Напоминание

"ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ."


Автор: Гафурова Исламия Нурисламовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Нурлат,РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ."
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Гафурова Исламия Нурисламовна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная

общеобразовательная школа №5»,г.Нурлат РТ.

Россия является многонациональным государством и проблема межнациональных

отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Школа – один

из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального

общения – это важнейшая задача, которую ставит государство перед школой.

Начальная школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы

мировоззрения

и

культуры

личности,

закладываются

основы

культурного

общения

и

первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа,

как

и

общество

в

целом,

является

полиэтническим,

а

умение

строить

нормальные

взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.

Очень важно формирование в образовательном учреждении установки учащегося на

культурный выбор, утверждение возможности исповедовать свою национальную культуру,

признание права на существование и развитие культуры других народов. Это связано с тем,

что в Российской Федерации многие регионы по национальному и этническому составу

очень

разнообразны.

К

многонациональным

регионам

относится

и

наша

Республика

Татарстан, в котором расположен г.Нурлат.

Моё образовательное учреждение (МБОУ «Начальная

общеобразовательная школа

№5»г.Нурлат)

имеет

многонациональный

состав.

Поэтому

приоритетным

направлением

воспитательной работы школы выбрана проблема воспитания культуры межнациональных

отношений. Образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый ребёнок знал

историю своего народа, но вместе с тем уважительно относился к другим культурам.

При

организации

целенаправленного

воспитания

следует

учитывать,

что

межнациональные

отношения

влияют

на

детей

по-разному.

Академик

Ю.В.

Бромлей,

известный

специалист

в

области

проблемы

межнациональных

отношений,

утверждает:

«Человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом». Действительно, добрые

чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию,

в то время как недоброжелательность, жестокость – ответное отрицательное отношение. И

происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком.

Создается впечатление, что ребенок одинаково относится к русским, киргизам, казахам,

узбекам и другим, но это впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об

их существовании.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно

с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Чем

больше они узнают, тем больше у них проявляется интерес к их жизни, культуре, желание

дружить, выучить язык – все это начинает ярко проявляться с приходом ребенка в школу.

Младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными и вообще не

имеют

сколько-нибудь

определенных

стереотипов.

Но

с

течением

времени

под

непосредственным влиянием взрослых у них уже вырабатываются известные эмоциональные

предпочтения.

Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования

эмоционально-положительного

отношения

к

представителям

других

национальностей,

этнических групп. Основными психологическими новообразованиями являются: развитие и

формирование всех познавательных процессов; осознание своих собственных изменений,

рефлексия,

поворот

на

самого

себя;

развитие

системы

собственных

отношений

с

окружающими. Ребенок в этом возрасте уже берет на себя ответственность за свои поступки,

отношение к людям. Именно в этом возрасте у большинства детей начинается процесс

формирования

знаний

об

окружающем

мире,

взаимоотношениях

в

полиэтническом

обществе. Особой школой социальных отношений и взаимоотношений с представителями

другой

национальности

становится

общение,

то

есть

речевое

и

эмоциональное

взаимодействие.

Познавательная

активность,

любознательность

младшего

школьника

постоянно направлена на познание окружающего мира, поэтому процесс приобщения к

культурной жизни других народов, формирование позитивных межэтнических установок

очень эффективны в данном возрасте. Однако, следует учитывать, что прямое, открытое

воздействие на сферу межнациональных отношений у детей этого возраста может привести к

обратному

результату.

При

этом

работа

по

формированию

культуры

межнационального

общения напрямую зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок. Личность

учителя, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в

этой работе.

Учащиеся младшего школьного возраста обладают целым рядом особенностей. Так,

ребенок в своей самооценке ориентируется на мнение взрослых, что обусловлено такими его

особенностями, как подчинение, доверительность, открытость, подражание, послушание,

исполнительность, доверие к взрослым; потребность в деятельности, в движении; быстрая

смена эмоций. В этом возрасте недостаточно развиты волевые действия, вследствие чего дети

испытывают затруднения при выполнении однообразных действий. Потребность в игровой

форме обучения ярко проявляется в начальных классах. Младшие школьники зависимы от

общественного мнения, их интересуют внешние факты, особенно яркие. Их отличает ярко

выраженная эмоциональность.

Л.И. Божович отмечает, что «новый уровень самосознания, возникающий на пороге

школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции»,

образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру

ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и

складываются

в

особое

центральное

личностное

новообразование,

характеризующее

личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и

всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям».

Память

в

этом

возрасте

является

ведущим

познавательным

процессом,

психической

функцией,

поэтому

именно

сейчас

возможно

прививать

ребенку

интерес

к

«иному»,

с

легкостью

пополнять

его

знания

и

обогащать

словарный

запас

о

других

культурах,

традициях, обычаях.

Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной

составляющих

которого

является формирование

межэтнической

толерантности.

Данный

процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры,

уважение культуры и утверждение культурных различий.

В

педагогике

межнационального

общения

задачи

формирования

культуры

межнационального общения решается при помощи разнообразных средств.

Все средства можно разделить на:

¨ материальные (книги,

музыкальные

инструменты,

кинофильмы,

предметы

быта,

национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.);

¨ нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры,

песни и танцы, народный календарь и т.п.).

Средствами

воспитания

культуры

межнационального

общения являются

все

элементы

национальной

и

межнациональной

культуры

(язык,

фольклор,

искусство,

архитектура,

литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.)

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна

лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:

развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали

(традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);

развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям

различных национальностей;

использование

положительных

примеров

из

жизни

и

деятельности

людей

различных

национальностей;

включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую

мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел,

участие

в

художественно-эстетических

мероприятиях,

музейной

работе,

проведение

народных праздников ит.п.);

использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной

и

воспитательной

работы

(разные

виды

тренингов

в

правильном

поведении

в

многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);

использование игр и других активных методов формирования национального самосознания

и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и

воспитательных мероприятий,

привлечение

к

организации

работы

по

формированию

межэтнической

толерантности

родителей учащихся.

Методы воспитания культуры межнационального общения это способы формирования у

детей готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому

отношению к их своеобразным поступкам.

Список использованной литературы

1. В.В.Лунеев.

Преступность

в

межнациональных

конфликтах//Социологиичес

кие

исследования. 1995. № 4. с.103 - 107.

2.

Мухаев

Р.Т.

Политология: учебник

для

студентов

юридических

и

гуманитарных

факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000

3.

Современная

Ро ссия:

проблема

толерантно сти

в

м н о го н а ц и о н а л ь н ом

государстве[Электронный ресурс].

4. Штанько М.А. Региональные конфликты в современном мире: учебное пособие. - Томск:

Изд-во ТПУ, 2006



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!