Напоминание

Творческая мастерская


Автор: Пирогова Наталья Витальевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ОГКОУ Ивановский детский дом "Звездный"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: программа творческой мастерской
Тема: Творческая мастерская
Раздел: дополнительное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКОУ Ивановский детский дом «Звёздный»

_____________ Т.А Марычева

«_____»_____________2016 г.

Программа дополнительного

образования

воспитанников ОГКОУ Ивановский детский дом

«Звёздный»

«Творческая мастерская»

возраст детей: 9 - 18 лет

срок реализации: 1 год

Иваново 2016

Пояснительная записка

1.

Актуальность данной программы

В

современном

обществе

стремительно

возрастает

потребность

в

воспитании

творческой,

неординарной

мыслящей

личности,

в

развитии

самобытности

каждого

воспитуемого,

его

творческой

самореализации

и

саморазвитии.

Проблемы

совершенствования

гуманитарно

-

эстетического

образования

в

общеобразовательных

учреждениях

обуславливает

необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и

развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним

из

факторов,

оказывающим

влияние

на

становление

творчески

деятельной

личности,

является

занятие

декоративно

прикладным

творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации

личности в конкретных образах.

Воспитанники

детских

домов,

которые,

как

известно,

имеют

специфические особенности развития по так называемому депривированному

типу (скудное представление об окружающем мире, неразвитое воображение,

очень низкий уровень креативности, недостаточная способность к рефлексии и

др.), занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с

искусством, которое создает особые условия для их личностного становления.

Искусство

выступает

в

качестве

своеобразного

ценностного

ориентира

эстетического воспитания и развития художественной творческой активности

воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-

эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

Становление

гармонии

всех

трех

начал

имеет

особое

значение

для

воспитанников детских домов. Народное декоративно - прикладное творчество

по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к

прекрасному,

способствует

формированию

творческой

гармонично

развитой

личности, а в случае с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения

родителей, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую

функции.

Отсюда

очевидна

актуальная

необходимость

создания

системы

художественной

подготовки

воспитанников,

разработки

обучающих

технологий,

использование

разнообразных

видов

декоративно-

прикладной

деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.

Декоративно-прикладное творчеств по своему происхождению – искусство

народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение,

народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам

в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим

мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его

чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое

огромное значение.

Народное творчество уникальный мир духовных ценностей - это корневая

система,

питающая

древо

современной

культуры.

Чем

больше

утрачивает

современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа,

2

тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так

остро

возникла

необходимость

обращения

к

народному

декоративному

творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве

познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает

осознанное

и

активное

участие

школьника

(воспитанника)

в

творческом

преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие

творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием

духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.

Декоративно-прикладное

искусство

обогащает

творческие

стремления

детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,

свободу,

раскрепощённость,

индивидуальность,

умение

всматриваться

и

наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного

искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов

декоративно-прикладного

искусства

у

детей

закрепляются

знания

эталонов

формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о

предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны

потому,

что,

как

писал

Н.Д.

Бартрам,

«вещь»,

сделанная

самим

ребенком

соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому

пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят

творческой

инициативы

и

коммуникабельных

способностей.

Человек,

обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем,

будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и

социального

общения.

Чем

раньше

начать

формирование

у

ребенка

перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в

сложных современных условиях.

Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая

направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах

декоративно-прикладного

творчества

и

практических

навыков

работы

с

различными

видами

инструментов

и

материалов,

воспитание

чуткого

отношения

к

прекрасному,

формирование

творческой

гармонично

развитой

личности, способной к саморазвитию.

Основу разработанной программы обучения воспитанников творчеству

составляют следующие положения:

- способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

- различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления,

динамика

их

изменений,

особенно

связи

с

другими

личностными

компонентами

предполагают

необходимость

индивидуального

подхода

к

педагогическому процессу;

- творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм,

обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных

видах деятельности;

3

-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою

значимость

в

дальнейшем,

выступая

основанием

их

развития

во

всем

многообразии социальных сфер деятельности.

2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что

учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления

работы: накопление знаний о творчестве, воспитание

культуры восприятия,

развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в

друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных

качеств у воспитанников детского дома.

Программа

способствует

подъему

духовно-нравственной

культуры

и

отвечает

запросам

различных

социальных

групп

нашего

общества,

обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор

профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность

обучить

детей

профессиональным

навыкам,

предоставляет

условия

для

проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую

инертность,

позволят

развить

их

творческую

активность, способность

сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться

к ним.

3. Педагогическая целесообразность программы

Одно

из

основных

направлений

современной

школы

и

системы

дополнительного

образования

усиление

воспитывающей

функции

всего

учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм,

методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и

задачами.

Занятие детей декоративно - прикладным творчеством

тесно связано с

образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого

слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных

мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к

ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

В основе программы «Творческая мастерская» лежит идея использования

потенциала

декоративно

прикладного

творчества,

народной

мудрости,

позволяющей развивать личность ребенка.

Отличительной

особенностью

программы

«Творческая

мастерская»

является

синтез программ

основного

общего

образования и

современных

образовательных

технологий,

она

дает

возможность

каждому

воспитаннику

детского дома попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного

творчества,

выбрать

приоритетное

направление

и

максимально

реализовать

себя в нем.

Программа:

по типу: модульная, адаптированная;

по уровню усвоения: общеразвивающая;

4

по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей,

познавательная, социально – адаптированная;

по форме организации содержания и процесса педагогической

деятельности: интегрированная.

Цель программы:

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению,

через

обучение

специальным

навыкам

работы

с

инструментами

и

приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно

- прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.

Задачи программы:

Воспитательные задачи

создать условия воспитания:

1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной

народной и мировой культуры;

2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим

(доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);

3. проявление творческой активности и самостоятельности;

4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его

прикладными видами искусства;

5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они

вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.

Развивающие задачи

способствовать развитию:

1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей

каждого ребёнка;

2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого

воображения;

3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти,

внимания;

4. навыков по выполнению работы в команде;

5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое

дело до конца;

Обучающие задачи

способствовать овладению:

1. знаниями истории и современными направлениями развития

декоративно-прикладного творчества;

2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка,

изготовление оберегов, игрушек, выполнение творческих проектов, работа с

бумагой,

бисером,

тканью,

подручным

материалом,

использование

новых

техник)

изготовления

предметов

декоративно-

прикладного

искусства,

навыками работы с инструментами и приспособлениями;

3. технологией обработки различных материалов;

4. системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для

творческого самовыражения воспитанников.

5

Принципы реализации программы

Программа

«Творческая

мастерская»

строится

на

следующих

концептуальных принципах:

- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-

либо

сфере

деятельности.

Это

ведет

к

формированию

позитивной

«Я

-

концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего

мира.

-

принцип

динамики.

Предоставить

ребенку

возможность

активного

поиска

и

освоения

объектов

интереса,

собственного

места

в

творческой

деятельности, заниматься тем, что нравиться.

- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний

конкретно

выбранной

деятельности;

обсуждение

выбора

совместной

деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

-

принцип

доступности.

Обучение

и

воспитание

строится

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

возможностей

подростков,

бе з

интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

-

принцип

наглядности.

В

учебной

деятельности

используются

разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

-

принцип систематичности и последовательности. Систематичность

и

последовательность

осуществляется

как

в

проведении

занятий,

так

в

самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее

время добиться больших результатов.

Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:

- личностно-ориентировочный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- общественно-полезная направленность в деятельности;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и воспитанников;

- добровольное участие в совместных делах.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Программа

составлена

с

учетом

специфики

воспитательной

работы

в

детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в

группе воспитанников от 8 до 18 лет, так и индивидуально. Количество часов на

каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от

способности воспитанников детского дома усваивать и закреплять учебный

материал,

цели

и

задачи

обучения,

других

особенностей

группы.

Общее

количества занятий, отводимых на курс - составляет 72 занятия (144 часа).

Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших

группах

(5-6

человек),

т.к.

небольшая

группа

позволяет

более

активно

участвовать

в

занятиях

тем

детям,

которых

большая

группа

подавляет,

но

которые

способны

открыться

в

небольшой

группе.

Поэтому

группы

формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.

6

Работа в кружке основана на практических занятиях, теории,

правилах

работы

и

технике

безопасности

и

направлена

на

познавательно-волевое

развитие личности каждого воспитанника.

Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества

строятся с учетом природы народного творчества, его специфики, а также с

учетом индивидуальных особенностей и навыков воспитанников детского дома.

В кружок записываются все желающие.

Наиболее приемлемая форма –

«Творческая комната». Методика и

организация

этой

комнаты

позволяет

привлечь

многих

воспитанников

всех

возрастов

к

самым

различным

видам

самостоятельной

творческой

деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного

времени.

В

«творческую

комнату»

может

прийти

воспитанник

любого

возраста, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое

время

учебного

года

и

включиться

в

работу,

установить

свой

ритм

выполнения

работы. Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься

столько,

сколько

захочет

и

по

любой

из

предложенных

тем;

каждый

воспитанник получает начальную подготовку по нескольким видам труда. В

течение

года

у

воспитанников

поддерживается

интерес

к

самостоятельной

работе. Если у ребят интерес к теме угасает, то она заменяется на другую.

Таким образом, преимущества формы работы «Творческая комната» в

условиях детского дома в следующем:

все воспитанники имеют абсолютно равные возможности в

отношении занятий;

приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой

деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их

склонностей и способностей;

свобода посещения занятий;

массовый охват детей;

стимулирование развития самопознания и самооценки;

выбор будущей профессии.

В программе выделены следующие направления:

Работа с природным материалом

Работа с тканью

Изготовление оберегов

Изготовление мягких игрушек

Работа с бумагой

Изготовление панно

Изготовление игрушки «Барбара»

Работа в стиле скрапбукинг

Работа с подручным и бросовым материалом

При реализации программы «Творческая мастерская» используются как

традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

7

-объяснительно-иллюстративный

метод

(иллюстрации,

демонстрации,

мастер - классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый

(воспитанники

сами

решают

проблему,

а

педагог

делает

вывод);

- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);

- методы развивающего обучения;

- метод взаимообучения;

- метод игрового содержания.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность

занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.

В

зависимости

от

поставленной

цели

(обучающей,

воспитывающей,

развивающей),

уровня

подготовки

воспитанников

и

др.

используются

различные формы работы на занятиях:

Основная форма

Методы

1. Познавательное занятие

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке

определенного умения.

Упражнения, репродуктивный

3.Самостоятельная деятельность детей

Упражнения, практические пробы

4. Творческие упражнения

Упражнения, взаимная проверка,

временная работа в группах

частично

поисковый или эвристический;

исследовательский.

5. Игровая форма

Короткая игра, игра-оболочка,

энергизаторы, динамические упражнения

6. Конкурсы

Игра

7. Выставки

Экспозиция

8. Занятие – соревнования

Интерактивные методы

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-

интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Объяснительно-иллюстративный,

проблемный методы

11. Занятие - зачет

Индивидуальное или групповое занятие,

собеседование.

12. Интегрированное занятие

Собеседование, ролевая игра, обобщение

материала в виде таблиц, бюллетеней,

стенгазет

13. Модульное занятие

Самостоятельная деятельность

Ожидаемые результаты реализации программы

Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:

- получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

- овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по

преобразованию и использованию материалов;

- проявлять творческую активность;

8

- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим

делом;

- креативно мыслить;

- проявлять инициативу, умственную активность;

- проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно-

прикладных изделий;

- овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;

- участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;

- развить адаптивные качества личности;

- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и

профессиональной деятельности.

Результативность

- получение положительных отзывов других людей;

- овладение теоретическим материалом;

- участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных,

всероссийских, международных).

Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких техник при изготовлении изделия.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок

видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить

постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и

для детей.

В

процессе

занятий

у

детей

формируются

три

основные

группы

практических умений и навыков:

1.

политехнические:

измерительные,

вычислительные,

графические,

технологические;

2 .

общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические,

операторские;

3 .

специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр.

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Схема овладения навыками прикладного творчества

9

знания

действия

приемы

операции

умения

навыки

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

индивидуально-групповая;

групповая (или в парах);

фронтальная;

экскурсия;

конкурс;

выставка.

Основной вид занятий – практический.

Педагогические приемы:

Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,

требование):

Стимулирования

и

коррекции

(поощрение,

похвала,

соревнование,

оценка, взаимооценка и т.д.);

Сотрудничества,

позволяющего

педагогу

и

воспитаннику

быть

партнерами в увлекательном процессе образования;

Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать

для

себя

направление

специализации,

педагога,

степень

сложности

задания и т.п.

Организация и проведение учебного занятия.

Включает следующие структурные элементы:

1.

Организационный

этап.

Мотивация

к

деятельности

и

положительный настрой.

2. Этап постановки целей и задач занятия.

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных

подэтапа:

Первый

-

обучения

разделов

в

процессе

тренировочных

упражнений

воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это

знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с

тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и

освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы.

Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок

ясно

осознал,

как

правильно

выполнять

трудовой

прием,

и

стремился

согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.

Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе

сознательного

совершенствования

умений,

повышается

культура

труда.

Основная

цель

тренировочных

упражнений

заключается

в

том,

чтобы

10

воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от

трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Третий

-

знания

и

умения

(сознательные

действия)

становятся

устойчивыми

и

постепенно

перерастают

в

навыки

(автоматизированные

действия).

Умения

и

навыки

дополняют

и

обусловливают

друг

друга.

В

конечном

итоге

каждый

ребенок

осваивает

следующие

умения

и

навыки:

планирует

трудовой

процесс,

организовывает

рабочее

место,

проводит

технологические операции и самоконтроль.

5. Этап рефлексии.

6. Заключительный этап.

Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие

дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам

(презентации к теме «Изготовление оберегов», «Работа с тканью», «Работа с

бумагой»;

- раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме «Работа с

подручным материалом»;

- шаблоны к теме «Работа

с

тканью» (мягкая игрушка, прихватки).

Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями

(

столами,

шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской,

швейными машинами и пр.)

Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу,

материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров;

ножницы;

клей

ПВА;

«Момент»;

канва;

лен;

цветная

и

бархатная

бумага;

цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки;

крючки;

спицы;

нитки

катушечные

и

капроновые;

нитки

мулине;

ирис;

шерстяные

и

полушерстяные

ярких

цветов;

шнуры;

веревки;

тесьма;

лак;

проволока медная; бисер; молоток; гвозди и т.д.

Кроме

того,

к

оборудованию

занятий

по

декоративно-

прикладному

творчеству относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие

произведений

изобразительного

искусства:

репродукции

картин,

таблицы,

журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства,

книжные иллюстрации.

Выбор пути составления календарно- тематического плана зависит от

в о з р а с т н о й

к ат е го р и и

д е т е й ,

с

ко т о р ы м и

р а б о т а е т

п е д а г о г.

Для

поддержания

постоянного

интереса

воспитанников

к

занятиям

в

тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

11

Учебно - тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

Вводное занятие. Техника

безопасности.

1

-

1

2

Работа с

природным

материалом.

Экскурсия по сбору природного

материала. Флористика. Фитодизайн.

Материалы и оборудование.

Составление цветков, листьев,

веточек из семян. Изготовление

открыток, панно, композиций из

природного материала.

1

14

15

3

Работа с тканью.

ТБ. Изготовление прихватки,

игольниц, сувениров, цветов.

Изготовление панно. Приемы и

элементы лоскутного шитья.

Составления узоров из различных

лоскутных элементов. Цветовое

сочетание. Изготовление лоскутных

мелочей (по выбору).

1

15

16

4

Творческие

проекты

(оформление

спален).

Вводная беседа о проектной

деятельности. Формулировка задач.

Выполнение творческих проектов по

оформлению спален. Изготовление:

настенных панно, рамок, подушек,

цветочных композиций и т. д. Защита

проектов.

1

15

16

5

«Мастерская

Деда Мороза»

Работа с бумагой,

тканью.

История, традиции празднования

нового года. Материалы и

оборудование ТБ при работе с

бумагой, ножницами, клеем.

Изготовление новогодних открыток,

снежинок, игрушек из бумаги.

Изготовление игрушек- сувениров из

ткани (снеговик, медвежонок, елочка

и др.по выбору).

1

15

16

6

Работа в стиле

скрапбукинг.

ТБ. Материалы и оборудование.

Организация рабочего места. Виды

изделий в стиле скрапбукинг.

Основные приёмы стиля.

Изготовление: шкатулок, открыток,

блокнотов, альбомов, конвертов.

1

15

16

12

7

Изготовление

оберегов.

ТБ. Обереги славян. Символика

оберегов. Изготовление оберегов :

обереги на лопаточке, подкове,

венике, лапте, «Коса - домовушка» ,

«Кукла - травница», « Домовёнок»,«

Мешок счастья». Самостоятельная

творческая работа.

1

15

16

8

Изготовление

традиционной

мягкой игрушки.

ТБ. Из истории мягкой игрушки.

Инструменты и материалы.

Изготовление мягких игрушек:

плоские, объёмные. Оформление

работы.

1

15

16

9

Изготовление

мягкой игрушки

«Барбара».

ТБ. Материалы и оборудование.

Основные приёмы изготовления.

Оформление работы.

1

15

16

10

Изготовление

изделий из

бросового и

подручного

материала.

ТБ. Материалы и оборудование.

Основные виды изделий. Основные

приёмы. Изготовление различных

изделий: сувениры, декоративные

бутылки, вазы, шкатулки, картины.

1

15

16

Итого:

144 часа

В

учебно-воспитательный

процесс

работы

кружка

следует

включать

экскурсии

на

выставки декоративно

прикладного

искусства, экскурсии

в

краеведческий музей, что позволит накопить и расширить эстетический опыт

воспитанников,

развить

у

них

умение

отличать

настоящее

искусство

от

«лживого», приходить к правильному нравственному суждению.

Содержание разделов программы

1. Введение. 1.Вводное занятие Знакомство. Цели и задачи обучения.

Учебный

план.

Перспектива

творческого

роста.

Знакомство

с

правилами

поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж

по ТБ.

2. Работа с природным материалом.

Экскурсия по сбору природного

материала. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Флористика. Фитодизайн.

Материалы и оборудование. Основные приемы составления цветков, листьев,

веточек из семян. Составление композиции. Сочетание в композиции семян,

плодов,

сухоцвета,

веток,

коры.

Выбор

основы

для

изделия.

Цветовое

сочетание. Создание композиции. Использование дополнительных материалов

(сетка,

лента,

ткань,

шпагат,

перья

и

т.д.).

Изготовление

открыток,

панно,

композиций

из

природного

материала.

Оформление

работы.

Упаковка.

Коллективная работа панно.

13

3. Работа с тканью.

Инструктаж по технике безопасности. План работы,

цели и задачи занятий. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя ткани.

Работа с шаблонами, выкройками. Изготовление, игольниц, сувениров, панно.

Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Навыки составления узоров

из

различных

лоскутных

элементов,

цветовое

сочетание.

Изготовление

лоскутных мелочей по выбору.

4.

Творческие

проекты

(оформление

спален).

Вводная

беседа

о

проектной

деятельности.

Формулировка

задач.

Выполнение

творческих

проектов

по

оформлению

спален.

Консультации.

Изготовление:

настенных

панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита проектов.

5. «Мастерская Деда Мороза» (коллективная работа по изготовлению

подарков к Новому году). Работа с бумагой, тканью.

История, традиции

празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой,

ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из

бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок,

елочка ); из природного материала.

6. Работа в стиле скрапбукинг. История техники скрапбукинг.

Инструменты,

приспособления

и

материалы,

используемые

для

работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

Виды изделий в стиле скрапбукинг. Основные приёмы стиля. Изготовление:

шкатулок, открыток, блокнотов, альбомов, конвертов.

7. Изготовление оберегов. Обереги славян. Показ готовых изделий.

Символика оберегов. ТБ при работе

с тканью, иглой, ножницами, утюгом,

клеем.

Использование

при

изготовлении

плодов,

семян,

сухоцвета,

трав.

Изготовление оберегов: обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте, «Коса

-домовушка»,

«Кукла

-

травница»,

«Домовёнок»,

«Мешок

счастья».

Предлагается придумать и изготовить свой оберег.

8 . Изготовление традиционной мягкой игрушки.

Из истории народной

игрушки. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой.

Инструменты,

материалы,

приспособления.

Способы

закрепления

нитки

на

ткани. Изготовление мягких игрушек: плоские, объёмные. Оформление работы.

9.

Изготовление

мягкой

игрушки

«Барбара».

Из истории игрушки.

Показ

готовых

изделий.

Основы

материаловедения.

Работа

с

шаблонами,

выкройками, схемами. Изготовление и оформление игрушки.

10. Изготовление изделий из бросового и подручного материала. Основные

сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего

места.

Правила

безопасности

труда

и

личной

гигиены.

Основные

виды

изделий.

Основные

приёмы.

Изготовление

различных

изделий:

сувениры,

декоративные бутылки, вазы, шкатулки, картины.

14

План традиционных мероприятий работы кружка

Мероприятие

Сроки проведения

Подготовка и участие в выставках, аукционах, распродажах

В течение года

-Экскурсия - знакомство с памятниками природы, сбор

природного материала.

Сентябрь, октябрь, май

-Экскурсии на городские выставки декоративно- прикладного

творчества.

По мере проведения

выставок

-Изготовление подарков шефам, гостям, педагогам ко дню

рождения

к праздникам:

- Новый год,

- 23 февраля,

- 8 марта,

- праздник Пасхи

- 9 Мая,

- День Учителя

Декабрь

январь, февраль

февраль

апрель

апрель

сентябрь

- Изготовление работ для оформления спален, групповых

комнат, кабинетов, холла в детском доме.

сентябрь, октябрь, ноябрь

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание

обращается

на

подбор

изделий,

над

которыми

работают

дети.

Народное

искусство

было

всегда

преимущественно

бытовым.

Изучая

его

приемы,

традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для

всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает

занятия

серьезными,

практическими

необходимыми.

Успех

детей

в

изготовлении

изделий

декоративно-прикладного

искусства

рождает

в

них

уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества

в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед

новыми видами работы.

Желание

достичь

лучшего

результата,

превзойти

себя,

повысить

свое

мастерство возникает у воспитанников на протяжении всего периода обучения.

Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и

дает навыки совместной работы.

Результат деятельности

В результате обучения дети

Должны знать:

- виды декоративно-прикладного творчества;

-название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-название

и

назначение

материалов,

их

элементарные

свойства,

использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

материалами.

15

Должны уметь:

- правильно организовать свое рабочее место;

-пользоваться

инструментами

ручного

труда,

применяя

приобретенные

навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с

различными материалами и инструментами;

-выполнять

работы

самостоятельно

согласно

технологии,

используя

знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

-

сотрудничать

со

своими

сверстниками,

оказывать

товарищу

помощь,

проявлять самостоятельность;

-пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями.

Диагностика

В начале учебного года проводится диагностика воспитанников в целях

изучения уровня подготовки, объема знаний

и умений, уровня творческого

потенциала, для организации

процесса обучения, индивидуальной работы с

воспитанниками, коррекции.

В конце учебного года проводится диагностика с целью изучения уровня

овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития

творческого потенциала воспитанников.

Для диагностики воспитанников педагогом используется:

-анкетирование,

-тест «Определение творческого потенциала учащихся»;

-тест-опросник

«Мое

мнение»

по

О.С.Газману

(адаптированный

к

условиям кружковой работы в детском доме).

Список литературы

16

1.

Астахов

А.И.

Воспитание

творчеством:

Книга

для

учителя.

М.

Просвещение, 1986.

2.

Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому

труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.

3.

Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители,

Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.

4.

Волков И.П. Учим творчеству. М., 1989.

5.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.

6.

Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.:

знание, 1974.

7.

Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение,

1991.

8.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.

9.

Громов

Е.С.

Художественное

творчество

(опыт

историче ских

характеристик некоторых проблем). М., 1970.

10.Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла

Диамат, 1995.

11.Комплексное

сопровождение

и

коррекция

развития

детей-сирот:

социально- эмоциональные проблемы / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной и

Е.И. Казаковой.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,

2000.

12.Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993.

13.Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984.

14.Лукин

П.В .

Эстетич е ско е

во спит ание школьников:

методика

исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог:

Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.

15.Пономарев

Я.А.

Психология

творчества

и педагогика.

М.,

педагогика,

1976.

16.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к

сыну. Изд-во «Родяньская школа», 1985.

17.Хаенко

С.И.,

Иващенко

О.А.

Эстетическое

воспитание

в школе

средствами изобразительного искусства. Рига, 1974.

18.Шептуля А. Обереги своими руками. ООО «Издательство Эксмо»,2007.

Литература, рекомендуемая детям

1.

Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия. Издательство «Белорусский

Дом печати».

2.

Журнал «Лена » рукоделие. ИД «Кон - Лига Пресс».

3.

Журнал «Вышиваю крестиком». Издатель ООО «Гейм Лэнд».

4.

Журнал «Формула рукоделия». Издатель ООО «Формула рукоделия».

5.

Журнал «Ручная работа». Издатель ООО «Медиа Сервис».

6.

Журнал

«Рукоделие:

модно

и

просто».

Издатель

ЗАО

«Издательство

Газетный мир».

17

7.

Азбука бисероплетения: практическое пособие/ авт.сост. Ю.В. Гадаева.-

СПб.,1998.

8.

Гай-Гулина, М.С. Петелька за петелькой: альбом по вязанию на спицах.-

М.1998.

9.

Керимова, Т. Волшебная цепочка.- М., 1984.

10.

Максимова, М.В., Кузьмина, М.А. Послушные узелки.- М.,1997.

11.

Нагибина, М.Н. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль, 1997.

18



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!