Напоминание

"В стане изученных деепричастий"


Автор: Макарова Татьяна Изосимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ "СОШ" №5 г. Нарьн–Мара
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ
Наименование материала: урок по теме "Деепричастие"
Тема: "В стане изученных деепричастий"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Обучающее повторение. В стране изученных деепричастий.

Цели урока:

1)

Обобщить изученный материал по деепричастию

2)

Повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием

3)

Развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи

I.

Мы с вами отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет

происходить в Стране изученных деепричастий.

страничка первая.

- А вы на чьей стороне в этом споре? Объясните нам, почему мог возникнуть этот удивительный

лингвистический спор?

(Одни считают деепричастия самостоятельной частью речи, а другие оценивают их как обую

форму глагола)

В сказке говорилось, что деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же

конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия.

Покажите эти признаки, дополнив схему, помещенную на доске.

Глагола – Вид: несовершенный вид, настоящее время + суффиксы а, я; совершенный

вид(Н.Ф. глагола) + с

сс

1)

суффиксы в, ши, вши; будущее время гл. + суффиксы а, я; возвратный.

2)

Наречия – неизменяемый, в предложении является обстоятельством (можно

задать вопрос) как? каким образом?

II.

«Фамильная ненависть»

- О каких орфографических правилах идет речь в сказке? (речь идет о правописании частицы

Не с глаголом пишется раздельно)

- Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами. Вспомните правописание Не с

причастиями.

-Запишем словарный диктант.

III.

Сказка «Бунт»

- О каком правиле идет речь в сказке? (О постановке знаков препинания при деепричастии иди

деепричастном обороте)

- Покажите с помощью схем те случаи, когда закон деепричастия об обособлении действует

безоговорочно.

Схемы:

1)

Д,…

2)

…,Д,…

3)

Д.о,…

4)

…,Д.о,…

Приведите примеры, соответствующие схемам.

-В каких случаях этот закон не действует. Кто является бунтовщиком в королевстве

Деепричастий, не желая обособляться.

(Этот закон не действует, когда деепричастие входит в состав фразеологических оборотов или

переходит в разряд наречий)

Например:

1)

Работать спустя рукава

2)

Они шли молча

- Запишите следующее предложение, объясните в них постановку запятой или ее отсутствие.

1) Открыв окно, я посмотрел в сад.

IV.

Употребление деепричастных оборотов в речи.

Сказка «Великий шутник»

- Где же ошибка в этих предложениях? Из-за чего мы называем деепричастие «великими

шутниками»? (Деепричастие и глагол в первом предложении должны относиться к одному

лицу, а не к разным; если этого не учитывать, в предложении возникает смешанная ситуация)

- Исправьте предложение 2-мя способами, сохранив деепричастный оборот.

1) Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

2) Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.

-Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Вы хорошо

справились со всеми проблемами, которые возникали у вас входе путешествия.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!