Напоминание

Метод фасилитации на уроках специальных дисциплин


Автор: Лаврентьев Александр Михайлович
Должность: преподаватель(в системе профессионального образования) по спецдисциплинам
Учебное заведение: Хабаровское подразделение Дальневосточного учебного центра ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод фасилитации на уроках специальных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дальневосточный учебный центр профессиональных

квалификаций –

структурное подразделение Дальневосточной железной

дороги –

филиала ОАО "РЖД"

Хабаровское подразделение

Смотр-конкурс профессионального педагогического мастерства

работников учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Номинация: «Лучшие педагогические практики в профессиональном

обучении рабочих кадров ОАО «РЖД»

Методическое пособие

Метод фасилитации на уроках специальных дисциплин с

применением макета «Бесстыковой путь», как компонента

интеграции профессионального обучения и производства.

Автор: Лаврентьев Александр Михайлович

Должность: преподаватель

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

«______»_____________2016г.

________________

Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок и на

корпоративном портале.

«______»_____________2016г.

________________

Хабаровск – 2016

2

Рецензенты:

Лещинский

Алексей

Михайлович

начальник

Хабаровского

подразделения

Дальневосточного

учебного

центра

профессиональных

квалификаций

Пикалова Л.В.– инженер по подготовке кадров

3

АННОТАЦИЯ

На

современном

этапе

подготовке

рабочих

кадров

повышается

необходимость вовлечения большего числа обучающихся в активный процесс

обучения, а также привлечения их опыта, знаний и идей для поиска решения

задач, что влечет за собой увеличение количества групповых форм обучения. В

этой связи применение инновационных методов организации групповой работы

будет

определять

эффективность

обучения,

и

влиять

на

групповую

и

индивидуальную успеваемость. Необходимо сделать так, чтобы обучение было

эффективным: достигало своих целей и обучающиеся были бы удовлетворены

как результатом, так и процессом и с радостью шли реализовывать полученные

знания и решения.

Методическое пособие раскрывает особенности применения в обучении

методики «Фасилитации», для создания эффективных процессов групповых

обсуждений

и

принятий

решений.

Данная

методика

создает

условия

для

использования

потенциала

и

возможностей

обучающихся,

привлекая

их

к

обсуждению и генерации идей и решений. Это позволит в дальнейшем им

решать проблемы на рабочем месте и научиться самостоятельно, принимать

решения,

внедряя

культуру

эффективных

обсуждений.

Использование

фасилитационных

модулей

и

проведение

их

на

регулярной

основе,

даст

преподавателю

качественную

теоретическую

и

практическую

подготовку

обучающихся.

Методика

реализуется

на

основе

вида

фасилитации

«Pinpoint»

для

работников по профессии «Контролер состояния железнодорожного пути» с

применением

макета

«Бесстыкового

пути»,

созданного

для

обучения

работников

путевого

хозяйства.

Создание

макета

«Бесстыкового

пути»

обусловлено созревшей необходимостью доведения до обучающихся физики

температурной работы бесстыкового пути.

Применение

методики

позволяет

решить

одну

из

главных

задач

профессионального обучения, а именно, успешное развитие профессиональных

компетенций работников ОАО «РЖД».

Методическое пособие содержит комплект дидактического материала,

необходимого для внедрения методики в учебный процесс.

Методика

фасилитации

на

уроках

специальных

дисциплин

является

средством повышения качества знаний работников ОАО «РЖД». Может быть

использована при обучение любой рабочей профессии.

4

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

5

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

8

2.1 Актуальность создания макета

8

2.2 Область применения макета «Бесстыкового пути»

9

2.3 Область применения методики фасилитации

10

2.4 Метод фасилитации на уроках спец дисциплин с применением

макета «Бесстыковой путь»

14

3. Заключение

19

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ошибка! Закладка не определена.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Ошибка! Закладка не определена.

5

1. ВВЕДЕНИЕ

«Проведенные

в

США

в

1980-х

годах

исследования

(National

Training

Laboratories

in

Bethel,

Maine) позволили обобщить данные

относительно

эффективности (средний

процент

усвоения

знаний)

различных методов

обучении

взрослых.

Знания запоминаются, если они сразу отрабатываются в практике. При

«пассивном» обучении (например, слушании лекции) забывается почти сразу

до

50%

информации.

Поэтому

необходимо

обращаться

к

участникам

с

вопросами, предлагать обсудить материал в малых группах, «попробовать»

новую идею.

Взрослые лучше

усваивают знания и навыки, которые они освоили

самостоятельно.

Для

удовлетворения

этой

потребности

необходимо

дать

участникам

время

обсудить

материал,

задать

уточняющие

вопросы,

попробовать на практике изучаемые инструменты.

Огромное влияние на обучение у взрослых оказывает предшествующий

жизненный

путь.

Восприятие

новых

знаний

опосредуется

накопленным

опытом. Если что-то ему противоречит, то новые идеи отвергаются. Поэтому в

процессе обучения важно разделять факты и мнения, показывать пользу, а

также

создавать

ситуации

активного

экспериментирования

с

новым

материалом.

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки

обученных

работников

в

контексте

способности и

готовности

эффективно

применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и

региональных рынков услуг.

Одним из способов достижения поставленной цели является создание

макета «Бесстыковой путь» и реализация методики фасилитации на уроках

спец дисциплин, как компонента интеграции профессионального обучения и

производства.

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой

работы,

направленная

на

прояснение

и

достижение

группой

поставленных

целей.

6

Другое определение фасилитации дал Роджер Шварц, по его мнению:

«Групповая

фасилитация это

процесс, в

котором

человек,

выбор

которого

приемлем для всех членов группы, который достаточно нейтрален и у которого

нет достаточной власти для принятия решений, диагностирует необходимость и

вмешивается, чтобы помочь группе в выявлении и разрешении проблем и в

принятии решений для увеличения эффективности группы»

Использование фасилитации обеспечивает прирост производительности

в трех направлениях:

1. Скорость. Можно сделать больше – и за меньшее время.

фокусирование на ключевых вопросах

снятие барьеров понимания

быстрое продвижение даже по сложным темам с полным участием

всех

продуктивная рабочая среда

2.

Креативность.

Фасилитация

позволяет

освободиться

от

формальностей, выйти за рамки рутины и расширить горизонты мышления:

стимулируя творчество участников

настойчиво, шаг за шагом продвигаясь по проблемам к вариантам

решений, попутно преодолевая все возможные трудности обсуждения

генерируя идеи и практические решения

3. Эффективность. Более эффективно организован процесс обсуждения

и повышается качество результатов.

Все умы включаются в работу и вносят свой вклад в итоговый

результат

Участники

осознают,

что

результаты

проделанной

работы

принадлежат им

Интерактивный рабочий процесс позволяет добиться максимума с

любой группой и в любой ситуации

Создаются действенные планы применения полученных знаний на

работе

Любая

образовательная

технология

это

воплощение

определенной

стратегии.

Внедрение

методики

фасилитации

на

уроках

специальных

дисциплин

с

применением

макета

бесстыкового

пути

на

базе

практико-

ориентированного подхода в учебный процесс обусловлено необходимостью

поиска

адекватных

образовательных

технологий

совокупности

средств

и

методов

обучения

и

развития

обучающихся,

позволяющих

успешно

реализовать ожидания работодателя.

7

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Актуальность создания макета

В настоящее время на Дальневосточной железной дороге бесстыковой

путь уложен на 50% протяжения главного хода и поэтому для качественного

обучения работников путевого хозяйства необходимо было приобрести макет

«Бесстыкового пути».

Выход из этого положения был найден следующий.

Разработка технического задания и сборка макета «Бесстыковой путь»

была выполнена силами преподавателя и обучающихся группы подготовки по

профессии «Контролер состояния железнодорожного пути».

Для сборки макета «Бесстыковой путь» использовано дополнительное

оборудование, указанное в таблице.

Наименование оборудования

Количество

1

Алюминиевая полоса 2х30х2000 мм

2

2

Шланг кислородный

8х4000 мм

1

3

Кабельканал 250х300х2000 мм

2

4

Уголок пластиковый 15х15х2400

4

Ориентировочная стоимость макета «Бесстыковой путь» у сторонних

производителей – от 350000руб.

Затраты на оборудование для макета «Бесстыковой путь» – 2000 руб.

Экономический эффект – от 348000 руб.

Использование

данного

макета

для

теоретических

занятий

и

практических

работ

значительно

повышает

эффективность

и

качество

обучения.

Кроме

этого,

этим

рационализаторским

решением

могут

воспользоваться и другие учебные центры.

8

Основными возможностями использования макета «Бесстыкового пути» в

учебном процессе являются:

1. Отработка практических умений в рамках учебного занятия.

2. Наглядное доведения до обучающихся физики температурной работы

бесстыкового пути.

С точки зрения применения «Бережливого производства» данный проект

является экономически выгодным для Хабаровского подразделения.

2.2 Область применения макета «Бесстыкового пути»

Использование макета «Бесстыкового пути», позволяет:

понять физику температурной работы бесстыкового пути;

воспитывать

в

себе

чувство

профессиональной

ответственности

при

выполнении должностных обязанностей;

развивать стиль работы с учётом личных возможностей и способностей;

формировать способности к коллективной работе;

вести

исследовательскую

и

аналитическую

деятельность

(анализ

ситуации, прогнозирование последствий своих неправильных действий,

разработку оперативных действий при выполнении поставленных задач).

При использовании макета необходимо учитывать:

опыт обучаемых и наличие производственной практики в должности. В

зависимости от этого формировать занятие;

количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение

практических занятий;

возможность упрощения или усложнения ситуаций.

Работа с макетом является средством моделирования профессиональной

деятельности в специально разработанных производственных ситуациях. Кроме

этого,

является

средством

информирования

обучающихся

о

возможных

последствий их неправильных действий при работе на бесстыковом пути.

9

2.3 Область применения методики фасилитации

Метод

фасилитации

«Pinpoint»,

как

компонент

профессионального

образования реализуется на основе технологии группового обучения.

Сущность

метода

состоит

в

том,

чтобы

прийти

к

конструктивным

решениям, через процесс обсуждения и групповой работы. Этим процессом

необходимо

управлять

и

координировать

действия

участников

групповой

работы.

Такой

процесс

осуществляет

фасилитатор,

который

управляет

процессом, вовлекает участников и структурирует работу группы.

Фасилитатором (от англ. facilitate – делать действие или процесс более

простым)

часто

называют

ведущего,

основная

задача

которого

состоит

в

стимулировании

и

направлении

процесса

поиска

и

анализа

информации,

принятии решений участниками групповой работы.

Фасилитатор – это не тот, кто сам выполняет определенное задачу, а тот,

кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми и

владеет

специальными

техниками,

которые

позволяют

группе

принимать

решения, определять цели, осваивать новые навыки.

Фасилитатор отвечает за процесс, группа – за содержание.

Содержание

-

фактические

идеи,

предложения

и

решения,

которые

рождаются

во

время

группового

обсуждения.

Это

то,

над

чем

работают

участники, чтобы достигнуть цели.

Процесс - ход совместной работы группы, это то, как группа решает

проблему.

Преимущество

метода

«Pinpoint»,

в

том

что

он

состоит

из

модулей

(Трейлер,

Сбор

идей,

Группировка,

Заголовки,

Оценивание(ранжирование),

Бессловесный официант, План действий). В процессе обучения его можно

использовать

как

полностью,

так

и

частями,

в

зависимости

от

подготовленности группы и поставленных задач.

1. Трейлер

Осознание проблемы, выбор оптимального направления

10

2. Сбор идей

Изучение нового материала на основе знаний обучающихся

3. Группировка, Заголовки, Оценивание (ранжирование),

Выбор приоритетных тем при проведении занятий, консультаций

4. Бессловесный официант

Работа над существующими проблемами с осознанием препятствий и

выбором вариантов решения

11

5. План действий

Разработка

пошаговой

инструкции

как

для

первых

шагов

в

новой

профессии, так и для решения существующих проблем и поставленных задач

12

Картограмма «Применения модулей «Pinpoint» в учебном процессе»

Таблица 1.

Наименование

предмета

Тема занятия

Модуль

Устройство и

содержание

железнодорожного

пути

Дефекты деревянных

шпал

Сбор идей

Консультации

Группировка,

Заголовки,

Оценивание(ранжирование)

Особенности

конструкции

бесстыкового пути

Трейлер

Технология

производства

путевых работ

Консультации

Группировка,

Заголовки,

Оценивание(ранжирование)

ПТЭ,

инструкции

и

безопасность

движения

Консультации

Группировка,

Заголовки,

Оценивание (ранжирование)

Устройство

и

обслуживание

переезда

Действие дежурного по

переезду при вступлении

на дежурство

План действий

Действие дежурного по

переезду во время

дежурства

План действий

Консультации

Группировка,

Заголовки,

Оценивание (ранжирование)

Устранение силами

дежурного по переезду

неисправностей и

нарушений в работе

оборудования переезда.

Бессловесный официант

Текущее содержание

железнодорожного

пути и ИССО

Основные положения по

текущему содержанию

бесстыкового пути.

Особенности

производства работ по

текущему содержанию

Все

13

бесстыкового пути

Консультации

Группировка,

Заголовки,

Оценивание (ранжирование)

Контроль за угоном

рельсовых плетей и

изменениями

температурного режима

их работы

План действий

Преимущества техник фасилитации в ходе обучения:

на все обсуждения будет затрачено меньше времени;

все будут оказывать влияние на процесс;

решения

будут

приниматься

самими

обучающимися

(под

контролем преподавателя);

не будет ненужных конфликтов между людьми или отдельными

группами;

те,

кто

перебивает

других,

и

те,

кого

невозможно

заставить

замолчать, будут под контролем – а их вклад при этом не потеряется

те, кто обычно молчат, смогут делиться идеями, оказать влияние на

принятие решения;

весь процесс общения будет визуально зафиксирован по мере его

прогресса,

давая

возможность

в

любой

момент

обратиться

к

полной,

не

редактированной версии его мельчайших моментов;

сложные темы получают простое понимание;

вырастает удовлетворенность обучающихся принятыми решениями

и их ответственность за реализацию этих решений.

14

2.4 Метод фасилитации на уроках спец дисциплин с применением

макета «Бесстыковой путь», как компонента интеграции

профессионального обучения и производства

Тема

«Основные

положения

по

текущему

содержанию

бесстыкового

пути. Особенности производства работ по текущему содержанию бесстыкового

пути»

изучается

в

конце

курса

теоретического

обучения

и

предшествует

выходному контролю знаний к занятиям (2 часа)

Содержание занятия

Порядок проведения занятий по методики фасилитации на уроках спец

дисциплин с применением макета «Бесстыкового пути» можно представить в

виде следующей схемы урока:

Тема

занятия:

««Основные

положения

по

текущему

содержанию

бесстыкового пути. Особенности производства работ по текущему содержанию

бесстыкового пути».

Вид занятия: Групповое занятие.

Тип урока: Коллективно-групповое занятие.

Цели занятия:

1. Подготовить обучающихся к работе на бесстыковом пути, а так же в

период действия экстремальных температур.

2. Сформировать план действия для обучающихся при выходе на работу,

а так же осознание ответственности и необходимости возложенных на них

обязанностей.

Задача занятия:

- Определить положительные и отрицательные стороны бесстыкового пути.

- Разработать меры для максимально безопасной эксплуатации бесстыкового пути.

- Определить направления для работы контролера состояния пути.

15

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя

Содержание

деятельности

учащихся

1.Организационный

этап

2 мин.

Деление обучающихся на

группы;

приветствует обучающихся;

контролирует посещаемость

группы;

Выполняют

2. Групповая работа

3-4

мин.

В начале занятия

преподаватель задает цели и

задачи для проведения

занятия

Слушают,

уточняют

5-7

мин

1 этап:

Трейлер

Управляет группой по

определению плюсов и

минусов бесстыкового пути.

Задействует каждого,

заслушивает комментарии

Оценивает результаты

работы групп;

Работает с макетом

«Бесстыковой путь».

Показывает презентации

«Сходы из за выбросов

бесстыкового пути»

Работают по

определению

плюсов и

минусов

бесстыкового

пути, слушают

16

Этап занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя

Содержание

деятельности

учащихся

15

мин

2 этап:

Сбор идей

Предлагает каждому на

модерационных карточках

написать по три идеи «Как

сделать работу бесстыкового

пути безопасной для

движения поездов?»

Задействует каждого

Контролирует процесс

При необходимости

направляет обучающихся

Записывают

на

модерационных

карточках (3 идеи

с каждого)

10

мин

3 этап:

Группировка

Опрашивает группы в какую

колонку отнести ту или иную

идею, при необходимости

обращается к автору

Определяют

колонку для идеи,

при

необходимости

объясняют, что

имели в виду

5 мин

4 этап:

Заголовки

Определяет заголовки

совместно с обучающимися

(формулирует сам или

совместно с группами).

Помогают

формировать

заголовки

5 мин

5 этап:

Оценивание

(ранжирование)

Оценка заголовков по

значимости, актуальности и

отношения к теме урока.

Проводят оценку

заголовков по

значимости,

актуальности и

отношению к

теме урока

17

Этап занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя

Содержание

деятельности

учащихся

15

мин

6 этап:

Бессловесный официант

Объяснение

последовательности

выполнения задания.

Распределение тем, выдача

флипчартов. Помощь в

работе групп.

Работают

группами:

определяют, что

делать, что

мешает это

сделать,

разрабатывают

рекомендации.

Переходят к

работе смежной

группы, отмечают

свое мнение

маркерами (1

согласны, 2 есть

вопрос, 3 не

согласны) и

добавляют

рекомендацию,

ответы на

вопросы.

18

Этап занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя

Содержание

деятельности

учащихся

15

мин

7 этап:

План действий

Объяснение

последовательности

выполнения задания.

Выдача флипчартов.

Помощь в работе групп.

Вырабатывают

план действий:

Что нужно делать

контролеру

состояния

железнодорожног

о пути, что бы

максимально

обезопасить

эксплуатацию

бесстыкового

пути.

Мероприятия,

шаги,

ответственные.

Защита

проделанной

работы.

3.Подведение

итогов

7-9

мин

Преподаватель отмечает

результаты занятия и выводы

проделанной работы.

слушают

4. Домашнее

задание

3 мин.

Оглашение домашнего

задания

слушают

записывают

Оснащение урока:

Техническое:

1.

Макет «Бесстыкового пути»

Дидактическое:

1. Конспект бесстыкового пути.

2. Комплект предварительно подготовленных флипчартов.

3. Схема размещения обучающихся и макета в классе.

4. Комплект

модерационных карточек для записи идей.

Домашнее задание:

1.

Подготовка

по

теме

«Основные

положения

по

текущему

содержанию

бесстыкового пути. Особенности производства работ по текущему содержанию

бесстыкового пути».

19

3. Заключение

Метод фасилитации на уроках спец дисциплин с применением макета

«Бесстыкового пути», как компонент интеграции профессионального обучения

и производства начал применяться в Хабаровском подразделении ДВУЦПК с

2015

года

и

на

настоящий

момент

есть

положительные

результаты

его

использования

на

занятиях,

при

подготовке

обучающихся

по

профессии

«Контролёр состояния железнодорожного пути».

Такие занятия проводятся в коллективно-групповой форме, при которой

реализуются

потребности

взрослого

человека

в

признании

его

профессиональной компетенции, позволяет анализировать и оценивать свои

действия

в

нестандартных

ситуациях,

задает

вектор

интеграции

в

профессиональную деятельность.

Эффективность

занятий

значительно

возросла.

Анализ

результатов

обучения (по данным протоколов сдачи квалификационных экзаменов, листам

социологического опроса работодателей и отзывам с предприятий) за 2015 -

2016

годы

показывает

рост

профессиональной

готовности

работников,

сокращение периода их адаптации на рабочем месте и готовности к решению

более сложных задач.

Результаты оценки компетентности обучающихся до и после применения

метод фасилитации представлены на диаграмме

20

Оценку эффективности применения рассмотренной методики дали сами

обучающиеся:

Участвовал в процессе

Не учувствовал в процессе

Считаю

такую

методику

обучения оптимальной.

Не вижу смысла в таком

уроке.

Все равно.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!