Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие логического мышления у дошкольников.
Русина Валентина Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ № 96 г.Томска.
Логическое мышление – это система навыков, позволяющая ясно и четко высказывать мысли, а
главное понимать суть вещей, происходящих событий. Развивать логическое мышление лучше
начиная с дошкольного возраста. Не давать детям готовый ответ на заданный вопрос, а дать
возможность самому ребенку подумать, поразмышлять. Главным помощником в этом может
служить дидактическая игра. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для
того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать
максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий
дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с
удовольствием будет принимать участие. Старший дошкольный период характерен интенсивным
развитием многих психических процессов. К 4-5 годам начинается формироваться словесно-
логическое мышление, позволяющее решать определенные задания, при этом аргументировать
свой выбор, ответ.
Для родителей можно предложить из обычных вещей придумать увлекательные игры, например:
«Найди лишний» (три перчатки, одна варежка), для самых маленьких 3-4 года задание найди
лишнее- это варежка, для более старших детей – что общее между ними? (может быть совпадение
по цвету, совпадение по структуре: они все шерстяные или вязаные, одежда для рук, отличаются
тем, что три- перчатки, а одна варежка)., также можно поэкспериментировать с одеждой, обувью,
посудой, пуговицами и другими вещами, находящимися в нескольких экземплярах. На прогулке
предметом для таких игр это могут быть камешки, листочки, цветы. Главное при обучении детей,
делать это ненавязчиво, предлагая поиграть, а просто выполнять задания. Аналогом таких игр,
Magellan "Бум","Тик-так-бум" «Рыбалка», которые имеют популярность семейного досуга с
детьми постарше, можно придумать свои игры. Например: используя раскраски с наклейками
серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда» и др., можно
изготовить игру «Найди пару». На полотно из ткани или клеенке наклеить взятые из раскрасок
контуры животных, посуды, растений и др., на диск со стрелкой наклеить цветные наклейки из
этих же раскрасок в соответствии с теми, кто наклеен на полотне. Запустить стрелку, крутящаяся
стрелка останавливается на какой либо наклейке (рисунке) на диске. Задача детей: отыскать такой
же рисунок на полотне, накрыть рукой и сказать «Поймал(а)! За правильную находку ребенку
вручается «Рыбка». Побеждает тот, кто наберет больше всех улов. Можно обойтись без
крутящегося круга, просто по одной карточке показывать детям, в качестве награды можно тоже
использовать что-то другое.
Настольная игра PIATNIK "Тик-так-Бумм". Очень веселая и захватывающая настольная игра
для проведения досуга в кругу семьи или развлечения в большой компании. Правила игры очень
просты, но, несмотря на это, от детей потребуется применить все свои творческие способности и
умение быстро мыслить, а также использовать свой словарный запас. В комплекте:
- правила игры на русском языке;
- бомба-таймер (заводится нажатием на красную кнопку внизу, тикает и может взорваться в любой
момент);
- 55 карточек с весёлыми иллюстрациями места и ситуаций. Участники игры должны как можно
быстрее называть слова-ассоциации на вытянутые из колоды карты с понятиями ит.д. Можно тоже
придумать свой вариант игры: для детей дошкольников 5-7 лет облегчить задание тем, что
находить ассоциации к карте с помощью дополнительных карточек: карточка «Повар» -
дополнительные карточки-картинки: кастрюля, колпак, фартук, нож, доска разделочная, сковорода
и т.д. таким образом можно закрепить у детей знания о профессиях, домах ( деревянных и
многоэтажных), городе, магазине, обитателях леса, реки, пустыни и т.д. Такие игры не сложно
изготовить и применять в детском саду, рекомендовать творческим родителям, заинтересованным в
развитии своих детей.