Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр "


Авторы: Зинова Ирина Владимировна, Солнцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1467 ДО №5
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: учебный материал
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы "Школа № 1467 ДО №5

" Формирование элементарных

математических представлений у детей

среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр "

Подготовили воспитатели:

Зинова И.В

Солнцева Н.В

Г.Москва

2018г.

Актуальность:

В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и

становление

активной,

самостоятельно

мыслящей

личности,

готовой

конструктивно

и

творчески

решать

задачи.

Чтобы

гармонично

жить

в

современном

мире,

ребенок

должен

получить

большой

объем

математических представлений и понятий, таких как: количество и счет,

число,

измерение,

величина,

геометрические

фигуры,

пространственные

отношения.

Игра

является

наиболее

доступным

и

ведущим

видом

деятельности

у

дошкольников.

Дидактические

игры

и

их

использование

хорошо

помогают

восприятию

материала,

и

ребенок

принимает

более

активное участие в познавательном процессе.

Цель:

сформировать

математические

представления

у

детей

старшего

дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

1.

Разработать

комплекс

дидактических

игр

с

учетом

возрастных

особенностей дошкольника.

2. Разработать систему мероприятий с использованием дидактических игр.

3.

Повысить

мотивацию

в

познании

элементарных

математических

представлений, изготовив математический уголок.

4.Повысить педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью

можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок

может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности. К

важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так,

2

как

действовали

бы

в

самых

экстремальных

ситуациях.

Причем

столь

высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без

принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей

дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности

дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная

активность связана с работой всех психических процессов.

Вовремя непосредственно образовательной деятельности и в повседневной

жизни

широко

используем

дидактические

игры

и

игровые

упражнения.

Дидактические

игры

включают

в

содержание

непо средственно

образовательной

деятельности,

их

главной

задачей

является

развитие

логического мышления.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является

творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование

игровых

действий

и

вопросов,

индивидуализация

требований

к

детям,

повторение игр в том же виде или с усложнением.

Широкое

использование

специальных

обучающих

игр

важно

для

пробуждения

у

дошкольников

интереса

к

математическим

знаниям,

совершенствования

познавательной

деятельности,

общего

умственного

развития.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений

организуем раз в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных

одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года

увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия

умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты.

3

Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "

пальчиковая

гимнастика

",

упражнения

для

глаз

или

упражнение

на

релаксацию.

Дети

выполняют

различные

виды

деятельности

с

целью

закрепления у математических знаний. Дидактическую игру включаем как

одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры по формированию математических представлений

условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и

обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с

образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных

и

неравных

групп

предметов.

Сравниваются

две

группы

предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске

счетной линейки. Играя в такие дидактические игры, как "Найди

соседа",

"Поиграем,

посчитаем»,

«Мы

считаем»,

«Весёлый

паровозик", "Числовые цепочки". Дидактические игры, такие, как

"Задумай число", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой

игрушки не стало?" и многие другие используем на занятиях в

свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти,

мышления.

Во второй группе математических игр (игры – путешествие во

времени), знакомим детей с днями недели. Для того чтобы дети

лучше

запоминали

название

дней

недели,

предлагаем

им

обозначать

их

кружочками

разного

цвета.

В

дальнейшем,

для

средней

группы

используем

следующие

игры

"Круглый

год»,

«Двенадцать

месяцев",

которые

помогают

детям

быстро

4

запомнить

название

дней

недели

и

название

месяцев,

их

последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве,

задача

-

научить

детей

ориентироваться

в

пространственных

ситуациях и определять свое место по заданному условию. При

помощи дидактических игр и упражнений учим детей овладевать

умением определять словом положение того или иного предмета

по отношению к другому. Для того чтобы заинтересовать детей,

используем

предметные

игры

с

появлением

какого-либо

сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку».

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаем

узнать

в

окружающих

предметах

форму

круга,

треугольника,

квадрата.

Например: "Какую геометрическую фигуру напоминает мяч?" (Поверхность

крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку,

для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную

умственную

нагрузку.

В

ходе

решения

каждой

новой

задачи

ребенок

включается

в

активную

мыслительную

деятельность,

стремясь

достичь

конечной

цели.

Ежедневные

упражнения

в

составлении

геометрических

фигур

(квадрат,

прямоугольник,

треугольник)

из

счетных

палочек

дает

возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр на

занятиях

благотворно

влияет

на

усвоение

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников

и

способствует

повышению

уровня

математического развития детей. Дидактические игры дают большой заряд

положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по

математике.

5



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!