Автор: Якимова Нина Шариповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань д/сад №8 "Росинка" Населённый пункт: ХМАО г. Нягань Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Фольклор русского народа" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития детей № 8 «Росинка»
Консультация для родителей
«Фольклор русского народа»
Выполнила:
Якимова Нина Шариповна
Воспитатель первой
квалификационной категории
г. Нягань- 2016
Фольклор русского народа
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых
для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. И детское
творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор русского
народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим
эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Малые жанры
Колыбельные песни
в народе зовут байками. Это название произошло от
глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова –
«шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не
случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной
поэзии. «Дрёмушка – дрёма, отойди ты от их меня!» -говорили крестьяне,
борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрёму к малышу:
Сон да дрёма,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-
заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен,
которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их в связи с
поверьями о то, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой
ребёнку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш
лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям, -продукт
позднего времени. Кота зовут ночевать:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый
платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки
вызолотить, хвостик высеребрить».
Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка:
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем;
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля
В зеленые луга.
В песнях убаюкать ребят, ритмика звуковое «оформление» соответствуют
покачиванию скрипу зыбки:
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Сели грачи на ворота:
Ворота - то скрып, скрып!
А Колинька спит, спит.
О зайчике – коротенькие ножки, сафьяновые сапожки; старинной татьбе -
воровстве разбойников:
Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Синь кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галка,
Да негде взять.
Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события и
изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной
натуре ребенка.
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
Прибауткам свойственен сюжет, но малыш не способен на долгое время – и
они ограничиваются передачей лишь одного эпизода.
Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной
картины другой из строки в строку. Когда сюжет растягивается, прибаутка
особым приёмом удерживает внимание ребенка: она прибегает к «цепной»
организации сюжета. У козы спрашивают:
Где твои рожки?
Под гору укатились.
Где гор?
Черви выточили.
Где черви?
В воду ушли.
Где вода?
Быки выпили.
Где быки?
В Киев ушли.
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют
за беспокойным колокольным звоном:
Тили –бом, тили бом,
Загорелся Кошкин дом.
В другом – ритмика передаёт тележный грохот:
Трах, трах, тара – бах!
Едет баба на волах.
В третьем случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу;
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
Такой стих западает в память надолго, развивает у детей чувство ритма,
радует их.
К числу прибауток надо отнести и небылицы – перевертыши – особый вид
песен стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и
отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила.
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
И полетели, летели – летели на воздухе посидели. А медведь с мухи шкуры
драл и полусапожки себе сшил. Синее море загорелось и повыгорело бела
рыба вся повылетела, на печи мужик осетра поймал».
Несообразности, представленные в этой песенке, рассчитаны на то,
чтобы укрепить у ребенка подлинное реальное понимание соотношения
вещей и явлений. В 20-е г. XX в. Защитником этого детского жанра выступил
писатель и учёный К.И.Чуковский,правильно понявший ценность и смысл
небылиц – перевертышей. К.И.Чуковским введен и сам термин «перевертыш»
для обозначения этого рода прибауток.
Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к
фольклору взрослых, но, перетерпев изменения, перешли к детям. Это
заклички, игровые припевы, приговоры.
Календарный детский фольклор
Очень рано дети обучаются на у своих сверстников разным закличкам (от
слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения
к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова
закличек нараспев хором. Помимо закличек ребенок в крестьянской семье
знал различные приговорки. Чаще всего их произносит каждый поодиночке.
Это обращения к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах;
подражание птичьим голосам; приговорки при скакани и на одной ноге,
чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания. Песенные
заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие – то
губительные, то благотворные – силы земли, неба и воды; произнесение их
приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых. Закличка
наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный
урожай, достаток и богатство. Дети в старину рано приучались разделять
печали и радости, труд и заботу взрослых. В фольклоре последнего времени
песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и
забавно.
Уж дождь дождём,
Поливой ковшом.
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овес,
На девичью гречу,
На маличье просо.
Дети просят дождь «припустить», «поливать весь день», «лить пуще», так,
чтобы дождевые струи сравнялись с толстыми вожжами». Если дождь
становился не нужен и был во вред по севам, мешал полевым работам, на
смену закличкам о дожде приходили о солнышке и радуге:
Солнышко ведрышко,
Выгляни, высвети!
Радуга – дуга,
Перебей дождя!
Твои детки плачут,
Пить есть хотят.
Или:
Твои детки на повети,
По камушкам скачут.
От взрослых в детей быт перешли и устные приговорки. Это короткие,
обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке,
пчелкам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым,
крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это
и вопрос к кукушке: «Сколько лет мне жить?» Кукушка кукует, а дети
считают. Подавляющее большинство этих приговорок сохраняет в остаточной
форме характер древних заклинаний и заговоров. Заклички и приговорки
принято объединять в один отдел календарный детский фольклор. Этим
термином, введенным в научную литературу собирателем и исследователем
детского фольклора Г.С.Виноградовым, подчеркивается связь закличек и
приговорок с временем года, погодой, праздником, всем строем жизни и
бытом дореволюционной деревни.
Игровые припевы, приговорки
Не менее деревни, чем календарный детский фольклор, игровые
припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части
игрового действия. Они могут выполнить роль концовок в игре. Игровые
могут также содержать «условия «игры, определять последствия при
нарушений этих условий. Анализ обнаруживается в детских играх, особенно
в тех, которые сопровождаются словесными приговорками и песнями, глухие
отголоски древних обрядовых игр и пережитки древнего быта. Игровое
действие унаследовало свои формы, правила и порядок от древних языческих
игрищ в честь Костромы, Коляды, Ярилы.
Игры поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой,
жатвой, посевом льна, в них имитируются также свадебные обряды. Точное
воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой
последовательности имело цель путем многократного повторения игровых
действий с малых лет привить ребенку уважение к существующему порядку
вещей и обычаям. Научить его правилам поведения.
Игра - подготовка к жизненной борьбе и труду. Сами названия игр
«Волк и овцы», «Медведь в бору», «Волк и гуси», «Коршун» - говорят о связи
игр с бытом и жизнью сельского населения. Тесная связь с жизнью народа
оставила отчетливый след в образно – художественных формах игрового
«действия», словесных приговорках и припевках. Столетия и опыт народа
произвели строгий отбор игр –большинство из них с успехом может быть
использовано и сегодня. В играх сочетаются важные требования и принципы
народной практической педагогики.
Художественная литература:
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников Изд. Центр Академия, 1997 г.
2. Аникина Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1,
1991 г.
3. Аникин В. П., Русская народная сказка, М.: Художественная Вопросы
жанров российского фольклора, Сборник статей, М.: МГУ, 1972; литература,
с.984;
4. Бахтин В.С. От былины до считалки Рассказы о фольклоре - Л., 1988 г.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду М: Просвещение, 1977 г.
6. Зуева Т.В. Русский фольклор Флинта: Наука, 1998 г.
7. Мартынова А.Н. Детский поэтический фольклор СПб, 1997 г. №608
8. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М.:
Просвещение, 1990
9. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
10. Усова А..П. Русское народное творчество в детском саду. М.,
Просвещение, 1972 г.