Автор: Макарова Татьяна Изосимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ "СОШ" №5 г. Нарьн–Мара
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ
Наименование материала: урок по теме "Деепричастие"
Тема: "В стане изученных деепричастий"
Раздел: полное образование
Тема: Обучающее повторение. В стране изученных деепричастий.
Цели урока:
1)
Обобщить изученный материал по деепричастию
2)
Повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием
3)
Развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи
I.
Мы с вами отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет
происходить в Стране изученных деепричастий.
страничка первая.
- А вы на чьей стороне в этом споре? Объясните нам, почему мог возникнуть этот удивительный
лингвистический спор?
(Одни считают деепричастия самостоятельной частью речи, а другие оценивают их как обую
форму глагола)
В сказке говорилось, что деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же
конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия.
Покажите эти признаки, дополнив схему, помещенную на доске.
Глагола – Вид: несовершенный вид, настоящее время + суффиксы а, я; совершенный
вид(Н.Ф. глагола) + с
сс
1)
суффиксы в, ши, вши; будущее время гл. + суффиксы а, я; возвратный.
2)
Наречия – неизменяемый, в предложении является обстоятельством (можно
задать вопрос) как? каким образом?
II.
«Фамильная ненависть»
- О каких орфографических правилах идет речь в сказке? (речь идет о правописании частицы
Не с глаголом пишется раздельно)
- Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами. Вспомните правописание Не с
причастиями.
-Запишем словарный диктант.
III.
Сказка «Бунт»
- О каком правиле идет речь в сказке? (О постановке знаков препинания при деепричастии иди
деепричастном обороте)
- Покажите с помощью схем те случаи, когда закон деепричастия об обособлении действует
безоговорочно.
Схемы:
1)
Д,…
2)
…,Д,…
3)
Д.о,…
4)
…,Д.о,…
Приведите примеры, соответствующие схемам.
-В каких случаях этот закон не действует. Кто является бунтовщиком в королевстве
Деепричастий, не желая обособляться.
(Этот закон не действует, когда деепричастие входит в состав фразеологических оборотов или
переходит в разряд наречий)
Например:
1)
Работать спустя рукава
2)
Они шли молча
- Запишите следующее предложение, объясните в них постановку запятой или ее отсутствие.
1) Открыв окно, я посмотрел в сад.
IV.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Сказка «Великий шутник»
- Где же ошибка в этих предложениях? Из-за чего мы называем деепричастие «великими
шутниками»? (Деепричастие и глагол в первом предложении должны относиться к одному
лицу, а не к разным; если этого не учитывать, в предложении возникает смешанная ситуация)
- Исправьте предложение 2-мя способами, сохранив деепричастный оборот.
1) Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
2) Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.
-Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Вы хорошо
справились со всеми проблемами, которые возникали у вас входе путешествия.