"Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ"
Автор: Макарова Елена Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Детский сад "Сказка" Населённый пункт: город Нефтегорск Наименование материала: статья Тема: "Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Е.В. Макарова, старший воспитатель Детский сад «Сказка», г.Нефтегорск
В системе дошкольного образования произошли большие изменения.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании» в
Российской Федерации, в котором впервые дошкольное образование закреплено
в
качестве
уровня
общего
образования
(первая
ступень
общей
системы
образования).
Такой
подход
сделал
необходимой
разработку
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС
ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года.
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость
проблемы раннего выявления и развития одарённости детей.
Раннее детство и дошкольный возраст - самый благоприятный период для
развития
способностей.
Для
ребенка
этого
возраста
характерна
высокая
познавательная
активность,
повышенная
впечатлительность,
потребность
в
умственной
нагрузке.
У
него
развита
интуиция,
яркость,
конкретность
представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными чертами
дошкольного
возраста
является
фантазия,
творческое
воображение,
нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность,
отзывчивость
на
окружающее.
Исходя
из
этого, для
развития
творческих
способностей
в
образовательных
учреждениях
необходимо
своевременно
выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу
по
сохранению
и
дальнейшему
развитию
их
способностей,
опираясь
на
собственную
активность
детей,
объединяя
усилия
педагога-психолога,
воспитателей, узких специалистов и родителей.
Детский
сад
«Сказка»
г.Нефтегорска
плодотворно
сотрудничает
со
структурами
социума для
создания
благоприятных
условий
развития
одаренности:
Центром детского творчества «Радуга», Детской библиотекой и
Детским музеем, музыкальной школой.
На протяжении нескольких лет одной из главных задач работы детского
сада
было
раскрытие
и
развитие
творческого
потенциала,
формирование
творческой
личности
дошкольника
через
различные
формы
творческой
деятельности.
Широко распространенное понятие «детское творчество» в дошкольный
период
чаще
всего
применяется
именно
по
отношению
к
изобразительной
деятельности. «Рисование, - отмечает Л.С.Выготский, - является типичным
творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют
охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает
легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование».
Педагогический коллектив ДОУ имеет некоторый опыт работы в данном
направлении, которым мы могли бы поделиться.
В
нашем
детском
саду
большое
внимание
уделяется
художественно-
эстетическому развитию детей. На базе детского сада « Сказка» с 2010 года
работает
художественная студия : «Озорные краски». Руководителем студии
является педагог дополнительного образования ЦДТ «Радуга».
Образовательная
программа
студии
«Озорные
краски»
является
экспериментальной,
художественно
-
эстетической
направленности.
Курс
обучения по данной программе – 4 года. Программа предназначена для детей 3-
7 лет.
Целью программы является:
Развитие
творческой,
здоровой
личности
п о с р едс твом
изобразительного искусства.
Задачи обучения:
формирование и развитие эстетических, нравственных, трудовых
качеств личности;
пробуждение
творческой
активности
детей,
стимулирование
воображения, желание включаться в творческую деятельность;
развитие изобразительных умений и навыков;
приобщение детей к истокам национальной культуры;
сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
Занятия по данной программе начинаются со второй младшей группы (с 3
лет) и заканчиваются в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Каждый год
обучения имеет свое название.
Первый и второй год обучения – «Разноцветные сказки».
Особое
внимание
в
программе
уделяется
сказке,
ведь
она
является
замечательным
проводником
ребенка
в
мир
изобразительного
искусства.
Знакомство
человека
с
лучшими
образцами
устного
народного
творчества
(сказками)
должно
начинаться
с
первых
лет
его
жизни,
так
как
период
дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.
Сказка
–
это
школа
развития
чувств
детей.
Выразительные
высказывания,
беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,
которые
им
приходится
преодолевать,
рассматривание
иллюстраций
и
репродукций,
игры
–
все
это
значительно
развивает
эмоциональную
восприимчивость детей. Поэтому, в первые два года обучения по программе
«Озорные краски», огромное значение придается сказкам.
Третий год обучения – «Озорные краски».
Большое
внимание
уделяется
разнообразным
игровым
приемам
и
методам. Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника -
явление
полезное,
помогающее
ему
развивать
свой
творческий
потенциал.
Игровые
приемы
в
сочетании
с
другими
методами
обучения
оказывают
благотворное
влияние
на
развитие
художественных
способностей
детей,
повышают
интерес
к
изобразительной
деятельности,
развивают
самостоятельность, активность, уверенность в себе.
Четвертый год обучения – «Радужные фантазии».
Фантазия и воображение – важнейшие стороны жизни ребенка. Именно в
6-7 лет воображение и фантазия развиваются особенно интенсивно. И если их
специально не развивать, у дошкольников снижаются возможности творческого
мышления,
гаснет
интерес
к
творческой
деятельности,
соответственно
обедняется личность. Поэтому на 4 году обучения проводится больше занятий,
направленных на развитие фантазии и воображения.
Обучение
по
программе
«Озорные
краски»
осуществляется
в
форме
вовлечения ребенка в данный вид творческой деятельности. Главные принципы
обучения
–
сотрудничество
и
сотворчество,
совместный
поиск.
Ребенок
находится
в
среде
развивающего
обучения,
наблюдает,
додумывает,
фантазирует, то есть находится в состоянии творчества. Этому способствует как
разнообразие тем, так и разнообразие материала, с которым работают дети, а
так же дружеская атмосфера, царящая на занятиях. Дошкольникам не дается
решение
задач,
ведь
разрешение
противоречий,
решение
творческих
задач
(которые
перед
конкретным
ребенком
ставятся
в
зоне
его
ближайшего
развития),
а
так
же
преодоление
трудностей
–
вот
условия
для
развития
детского творчества.
Дело не в том, чтобы научить рисовать, лепить и т.п.,- это не главная наша
задача.
Ребенок
должен
с
самого
раннего
возраста
почувствовать
вкус
творчества,полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить и
это самое главное. Без этого всякое обучение, всякая техника и технические
приемы будут бесплодны, они не будут одухотворены творческим огоньком и не
принесут желаемых плодов. Причем творить – значит делать что-то по-своему,
не по шаблону, заранее заготовленному. Ценно то, что ребенок создаст сам, до
чего сам дойдет, сам придумает, поймет и осилит. Мы же всячески этому
способствуем, побуждаем, помогаем сделать самостоятельный шаг.
Занятия в данной студии, позволяют выявить творческие задатки детей,
дать рекомендации родителям по развитию способностей ребенка.
Следует отметить, что наша работа приносит положительные результаты.
Дети,
занимающиеся
в
студии,
активные
участники
творческих
конкурсов
различных уровней. И среди
юных художников уже появились первые
«звездочки»
-
дипломанты
Международных
и
Всероссийских
конкурсов
детских рисунков, организованы две персональных выставок.
Работая
над
задачей
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста, мы всегда помним, что с нами рядом хоть и маленькая,
ноиндивидуальность, наш партнер по жизни и творчеству, с которым надо так
же считаться, как и
самим собой, у которого всегда есть чему поучиться и
который часто может замечать и улавливать больше, чем мы - взрослые. Наша
опытность и умения вовсе не означают, что мы все это хотим любой ценой
внедрить в детей, но заключаться в нашем мудром, ненавязчивом и умелом
увлечении
ребенка
за
собой
по
пути
познания
–
открытия
вместе
с
ним
беспредельного и многообразного мира творчества. Мы лишь окружаем ребенка
тем, чем считаем нужным окружить, обращаем его внимание на то, на что
считаем
необходимым
обратить,
подавая
пример,
обучаем
и
вместе
с
ним
творим, играя, рисуя, размышляя, сопереживая полноценную жизнь вместе. В
этом случае, на наш взгляд, будет решаться одна из главных наших задач -
раскрытие
и
развитие
творческого
потенциала,
формироваться
творческая
личность. Если мы сумеем без насилия, без всяческих команд и приказов увлечь
ребенка, то будет одна из наших больших побед – побед не над детьми, а над
собою, победа нашего педагогического мастерства.
Список использованных источников:
1.
Бекетова,
З.Н.
Организация
работы
с
одарёнными
детьми:
проблемы,
перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7.
2.
Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль «Академия
развития» 1998.
3.
Белова,
Е.С.
Одаренность
малыша:
раскрыть,
понять,
поддержать.-
М.,1998
4.
Выготский
Л.С. Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психологический очерк.3-е изд. М., 1991.
5.
Новлянская З. Ребенок любит рисовать. М., 2007.
6.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
7.
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).