Автор: Пономарёва Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №90"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект игровых ситуаций по ОБЖ «Безопасность в природе».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №90»
Конспект игровых ситуаций по ОБЖ
«Безопасность в природе».
Подготовила: Пономарёва А.А.
г.Березники
июль, 2017
Цель: закрепление правил безопасного поведения в лесу.
Задачи:
уточнить знания детей о тех опасностях, которые могут подстерегать детей и взрослых в
лесу и как с ними справиться;
развивать внимание, память, логическое мышление;
воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: иллюстрация картины «Лес», Д/и: «Правильно-неправильно», «Можно — Нельзя»;
кружки (красный, зелёный) по количеству детей, картинки с изображением съедобных и ядови-
тых грибов, корзинка, знаки «Берегите лес от пожара», «Опасно клещи»; ваман(ы), карандаши
цветные, гуашь, кисти, восковые мелки, салфетки (материал для плаката по выбору детей).
Ход
Воспитатель: Ребята, прошли выходные дни и многие из вас, скорее всего, отдыхали на приро-
де, в лесу.
Ответы детей.
Воспитатель:- Посмотрите на картину, как вы думаете, что изобразил художник?
Дети: -Лес.
Воспитатель: -Верно, лес. Как здесь красиво! В лесу могут быть опасности?
Дети: -Да.
Воспитатель: - Как вы думаете, что это за опасности?
Дети. В лесу можно заблудиться.
Воспитатель: - Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Что же
надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.
Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.
Воспитатель: - Как нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?
Дети: Надо держаться вместе.
Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только по-
теряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.
Воспитатель: -Предлагаю сыграть в игру «Правильно-неправильно». Посмотрите на картинки,
из них вам нужно выбрать ту, на которой, по вашему мнению, дети поступают неправильно, и
объяснить свой выбор. (Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Правильно! Если заблудился в лесу, не нужно поддаваться панике, бежать куда
глаза глядят. А нужно присесть, внимательно прислушаться к звукам, может быть, откуда-
нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постараться
понять, откуда идет звук, и идти, в этом направлении. Если звук становится громче — значит
идешь правильно. Самое главное знать — тебя обязательно найдут!
Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый- можно, красный- нельзя) «Можно —
Нельзя». Дети становятся в круг. Предлагаемые детям ситуации:
— Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
— Ходить с подружками и друзьями
— Ездить с родителями в лес.
— Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку
— Все время находиться вместе с родителями.
Воспитатель показывает знак «Берегите лес от пожара». И спрашивает у детей, что означает
этот знак.
Ответы детей.
Воспитатель:- Как вы думает, от чего может возникнуть пожар?
Ответы детей.
Воспитатель:- Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и не-
осмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички. Но причиной
пожара может стать и такая линза (показывает), и осколок битой бутылки, например. Осколок
(или линза) может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Сначала
тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомни-
те, дети, небольшое пламя приводит к большим лесным пожарам, а тушить лесные пожары мо-
гут только взрослые — пожарные и спасатели используя специальную технику (самолеты, вер-
толеты).
Воспитатель: - Ребята помните пословицу «В одном коробке сто пожаров». Почему так говорит-
ся?
Ответы детей.
Воспитатель: -Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причи-
ной пожара. Давайте вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды — пожа-
ра:
1. Костер разводят только с взрослыми.
2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.
3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.
4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь
соседние деревья.
5. Уходя надо убедиться, что костер потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли — налетевший
ветер может раздуть из них пламя.
6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.
7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.
Воспитатель показывает детям знак «Опасно клещи».
- Дети, кто знает, что это за знак? Почему красный цвет? (Цвет опасности)
Воспитатель: -Здесь на полянке (игровое поле) много различных насекомых. Одна группа — от-
бирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И
расскажите, почему выбрали именно этих насекомых.
Ответы детей.
Воспитатель: - Какие правила нужно знать при встрече с насекомыми!
1. На прогулку в лес следует надеть длинные брюки, свитер с длинным рукавом.
2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.
3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.
4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно
перейти в другое место.
5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.
Воспитатель:- Отгадайте загадку:
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы! Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет
головы (гриб)
Воспитатель: -Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек
съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.
На ковре картинки различных грибов, детям нужно на время собрать и положить в корзину
только съедобные грибы. Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем.
Воспитатель: - А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: -Ребята, вы молодцы, а теперь давайте ещё раз вспомним какие опасности нас
ожидают в лесу, и сделаем плакат «Опасности в лесу».
Дети рисуют плакат(ы) и размещают в групповой комнате.
Во второй половине дня можно сыграть с детьми в игру «Что будет, если…?»
Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что
необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например, что будет, если в реку один
мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А много мальчиков? (Аналогично –о костре, о ра-
зоренном гнезде и т.д.)