Автор: Дьяченко Надежда Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад" Журавленок " г.Надым"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальность, основы и привлекательность педагогической системы М. Монтессори"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность, основы и привлекательность
педагогической системы М. Монтессори
Говоря о педагогических системах, необходимо учитывать, что каждая из них имела
на себе отпечаток того времени, когда она формировалась и разрабатывалась. Объединяет
все
педагогические
системы
их
ориентированность
на
воспитание
такого
человека,
который готов и способен жить в современном обществе. При этом каждая система имеет
свои интересные идее и подходы к обучению и воспитанию детей.
В настоящее время одной из наиболее востребованных систем является система
Монтессори. Многие современные детские сады и центры развития ребенка работают по
этой системе. Она подразумевает, что с детьми одновременно проводится серьезная работа
и увлекательная игра, одновременно сочетается свобода и дисциплина.
Автором рассматриваемой системы является Мария Монтессори – итальянский
врач и педагог. По мнению самой М. Монтессори, ее система – «это метод свободного
саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». То есть ее система строится на
идее того, что ребенок самостоятельно способен развиваться, если для этого создать
соответствующую среду. При этом каждый ребенок рассматривается с самого рождения
как
личность,
причем
личность
уникальная.
И
каждому
ребенку
должна
быть
предоставлена
возможность
самостоятельно
развиваться
и
двигаться.
Под
этим
положением понимается то, что это происходит спонтанно, и могут возникать случаи,
когда ребенку необходима помощь взрослого. И он эту помощь, безусловно, получает. Но
основная роль взрослого в этой системе – это роль организатора среды для развития
ребенка. Но ребенок в этой среде уже движется и развивается сам.
При этом правильная среда определяется как среда, соответствующая потребностям
ребенка,
его
физиологическим
и
психологическим
особенностям.
Ребенка
должны
окружать такие предметы, которые соответствуют его росту и силе. Ребенок должен иметь
свободный доступ ко всем предметам и материалам. Также ребенку предоставляется
возможность свободного выбора вида деятельности, ее формы и продолжительности. В
этом и заключается отличие системы Монтессори от других систем, которое отражается в
ключевом принципе «Помоги мне сделать это самому».
Также, по мнению М. Монтессори, ребенка необходимо научить чувствовать, что
очень
важно
для
его
духовного
развития.
При
этом
необходимо
понимать,
что
мир
взрослого и мир ребенка – это абсолютно разные миры. Взрослому необходимо наблюдать
за ребенком, принимать его таким, какой он есть, а не навязывать представления из
«взрослого» мира. В этой ситуации основной задачей воспитателя становится задача
понимания мира ребенка и предоставление возможности раскрыться этому миру в жизни
ребенка во всем его многообразии через сохранение уникальности его процессов и форм.
И это является довольно сложной задачей для взрослых. Но необходимо представить,
насколько
сложнее
ребенку
войти
во
«взрослый»
мир.
Поэтому
именно
взрослому
необходимо первоначально определить, что интересует ребенка, а затем в соответствии с
этим создать ему среду для развития и научить его пользоваться ей.
В
системе
Монтессори
главной
идеологией
является
идеология
личностного
развития
ребенка.
Неверно
считать,
что
дети
должны
к
определенному
возрастному
периоду
достигнуть
определенных
результатов
развития
и
обучения.
Это
зачастую
противоречит
и
не
учитывает
особенностей
природы
детей,
а
также
определяет
авторитарный
характер
воспитания,
когда
взрослый
на
основе
своих
«взрослых»
представлений и убеждений единолично определяет, что нужно ребенку. В этой ситуации
взрослый очень часто «давит» на ребенка. Но ребенок – это личность, и он сам может
определить, что ему нужно. Задача взрослого услышать и понять это. Особое значение в
системе отдается воспитанию и развитию ребенка в целом. Нет цели, точного соблюдения
учебного плана. Некоторые исследователи и практики видят в этом недостатки системы,
но этого говорит о том, что сегодня до конца не понимается сущность индивидуального
подхода к развитию и воспитанию ребенка. У каждого ребенка свой план развития, и он не
должен
единолично
определяться
взрослым.
Этот
план
выстраивается
на
основе
наблюдения
за
каждым
ребенком,
на
основе
определения
уникальных
интересов
и
потребностей каждого ребенка. И, на наш взгляд, это гораздо более сложная задача для
воспитателя, нежели точное следование определенному учебному плану.
Также
привлекает
и
результат,
который
достигается
при
реализации
системы
Монтессори в воспитании детей. Дети при таком подходе достигают довольно высокого
уровня развития творческих способностей, уровень академических знаний. Они открыты к
самостоятельной
исследовательской
деятельности
и
к
получению
знаний.
Они
любознательны,
их
отличает
определенная
независимость
и
свобода.
Эти
дети
ориентированы на изначально заложенное в каждом стремление к саморазвитию. Тем
самым каждый ребенок реализует свой индивидуальный путь развития, что повышает
продуктивность педагогической системы.
Список использованной литературы:
1.
Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: Изд-во Карапуз, 2006.
2.
Монтессори
М.
Как
развить
внутренний
потенциал
человека
–
СПб.:
Благотворительный фонд «Волонтеры», 2011.