Автор: Адрова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: РМ г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию "Планета Земля"
Раздел: дошкольное образование
Планета Земля
Цель.
Познакомить с глобусом и физической картой
Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось,
Северный и Южный полюса, Западное и Восточное
полушария, экватор). Объяснить на основе
экспериментальной деятельности, что такое земное
притяжение. Формировать представление о
внутреннем строении Земли. Развивать поисково –
познавательные способности.
Материал и оборудование.
Глобус. Физическая
карта полушарий Земли. Фотоснимок Земли из
космоса. Картинка с изображением внутреннего
строения Земли. Модель автомобиля(игрушка).
Фигурка человечка из киндер-сюрприза. Мяч.
Пластилин. Заострённые тонкие палочки
(зубочистки).
Ход занятия
Воспитатель.
Сегодня мы будем говорить о планете
на которой мы живём. Как она называется (Земля).
Как вы думаете, как выглядит Земля из космоса, когда
на нё смотрят космонавты (Предположения детей).
Посмотрите на фотоснимок, сделанный из космоса.
На нём видно, что Земля имеет форму шара. Более
тёмные участки на снимке – это вода на нашей
планете, светлые – суша, самые светлые – облака.
Наша планета – огромный шар. Чтобы её объехать
вокруг, нужно много месяцев.
Давайте посмотрим на глобус. Глобус – это
уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный
автомобиль – уменьшенная модель настоящего
автомобиля (показывает). Модель меньше настоящей
машины в сотни раз , а глобус меньше Земли в
миллионы раз.
Мы живём примерно вот здесь (показывает на
глобусе). Поставим сюда игрушечного человечка
(пытается установить на глобусе фигурку из киндера).
Почему человечек всё время падает? Ведь мы живём
на такой же круглой планете, но не падаем с неё!
(Предположения детей). Давайте проведём опыт.
Подбросим вверх мяч. Он упадёт вниз (Да). Конечно,
он обязательно упадёт вниз, на землю, как и любой
предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч
падает? Да потому, что на предметы действует сила
земного притяжения. Земля притягивает к себе все
предметы и всех людей , которые на ней есть или не
надолго оторвались от неё. Вот почему мы не падаем с
Земли, как этот человечек упал с глобуса.
Теперь разберёмся, как устроен глобус. (Объяснение
сопровождается показом). Его можно легко повернуть
и в одну и в другую сторону, покрутить вокруг
стержня, на котором он установлен. Наша Земля – это
тоже крутящийся шар, поэтому у неё есть стержень,
но он невидим, его можно только представить. Этот
воображаемый стержень называют земная ось.
Верхняя точка куда »воткнута» ось Земли, - Северный
полюс, а нижняя - Южный полюс. Глобус , как и
нашу планету, можно разделить на две части: верхняя
часть (1 половинка шара) – Северное полушарие,
нижняя (2 половинка шара) – Южное полушарие.
Давайте проверим, насколько вы внимательны. В
каком полушарии находится Северный полюс,-
Южный? (Ответы детей).
Линия , которая делит глобус на Северное и Южное
полушария, называется экватором. Он как бы
опоясывает Землю.
Представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на
половинки, разгладили их утюгом и наклеили на
бумагу. Получится вот такая карта (показывает
физическую карту полушарий Земли). Картой
пользоваться удобнее, чем глобусом. Как вы думаете
почему? (Предположения детей). Да, её можно
свернуть, положить в сумку, взять с собой в
путешествие. Она занимает меньше места, чем глобус.
На карте изображение Земли разделено на Западное и
Восточное полушария.
Ещё раз проверим , кто у нас самый внимательный.
Покажите на карте Северный и Южный полюса,
экватор, земную ось, Северное, Южное, Западное и
Восточное полушария.
(Дети поочёрёдно работают у карты).
Разминка.
Дети выполняют движения в соответствии
с текстом.
Взрослые и дети шагают по планете.
Мы ногами топ_- топ, мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик!
Раз – сюда , два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз присели, - два – привстали,
Руки кверху все подняли!
Раз- два, раз-два, заниматься нам пора!
Воспитатель.
Вам интересно узнать, какая Земля
внутри? (да). Если можно было бы разрезать нашу
планету пополам, как яблоко, то внутри она выглядела
бы так (показывает картинку): в самом центре
находиться раскалённое ядро (в середине оно твёрдое,
а сверху жидкое), далее следует толсты слой, который
называется мантия, её покрывает тонкая земная кора,
по которой мы ходим.
Ребята хотите иметь свою маленькую планету Земля?
(Хотим). Тогда давайте её слепим. Садитесь за столы и
приступайте к работе. С чего начнём? (с ядра). Верно.
Только будьте осторожны, не обожгите руки, ведь это
слой очень горячий! Слепим его из жёлтого
пластилина. Какой слой идёт за ядром?(ответы детей).
Правильно , мантия. Давайте налепим на ядро слой
красного пластилина. Не забудьте, этот слой самый
толстый. Какой слой следующий? (земная кора).
Верно. Её мы изобразим с помощью тонкого слоя
синего пластилина. Чтобы пластилиновые шарики
стали похожими на глобус или на планету Земля,
налепим сверху маленькие пятна пластилина
коричневого, зелёного и жёлтого цвета. Что эти пятна
будут изображать (Землю, горы, леса, пустыни).
А что нужно чтобы наша планета вращалась?
(предложения детей). Надо сделать для неё ось- ведь
мы знаем, что Земля вращается вокруг оси. Для этого
проткните пластилиновый шарик тонкой заострённой
палочкой и раскрутите его, удерживая палочку за
длинный конец. (Дети выполняют задание). Теперь вы
можете представить, как вращается Земля вокруг
своей оси.
Итак, сегодня мы узнали много нового о планете, на
которой мы живём. В заключение занятия хочу
прочитать вам стихотворение о планете Земля.
Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.
Стих И. Петросян