Автор: Пономаренко Олеся Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с "Радуга"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Установление успешного контакта педагога с родителями."
Раздел: дошкольное образование
Установление успешного контакта педагога с родителями.
Особое значение в педагогической практике,успешной жизнидеятельности
образовательного учреждения имеет установление контакта педагога с родителями.
Их взаимоотношения, тесное сотрудничество обуславливает необходимость
совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и
родителей.
При установлении контактов с семьей необходимо придерживаться следующих правил:
В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия
направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Норма
взаимоотношений педагогов и родителей –взаимное уважение, при котором
происходит обмен опытом, совместное обсуждение.
Педагогический такт, недопустимость вмешательства в жизнь семьи.
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на лучшие
качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с
родителями воспитанников обладает:
Устойчивой потребностью в самосовершенствовании в вопросах общения с
родителями.
Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью
оказания им помощи в воспитании детей.
Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания.Учитывает интересы,
потребности родителей при организации общения с ними.
Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию,
традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы
активизации родителей.
Таким образом, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает зачем
нужно общение и каким оно должно быть, знает что необходимо, что бы общение было
интересным и содержательным, и, самое главное –активно действует.
Следовательно педагогам необходимо совершенствовать свои знания и технику общения
в различных формах:
1.
Консультации диалогов
2.
Экспресс консультации
3.
Консультации с заплонированными ошибками.
Широко используется решение ситуационных задач разного типа:
1.
Ситуации иллюстрации
2.
Ситуации оценки
3.
Ситуации упражнения
После прохождения каких либо консультаций педагоги отмечают возросший уровень
своей уверенности в общении с родителями, как следствие –появления атмосферы
открытости, доверительности, удовлетворения от взаимодействия с партнерами по
решению общих целей и задач- родителями своих воспитанников.
Специфика и значение семьи в развитии личности. Современные концепции и
перспективы совместной деятельности детского сада и семьи.
Занятие 1.
Цель: Дать понятие о современной семье и ее социальных функциях. Знакомство с
основными периодами развития и функциями членов семьи. Характеристика
психологического климота семьи. Методы изучения семьи и семейного воспитания.
Ход занятия:
1.
Игра
2.
Анализ анкет для воспитателей.
3.
Современная семья и ее социальные функции (консультация).
4.
Практическая часть:
-Определить основные стили родительского воспитания детей в семье.
-Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.
-Вопросы для собеседования:
Каковы основные задачи и направления оптимизации взаимодействия ДОУ
и семьи на современном этапе?
Какой вы видите и как оцениваите роль педагогов ДОУ в оказание помощи
семьи в воспитании детей?
Какие существуют методы изучения семьи?
Достаточно ли верно вы можете охарактеризовать психологический климат,
стиль воспитания дошкольников в разных семьях?
Занятие 2.
Общение с родителями.
Цель занятия:
Помочь педагогам развивать технику общения. Познакомить с приемами, с
помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным
состоянием, а так же воздействовать на другого. Провести самоанализ
собственного опыта общения с родителями.
Ход занятия:
1.
Игра
2.
Результаты тестирования «Самооценка затруднений в общении с
родителями»
3.
Общение. Виды общения(консультации)
4.
Практическая часть.
-Самопроверка знаний в области психологи общения:
-Вставь пропущенные слова.
-выбери верный ответ.
Невербальное общение
-Мимические реакции
-Невербальный диалог
Речевое общение:
-Умение интонировать
-Ролевая позиция в общении
-Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с
родителями.
-Диалогическое общение
Противоречия и конфликты между воспитателями и родителями.
-Решение проблемной ситуации.
-Конкурс педагогических ситуаций.
-Способы действия педагогов.
5.Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей»
6. Способы аутогенной тренировки.
7. Домашнее задание «Постройте логическую цепочку»
8.Рефлексия занятия.
Заняти 3.
Деловая игра «Формы работы с родителями»
Цель занятия: Обучение педагогов эффективному взаимодействию с семьей.
Развивать умение проводить тематические встречи с родителями. Учить анализировать
встречу с родителями.
Ход занятия:
1.
Игра
2.
Деловая игра «Формы работы с родителями»
-Задание «Назови формы коллективных встреч с родителями»
-Упражнение «Постройтесь в логической последовательности»
-Упражнение «Найдите правильную последовательность»
-Упражнение «Внести коррективы в план родительских собраний»
-Задание «Оформить приглашение родителей на встречу»
-Проблемные ситуации.
-Проигрывание фрагмента в сценарии встречи «Родительский ринг»
3. Домашнее задание : Провести мониторинг встреч с родителями.
4.Рефлексия .
После таких занятий педагоги отмечали возросший уровень своей уверенности в общении
с родителями, как следствие- появления атмосферы открытости, доверительности,
удовлетворения от конструктивного взаимодействия с партнерами по решению общих
целей и задач-родителями своих воспитанников.