Напоминание

"Формирование исследовательских качеств учащихся средствами проектной технологии"


Автор: Степанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории,обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №11 им. Скрипки О.В.
Населённый пункт: город Волжский Волгоградская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Формирование исследовательских качеств учащихся средствами проектной технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование исследовательских качеств учащихся средствами проектной технологии

В

современных

условиях

общество

предъявляет

высокие

требования

не

только

к

уровню

знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать

проблему или явления точки зрения различных наук.

Классно-урочная система на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для

массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Сегодняшние изменения в

информационной, коммуникативной, профессиональных сферах современного общества требуют

пересмотра целевых установок и педагогических средств.

Один

из

возможных

способов

достижения

указанных

целей

учебно-исследовательская

деятельность

детей.

Среди

современных

образовательных

технологий

проектное

обучение

обладает рядом преимуществ: позволяет ученику самостоятельно добывать знания, работая с

источниками информации, лабораторным оборудованием развивает коммуникативные умения и

навыки и т.д. Системы исследовательского обучения предлагают такие известные специалисты в

области образования и воспитания детей, как Савенков Н.И., Леонтьев А.Н., Киллпатрик У. и др.

При реализации проектной технологии для каждого участника образовательного процесса

необходимо определить свою роль. Педагогу необходимо правильно расставить акценты при

выборе содержания учебного исследования, соответствующие особенностям и возрасту учащихся.

Исследовательские качества формируются главным образом на уроках. Для урока истории,

обществознания

наиболее

оптимальна

групповая

форма

работы

над

проектом.

Тогда

как

реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочное время. Тематика и характер

исследовательских работ могут быть различны, но должны соответствовать образовательным

программам. В 6 классе ребята могут исследовать деятельность князей и развитие государства

Руси. В 7 классе темы исследований целесообразно связать с развитием культуры Древней Руси и

её

особенностями,

образования

единого

русского

государства,

правителей,

исторических

деятелей.

Целью внеурочной деятельности является развитие творческих способностей, формирование

аналитического

и

критического

мышления,

выработка

исследовательских

навыков,

профориентация

учащихся.

Эти

цели

реализуются

через

учебно-исследовательские

работы,

элективные

курсы,

олимпиады,

экскурсии,

предметные

недели

с

использованием

проектной

технологии.

Несомненно,

благотворными

плюсами

исследовательской

деятельности

являются

вырабатываемые

умения

по

планированию

своей

работы,

умения

использовать

различные

источники информации, анализировать полученные данные, делать выводы, оценивать себя и

других.

Выделяются,

как

правило,

три

группы

компетенций:

ключевые

(общие);

междисциплинарные и предметные, относящиеся к конкретному предмету деятельности.

Ключевые (общие) компетенции – это компетенции:

- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- в сфере гражданско-общественной деятельности;

- в сфере социально-трудовой деятельности;

- в бытовой сфере, в повседневной деятельности;

- в сфере культурно-досуговой деятельности.

Междисциплинарные компетенции предписывают руководителю юных исследователей:

Научиться

учиться

(освоить

общеучебные

навыки

и

умения,

а

ткаже

способы

их

получения).

Научиться объяснять явления окружающей действительности.

Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

Научиться решать проблемы с реализацией определённых социальных ролей.

Научиться решать общие проблемы для разных видов профессиональной или иной

деятельности.

Научиться решать проблемы профессионального выбора и подготовки к его реализации

Предметные

компетенции

предполагают

развитие

непосредственной

познавательной

компетентности юного исследователя, т.е. нахождение ответов на извечные вопросы:

1.

Кто он – юный исследователь? И чем отличается от исследователя взрослого – педагога

или учёного?

2.

Воспитание юного исследователя: каков механизм и какова методика?

3.

Что и как надо развивать?

4.

«Педагогические риски» и их предупреждение

Проблемы в развитии личности юного исследователя. Их разрешение

Его позитивные качества:

Но вместе с тем ОН:

Любознателен, увлечен наукой

Творческая натура

Целенаправлен;

концентрирован

на

идее,

своей работе

Самодостаточен, независим

Обладает

высокой

самооценкой

и

уровнем

притязаний

Обладает чувством собственного достоинства;

гордится своими достижениями

Озабочен

своим

главным

делом,

которому

отдает всего себя

Может

работать

на

высшем

пределе

возможностей – физических и психических

Невнимателен к другим сферам

В реальной жизни м.б. неадекватен

Неуспешен в других делах (в т.ч. школьных,

домашних, досуговых…)

Неавторитетен в среде сверстников

З а н о с ч и в ,

н е

с ч и т а е т с я

с

м н е н и е м

окружающих - сверстников и взрослых

Н е р е д к о

с т а н о в и т с я

п р е д м е т о м

неприязненных

отношений

окружающих

и

даже буллинга

Имеет

статус

«белой

вороны»

среди

сверстников и взрослых

Возникают

множественные

проблемы

со

здоровьем

«Трудное

ли

дело

воспитание?»,

-

спросил

как-то

А.С.

Макаренко

после

лекции.

Он,

задумавшись, ответил: «Нет, воспитание – очень легкое и счастливое дело. Если оно … хорошо

организовано»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!