Напоминание

"Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ"


Автор: Макарова Елена Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Нефтегорск
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ» Е.В. Макарова, старший воспитатель Детский сад «Сказка», г.Нефтегорск В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании» в Российской Федерации, в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования (первая ступень общей системы образования). Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года. В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Раннее детство и дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития способностей. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей. Детский сад «Сказка» г.Нефтегорска плодотворно сотрудничает со структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности: Центром детского творчества «Радуга», Детской библиотекой и Детским музеем, музыкальной школой. На протяжении нескольких лет одной из главных задач работы детского сада было раскрытие и развитие творческого потенциала, формирование творческой личности дошкольника через различные формы творческой деятельности. Широко распространенное понятие «детское творчество» в дошкольный период чаще всего применяется именно по отношению к изобразительной деятельности. «Рисование, - отмечает Л.С.Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование». Педагогический коллектив ДОУ имеет некоторый опыт работы в данном направлении, которым мы могли бы поделиться. В нашем детском саду большое внимание уделяется художественно- эстетическому развитию детей. На базе детского сада « Сказка» с 2010 года
работает художественная студия
: «Озорные краски».
Руководителем студии является педагог дополнительного образования ЦДТ «Радуга». Образовательная программа студии «Озорные краски» является экспериментальной, художественно - эстетической направленности. Курс обучения по данной программе – 4 года. Программа предназначена для детей 3- 7 лет. Целью программы является:  Развитие творческой, здоровой личности п о с р едс твом изобразительного искусства. Задачи обучения:  формирование и развитие эстетических, нравственных, трудовых качеств личности;  пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включаться в творческую деятельность;  развитие изобразительных умений и навыков;  приобщение детей к истокам национальной культуры;  сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка. Занятия по данной программе начинаются со второй младшей группы (с 3 лет) и заканчиваются в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Каждый год обучения имеет свое название.
Первый и второй год обучения – «Разноцветные сказки».
Особое внимание в программе уделяется сказке, ведь она является замечательным проводником ребенка в мир изобразительного искусства. Знакомство человека с лучшими образцами устного народного творчества (сказками) должно начинаться с первых лет его жизни, так как период дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Сказка – это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций и репродукций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Поэтому, в первые два года обучения по программе «Озорные краски», огромное значение придается сказкам.
Третий год обучения – «Озорные краски».
Большое внимание уделяется разнообразным игровым приемам и методам. Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника - явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий потенциал. Игровые приемы в сочетании с другими методами обучения оказывают благотворное влияние на развитие художественных способностей детей, повышают интерес к изобразительной деятельности, развивают самостоятельность, активность, уверенность в себе.
Четвертый год обучения – «Радужные фантазии».

Фантазия и воображение – важнейшие стороны жизни ребенка. Именно в 6-7 лет воображение и фантазия развиваются особенно интенсивно. И если их специально не развивать, у дошкольников снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности, соответственно обедняется личность. Поэтому на 4 году обучения проводится больше занятий, направленных на развитие фантазии и воображения. Обучение по программе «Озорные краски» осуществляется в форме вовлечения ребенка в данный вид творческой деятельности. Главные принципы обучения – сотрудничество и сотворчество, совместный поиск. Ребенок находится в среде развивающего обучения, наблюдает, додумывает, фантазирует, то есть находится в состоянии творчества. Этому способствует как разнообразие тем, так и разнообразие материала, с которым работают дети, а так же дружеская атмосфера, царящая на занятиях. Дошкольникам не дается решение задач, ведь разрешение противоречий, решение творческих задач (которые перед конкретным ребенком ставятся в зоне его ближайшего развития), а так же преодоление трудностей – вот условия для развития детского творчества. Дело не в том, чтобы научить рисовать, лепить и т.п.,- это не главная наша задача. Ребенок должен с самого раннего возраста почувствовать вкус творчества,полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить и это самое главное. Без этого всякое обучение, всякая техника и технические приемы будут бесплодны, они не будут одухотворены творческим огоньком и не принесут желаемых плодов. Причем творить – значит делать что-то по-своему, не по шаблону, заранее заготовленному. Ценно то, что ребенок создаст сам, до чего сам дойдет, сам придумает, поймет и осилит. Мы же всячески этому способствуем, побуждаем, помогаем сделать самостоятельный шаг. Занятия в данной студии, позволяют выявить творческие задатки детей, дать рекомендации родителям по развитию способностей ребенка. Следует отметить, что наша работа приносит положительные результаты. Дети, занимающиеся в студии, активные участники творческих конкурсов различных уровней. И среди юных художников уже появились первые «звездочки» - дипломанты Международных и Всероссийских конкурсов детских рисунков, организованы две персональных выставок. Работая над задачей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, мы всегда помним, что с нами рядом хоть и маленькая, ноиндивидуальность, наш партнер по жизни и творчеству, с которым надо так же считаться, как и самим собой, у которого всегда есть чему поучиться и который часто может замечать и улавливать больше, чем мы - взрослые. Наша опытность и умения вовсе не означают, что мы все это хотим любой ценой внедрить в детей, но заключаться в нашем мудром, ненавязчивом и умелом увлечении ребенка за собой по пути познания – открытия вместе с ним беспредельного и многообразного мира творчества. Мы лишь окружаем ребенка тем, чем считаем нужным окружить, обращаем его внимание на то, на что считаем необходимым обратить, подавая пример, обучаем и вместе с ним
творим, играя, рисуя, размышляя, сопереживая полноценную жизнь вместе. В этом случае, на наш взгляд, будет решаться одна из главных наших задач - раскрытие и развитие творческого потенциала, формироваться творческая личность. Если мы сумеем без насилия, без всяческих команд и приказов увлечь ребенка, то будет одна из наших больших побед – побед не над детьми, а над собою, победа нашего педагогического мастерства. Список использованных источников: 1. Бекетова, З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. 2. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль «Академия развития» 1998. 3. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.,1998 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.3-е изд. М., 1991. 5. Новлянская З. Ребенок любит рисовать. М., 2007. 6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 7. ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!