Авторы: Зинова Ирина Владимировна, Солнцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1467 ДО №5
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: учебный материал
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр "
Раздел: дошкольное образование
Западный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы "Школа № 1467 ДО №5
" Формирование элементарных
математических представлений у детей
среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр "
Подготовили воспитатели:
Зинова И.В
Солнцева Н.В
Г.Москва
2018г.
Актуальность:
В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и
становление
активной,
самостоятельно
мыслящей
личности,
готовой
конструктивно
и
творчески
решать
задачи.
Чтобы
гармонично
жить
в
современном
мире,
ребенок
должен
получить
большой
объем
математических представлений и понятий, таких как: количество и счет,
число,
измерение,
величина,
геометрические
фигуры,
пространственные
отношения.
Игра
является
наиболее
доступным
и
ведущим
видом
деятельности
у
дошкольников.
Дидактические
игры
и
их
использование
хорошо
помогают
восприятию
материала,
и
ребенок
принимает
более
активное участие в познавательном процессе.
Цель:
сформировать
математические
представления
у
детей
старшего
дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
1.
Разработать
комплекс
дидактических
игр
с
учетом
возрастных
особенностей дошкольника.
2. Разработать систему мероприятий с использованием дидактических игр.
3.
Повысить
мотивацию
в
познании
элементарных
математических
представлений, изготовив математический уголок.
4.Повысить педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью
можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок
может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности. К
важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так,
2
как
действовали
бы
в
самых
экстремальных
ситуациях.
Причем
столь
высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без
принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная
активность связана с работой всех психических процессов.
Вовремя непосредственно образовательной деятельности и в повседневной
жизни
широко
используем
дидактические
игры
и
игровые
упражнения.
Дидактические
игры
включают
в
содержание
непо средственно
образовательной
деятельности,
их
главной
задачей
является
развитие
логического мышления.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является
творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование
игровых
действий
и
вопросов,
индивидуализация
требований
к
детям,
повторение игр в том же виде или с усложнением.
Широкое
использование
специальных
обучающих
игр
важно
для
пробуждения
у
дошкольников
интереса
к
математическим
знаниям,
совершенствования
познавательной
деятельности,
общего
умственного
развития.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений
организуем раз в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных
одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года
увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия
умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты.
3
Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "
пальчиковая
гимнастика
",
упражнения
для
глаз
или
упражнение
на
релаксацию.
Дети
выполняют
различные
виды
деятельности
с
целью
закрепления у математических знаний. Дидактическую игру включаем как
одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игры по формированию математических представлений
условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и
обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с
образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных
и
неравных
групп
предметов.
Сравниваются
две
группы
предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске
счетной линейки. Играя в такие дидактические игры, как "Найди
соседа",
"Поиграем,
посчитаем»,
«Мы
считаем»,
«Весёлый
паровозик", "Числовые цепочки". Дидактические игры, такие, как
"Задумай число", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой
игрушки не стало?" и многие другие используем на занятиях в
свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти,
мышления.
Во второй группе математических игр (игры – путешествие во
времени), знакомим детей с днями недели. Для того чтобы дети
лучше
запоминали
название
дней
недели,
предлагаем
им
обозначать
их
кружочками
разного
цвета.
В
дальнейшем,
для
средней
группы
используем
следующие
игры
"Круглый
год»,
«Двенадцать
месяцев",
которые
помогают
детям
быстро
4
запомнить
название
дней
недели
и
название
месяцев,
их
последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве,
задача
-
научить
детей
ориентироваться
в
пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию. При
помощи дидактических игр и упражнений учим детей овладевать
умением определять словом положение того или иного предмета
по отношению к другому. Для того чтобы заинтересовать детей,
используем
предметные
игры
с
появлением
какого-либо
сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку».
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаем
узнать
в
окружающих
предметах
форму
круга,
треугольника,
квадрата.
Например: "Какую геометрическую фигуру напоминает мяч?" (Поверхность
крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку,
для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную
умственную
нагрузку.
В
ходе
решения
каждой
новой
задачи
ребенок
включается
в
активную
мыслительную
деятельность,
стремясь
достичь
конечной
цели.
Ежедневные
упражнения
в
составлении
геометрических
фигур
(квадрат,
прямоугольник,
треугольник)
из
счетных
палочек
дает
возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Опыт работы показал, что использование дидактических игр на
занятиях
благотворно
влияет
на
усвоение
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников
и
способствует
повышению
уровня
математического развития детей. Дидактические игры дают большой заряд
положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по
математике.
5