучению и воспитанию детей.

В настоящее время одной из наиболее востребованных систем является система

Монтессори. Многие современные детские сады и центры развития ребенка работают по

этой системе. Она подразумевает, что с детьми одновременно проводится серьезная работа

и увлекательная игра, одновременно сочетается свобода и дисциплина.

Автором рассматриваемой системы является Мария Монтессори – итальянский

врач и педагог. По мнению самой М. Монтессори, ее система – «это метод свободного

саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». То есть ее система строится на

идее того, что ребенок самостоятельно способен развиваться, если для этого создать

соответствующую среду. При этом каждый ребенок рассматривается с самого рождения

как

личность,

причем

личность

уникальная.

И

каждому

ребенку

должна

быть

предоставлена

возможность

самостоятельно

развиваться

и

двигаться.

Под

этим

положением понимается то, что это происходит спонтанно, и могут возникать случаи,

когда ребенку необходима помощь взрослого. И он эту помощь, безусловно, получает. Но

основная роль взрослого в этой системе – это роль организатора среды для развития

ребенка. Но ребенок в этой среде уже движется и развивается сам.

При этом правильная среда определяется как среда, соответствующая потребностям

ребенка,

его

физиологическим

и

психологическим

особенностям.

Ребенка

должны

окружать такие предметы, которые соответствуют его росту и силе. Ребенок должен иметь

свободный доступ ко всем предметам и материалам. Также ребенку предоставляется

возможность свободного выбора вида деятельности, ее формы и продолжительности. В

этом и заключается отличие системы Монтессори от других систем, которое отражается в

ключевом принципе «Помоги мне сделать это самому».

Также, по мнению М. Монтессори, ребенка необходимо научить чувствовать, что

очень

важно

для

его

духовного

развития.

При

этом

необходимо

понимать,

что

мир

взрослого и мир ребенка – это абсолютно разные миры. Взрослому необходимо наблюдать

за ребенком, принимать его таким, какой он есть, а не навязывать представления из

«взрослого» мира. В этой ситуации основной задачей воспитателя становится задача

понимания мира ребенка и предоставление возможности раскрыться этому миру в жизни

ребенка во всем его многообразии через сохранение уникальности его процессов и форм.

И это является довольно сложной задачей для взрослых. Но необходимо представить,

насколько

сложнее

ребенку

войти

во

«взрослый»

мир.

Поэтому

именно

взрослому

необходимо первоначально определить, что интересует ребенка, а затем в соответствии с

этим создать ему среду для развития и научить его пользоваться ей.

В

системе

Монтессори

главной

идеологией

является

идеология

личностного

развития

ребенка.

Неверно

считать,

что

дети

должны

к

определенному

возрастному

периоду

достигнуть

определенных

результатов

развития

и

обучения.

Это

зачастую

противоречит

и

не

учитывает

особенностей

природы

детей,

а

также

определяет

авторитарный

характер

воспитания,

когда

взрослый

на

основе

своих

«взрослых»

представлений и убеждений единолично определяет, что нужно ребенку. В этой ситуации

взрослый очень часто «давит» на ребенка. Но ребенок – это личность, и он сам может

определить, что ему нужно. Задача взрослого услышать и понять это. Особое значение в

системе отдается воспитанию и развитию ребенка в целом. Нет цели, точного соблюдения

учебного плана. Некоторые исследователи и практики видят в этом недостатки системы,

но этого говорит о том, что сегодня до конца не понимается сущность индивидуального

подхода к развитию и воспитанию ребенка. У каждого ребенка свой план развития, и он не

должен

единолично

определяться

взрослым.

Этот

план

выстраивается

на

основе

наблюдения

за

каждым

ребенком,

на

основе

определения

уникальных

интересов

и

потребностей каждого ребенка. И, на наш взгляд, это гораздо более сложная задача для

воспитателя, нежели точное следование определенному учебному плану.

Также

привлекает

и

результат,

который

достигается

при

реализации

системы

Монтессори в воспитании детей. Дети при таком подходе достигают довольно высокого

уровня развития творческих способностей, уровень академических знаний. Они открыты к

самостоятельной

исследовательской

деятельности

и

к

получению

знаний.

Они

любознательны,

их

отличает

определенная

независимость

и

свобода.

Эти

дети

ориентированы на изначально заложенное в каждом стремление к саморазвитию. Тем

самым каждый ребенок реализует свой индивидуальный путь развития, что повышает

продуктивность педагогической системы.

Список использованной литературы:

1.

Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: Изд-во Карапуз, 2006.

2.

Монтессори

М.

Как

развить

внутренний

потенциал

человека

СПб.:

Благотворительный фонд «Волонтеры», 2011.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!