Напоминание

"Роль дыхания в исполнительском процессе"


Автор: Чуракова Елена Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств р.п. Межевой
Населённый пункт: р.п. Межевой, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Роль дыхания в исполнительском процессе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е.Г.Чуракова,

преподаватель

фортепианного

отделения

высшей

категории

МБОУ ДО ДШИ р.п.Межевой

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ

«РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ»

Форма урока: индивидуальное занятие.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный.

Цель: «Формирование двигательно-технических приемов дыхания на фортепиано».

Задачи:

1.

Познакомить ученика с различными видами дыхания.

2.

Освоить двигательно-технические приемы дыхания на инструменте.

3.

Воспитание художественно-эстетического отношения к музыкальному искусству.

План урока:

1.

Расшифровка понятий «дыхание», «дышащие руки» у пианиста.

2.

Знакомство с видами дыханий.

3.

Работа над дыханиями в произведениях.

Ход урока:

1 этап: организационный.

Знакомство с темой урока, задачами и предстоящим объемом работы.

2 этап: подготовки к активному, сознательному усвоению знаний.

Музыка-искусство звуков. Звукоизвлечение на фортепиано происходит при помощи

движений руки и состоит из двух элементов: взятие и снятие. О том, как взять звук,

написано много методических рекомендаций. Эту работу преподаватели начинают с самых

первых

уроков,

но

«Живое

дыхание

играет

в

музыке

первенствующую

роль»,

«Несоответствие движений рук и тела с звуковым образом нарушает у исполнителя и у

слушателя представление о характере музыки» (А.Гольденвейзер). Внутренний замысел

исполняемого

произведения

должен

быть

согласован

до

тончайших

двигательных

ощущений – взятия звука и его снятия, как вдох и выдох. Музыка без дыхания мертва.

Однако «дышать» нужно вовремя в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с

характером

звуковой

задачи.

Своевременность

дыхания

способствует

организации

связного

исполнительского

процесса,

помогает

ярче

выразить

музыку

и

облегчает

двигательно-техническую

задачу

исполнителя.

Правильное

дыхание

всегда

связано

с

дослушиванием звука или пауз.

Таким образом, понятие «дыхание» - обозначает снятие руки с предыдущего звука

и подготовка ее к новому воспроизведению. В этот промежуток времени может произойти

много

событий:

смена

части

произведения,

смена

музыкального

образа,

изменение

штриха, музыкальной фразы или только мотива соответственно меняется значение и роль

дыхания.

На

примере

сборника

«Хрестоматия

педагогического

репертуара

для

фортепиано» тетрадь четвертая ,4 класс ДМШ, под редакцией

Н. Любомудрова, К.

Сорокина и А. Туманяна, мы рассмотрим варианты или виды «дыхания».

Виды дыхания

1.

Дослушивание

звука

(образное

выражение

«репка»).

Предлагается

музыкальный

пример:

А.Эшпай

«Перепелочка»,

М.

Клементи

сонатина

соч.36

№3

(побочная партия). «Репка» - глубокое, полное погружение руки в клавиатуру. Снятие

начинается с локтевого сустава, как бы вытягивая репку из земли и только в последний

момент отрывается кончик пальца, изображая хвостик у репки.

2. Дослушивание пауз (образное выражение – «кошка»). Рассматриваем на примере

Д.Кабалевский « Легкие вариации на тему словацкой народной песни» соч. 51, №3.

Вариация I

allegretto

giocoso.

«Кошка»

-

короткое

и

стремительное

снятие

руки

с

клавиатуры, запястье собранное остается в рабочем тонусе, как кошка перед прыжком.

3. Движения руки отделяющие друг от друга мелкие мотивы (образное выражение

«взять-передать»). На примере Д.Шостакович «Танец», Р.Шуман «Дед Мороз». «Взять-

передать» - мелкое кистевое движение, напоминающее перекладывание предмета, взять

карандаш и переложить его.

4.

Заполнение

«дыханием»

промежутков

при

широком

расположении

звуков

(образное выражение – «радуга»). На примере Д.Кабалевский «Шуточка». «Радуга» -

движение руки над клавиатурой по дуге.

5.

Движение

руки

для

глубокого

погружения

в

сильную

долю

или

синкопу

(образное выражение – «мыльный пузырь»). На примере Э.Григ «Вальс».

«Мыльный

пузырь» - готовность руки над клавиатурой с точным и острым ощущением кончика

пальца, как движение направленное для того, что бы проткнуть мыльный пузырь.

Преподаватель иллюстрирует произведения, ученица наблюдает за движениями

рук.

Совместно

обсуждаем

движения

и

образное

выражение,

имитируем

на

крышке

инструмента затем на клавиатуре.

3 этап: усвоения полученных навыков на программных произведениях

Луи

Стриббог

«Танцующие

капли».

Анализируем

исполнение

и

характер

произведения.

Музыка

танцевального

характера,

состоит

из

элементов

триольных

репетиций

с

остановкой

на

синкопе,

которая

требует

подготовленного

взятия

звука.

Отрабатываем движение для глубокого погружения «мыльный пузырь».

Н.Голубовская «Вариации на тему русской народной песни». Тема танцевального

характера.

Для

достижения

танцевальной

выразительности

композитор

использует

следующие средства: штрих legato и staccato, акценты и синкопы. В первом предложении

фраза начинается с парной лиги. Затем острые восьмушки должны быть «нанизаны» на

стержень плавного и непрерывного движения рук. Закончить фразу необходимо легким

движениям

руки

вверх

(как

бы

немного

взлетая)

приемом

«взять-передать».

Перед

синкопами

и

акцентами

готовить

снятие

«мыльный

пузырь».

Такие

движения

способствуют легкости и грациозности исполнения.

Вариация №1. Тема дополняется октавными переходами, в которых необходимо

использовать движение по «радуге».

Вариация №2. Поочередное движение рук по аккордовым последовательностям:

доминанта-тоника. Дыхание связано с заполнением промежутков и чередованием рук с

мягким погружением в клавишу. Отрабатываем движение по «радуге».

4 этап: систематизации полученных знаний

В

ходе

урока

было

рассмотрено

5

видов

снятий-дыханий,

которые

были

зафиксированы в дневнике учащейся обозначениями и образным выражением.

Правильное

дыхание

объединяет

фразу,

организует

движения

пианиста,

что

помогает осуществить мелодическое и динамическое развитие, а также отразить характер

музыки. Приемы звукоизвлечения, живое дыхание и движение музыкальной ткани – все

это не мыслимо вне соответствующих движений рук.

Анализ

Цель наблюдения: проанализировать эффективность методов преподавателя в работе над

формированием двигательно-технических приемов дыхания на фортепиано.

Программа наблюдения:

1.

Приемы звукоизвлечения, направленные на организацию разных видов «дыхания»

руки.

2.

Методы

работы

двигательно-технических

приемов

дыхания

в

произведениях

по

специальности.

3.

Решения звуковых задач в разных по характеру произведениях.

Результативность урока:

Преподаватель

подходит

к

обучению

творчески,

в

определенной

системе

пользуется методами и приемами обучения, что позволяет добиваться осуществления

поставленных задач. Материал излагается грамотно, на доступном для ученицы уровне с

учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности. Ученица показала:

знание формы исполняемых произведений;

понятие

триоли,

штрихов

(legato,

staccato),

синкопы,

акцента,

парной

лиги,

доминанты;

грамотное исполнение текста.

Анализ цели урока:

Поставленная цель урока была успешно выполнена.

Познавательный аспект прослеживался в следующих формах работы:

Наблюдение

за

движениями

рук

преподавателя

в

процессе

иллюстрации

произведений;

Развитие

слуховых

представлений

во

время

слушания

музыкальных

примеров

композиторов А. Эшпая, М. Клементи, Д. Кабалевского, Э.Грига, Д.Шостаковича,

Р.Шумана;

Понятие штриха стаккато в старинной музыке (точка укорачивает длительность на

половину) – означает легкое снятие всей рукой.

Развивающий аспект проявляется в таких направлениях, как:

Развитие мышления происходит в совместном обсуждении образных ассоциаций:

«репка» - дослушивание звука, «кошка» - дослушивание пауз, «взять-передать»

-разделение мелких фраз, «радуга» - дуговые движения, «мыльный пузырь» -

стаккато с задержанием (легкое снятие руки);

Развитие сенсорной сферы связано непосредственно с освоением разных приемов

звукоизвлечения и снятия на закрытой крышке инструмента и на клавиатуре.

Воспитательный аспект заключается в том, что ученица понимает и осознает важность

звуковой выразительности в музыке, т.е. воспитывается такое качество как бережное

отношение к фортепианному звуку.

Анализ структуры урока

Урок включает следующие этапы:

1.

Организационный этап.

Урок характеризуется четкой организацией. Рационально используется время на

каждом этапе. Доброжелательный настрой преподавателя помог быстро включиться в

работу.

Расшифровка

понятий

«дыхание»,

«дышащие

руки»

способствовала

заинтересованности и настрою на активную работу, а также переходу к новому этапу в

работе - подготовке к активному, сознательному усвоению знаний.

2.

Этап подготовки к активному, сознательному усвоению знаний.

На

данном

этапе

преподаватель

использует

объяснительно-

иллюстративный

эвристический

методы

работы.

Ученица

узнает

о

необходимости

своевременности

дыхания при смене частей, музыкального образа, фразы в произведении; наблюдая за

движениями рук преподавателя, пробует имитировать виды «дыхания». Таким образом,

ученица активно включается в дальнейшую работу.

3.

Этап усвоения полученных навыков и проверки домашнего задания.

Домашнее задание заключалось в грамотном и выразительном исполнении нотного

текста, что прослеживалось в Этюде Л. Стриббога и Вариациях Н. Голубовской. На

данном

этапе

ученица

закрепляет

следующие

варианты

движений:

стаккато

с

задержанием, легкое снятие руки (способствует более яркому выражению танцевального

характера в этюде); дуговые движения, быстрое снятие при сгруппированной кисти в

вариациях. Только добившись поставленной задачи, преподаватель переходит к работе над

следующим видом «дыхания».

4.

Этап систематизации и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Урок сопровождается показом игровых приёмов преподавателя, что стимулирует и

направляет

ученика

на

творческое

решение

поставленных

задач,

помогает

найти

правильное ощущение в игровом аппарате, добиться нужного звукового результата.

Ученица закрепляет следующие навыки:

5 видов снятий- дыханий с образными выражениями.

Правильное исполнение синкопы и парной лиги.

Удобное исполнение октавных переходов.

Вывод. Данные

приёмы

и

методы,

используемые

преподавателем

в

работе

над

звукоизвлечением,

достаточно

эффективны,

что

позволяет

решить

познавательные

и

развивающие задачи.

Ученица осуществляет мелодическое и динамическое развитие, отражает характер

музыки, используя соответствующие движения рук; старается контролировать звуковой

результат.

На

уроке

активно

развиваются

слухо-мышечные

ощущения,

память

и

музыкальное мышление.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!