Автор: Степанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории,обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №11 им. Скрипки О.В.
Населённый пункт: город Волжский Волгоградская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Формирование исследовательских качеств учащихся средствами проектной технологии"
Раздел: среднее образование
Формирование исследовательских качеств учащихся средствами проектной технологии
В
современных
условиях
общество
предъявляет
высокие
требования
не
только
к
уровню
знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать
проблему или явления точки зрения различных наук.
Классно-урочная система на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для
массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Сегодняшние изменения в
информационной, коммуникативной, профессиональных сферах современного общества требуют
пересмотра целевых установок и педагогических средств.
Один
из
возможных
способов
достижения
указанных
целей
–
учебно-исследовательская
деятельность
детей.
Среди
современных
образовательных
технологий
проектное
обучение
обладает рядом преимуществ: позволяет ученику самостоятельно добывать знания, работая с
источниками информации, лабораторным оборудованием развивает коммуникативные умения и
навыки и т.д. Системы исследовательского обучения предлагают такие известные специалисты в
области образования и воспитания детей, как Савенков Н.И., Леонтьев А.Н., Киллпатрик У. и др.
При реализации проектной технологии для каждого участника образовательного процесса
необходимо определить свою роль. Педагогу необходимо правильно расставить акценты при
выборе содержания учебного исследования, соответствующие особенностям и возрасту учащихся.
Исследовательские качества формируются главным образом на уроках. Для урока истории,
обществознания
наиболее
оптимальна
групповая
форма
работы
над
проектом.
Тогда
как
реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочное время. Тематика и характер
исследовательских работ могут быть различны, но должны соответствовать образовательным
программам. В 6 классе ребята могут исследовать деятельность князей и развитие государства
Руси. В 7 классе темы исследований целесообразно связать с развитием культуры Древней Руси и
её
особенностями,
образования
единого
русского
государства,
правителей,
исторических
деятелей.
Целью внеурочной деятельности является развитие творческих способностей, формирование
аналитического
и
критического
мышления,
выработка
исследовательских
навыков,
профориентация
учащихся.
Эти
цели
реализуются
через
учебно-исследовательские
работы,
элективные
курсы,
олимпиады,
экскурсии,
предметные
недели
с
использованием
проектной
технологии.
Несомненно,
благотворными
плюсами
исследовательской
деятельности
являются
вырабатываемые
умения
по
планированию
своей
работы,
умения
использовать
различные
источники информации, анализировать полученные данные, делать выводы, оценивать себя и
других.
Выделяются,
как
правило,
три
группы
компетенций:
ключевые
(общие);
междисциплинарные и предметные, относящиеся к конкретному предмету деятельности.
Ключевые (общие) компетенции – это компетенции:
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- в сфере гражданско-общественной деятельности;
- в сфере социально-трудовой деятельности;
- в бытовой сфере, в повседневной деятельности;
- в сфере культурно-досуговой деятельности.
Междисциплинарные компетенции предписывают руководителю юных исследователей:
Научиться
учиться
(освоить
общеучебные
навыки
и
умения,
а
ткаже
способы
их
получения).
Научиться объяснять явления окружающей действительности.
Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
Научиться решать проблемы с реализацией определённых социальных ролей.
Научиться решать общие проблемы для разных видов профессиональной или иной
деятельности.
Научиться решать проблемы профессионального выбора и подготовки к его реализации
Предметные
компетенции
предполагают
развитие
непосредственной
познавательной
компетентности юного исследователя, т.е. нахождение ответов на извечные вопросы:
1.
Кто он – юный исследователь? И чем отличается от исследователя взрослого – педагога
или учёного?
2.
Воспитание юного исследователя: каков механизм и какова методика?
3.
Что и как надо развивать?
4.
«Педагогические риски» и их предупреждение
Проблемы в развитии личности юного исследователя. Их разрешение
Его позитивные качества:
Но вместе с тем ОН:
Любознателен, увлечен наукой
Творческая натура
Целенаправлен;
концентрирован
на
идее,
своей работе
Самодостаточен, независим
Обладает
высокой
самооценкой
и
уровнем
притязаний
Обладает чувством собственного достоинства;
гордится своими достижениями
Озабочен
своим
главным
делом,
которому
отдает всего себя
Может
работать
на
высшем
пределе
возможностей – физических и психических
Невнимателен к другим сферам
В реальной жизни м.б. неадекватен
Неуспешен в других делах (в т.ч. школьных,
домашних, досуговых…)
Неавторитетен в среде сверстников
З а н о с ч и в ,
н е
с ч и т а е т с я
с
м н е н и е м
окружающих - сверстников и взрослых
Н е р е д к о
с т а н о в и т с я
п р е д м е т о м
неприязненных
отношений
окружающих
и
даже буллинга
Имеет
статус
«белой
вороны»
среди
сверстников и взрослых
Возникают
множественные
проблемы
со
здоровьем
«Трудное
ли
дело
–
воспитание?»,
-
спросил
как-то
А.С.
Макаренко
после
лекции.
Он,
задумавшись, ответил: «Нет, воспитание – очень легкое и счастливое дело. Если оно … хорошо
организовано»