Авторы: Бегма Зухра Саматовна, Патракова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: Пермский край, п. Звёздный
Наименование материала: Баурсаки
Тема: Совместная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия “Баурсак ”
в подготовительной группе,
Цель: Ознакомление детей с особенностями башкирской национальной
кухней.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с названиями и особенностями различных блюд
башкирской национальной кухни.
Научить детей трудовому процессу: «Изготовление из теста
башкирского национального блюда «Баурсак» по алгоритму.
Развивающие:
Вызвать у детей интерес к лепке из теста.
Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки:
раскатывание (в виде жгута);деление теста на небольшие кусочки.
Развивать у детей социальные мотивы совместной деятельности:
«испечём для гостей».
.Развивать активную речь детей, через знакомство с новыми
словами, обозначающими башкирскую национальную кухню:
«кыстыбай», «вакбялиш», «губадья», «баурсак»; башкирскими
пословицами и поговорками о труде, дружбе.
Развивать мелкую моторику детей
Развивать навыки сотрудничества и самостоятельности в
совместной деятельности с педагогами, сверстниками.
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки культуры общения:
доброжелательность, гостеприимство, вежливость; воспитывать
уважение к традициям и культуре башкирского народа.
Оборудование: доски для лепки, ножи, фартуки, головные уборы,
салфетки, ингредиенты для рецепта, иллюстрации, алгоритмы.
Предварительная работа: беседа о культуре и быте русского и
башкирского народов; знакомство с русскими и башкирскими
народными играми, пословицами, поговорками; рассматривание
иллюстраций по теме.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа, который
живёт в нашей стране, есть свои обычаи, традиции, свои праздники, свои
песни и игры.
Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру « Медный пень».
Башкирская народная игра "Медный пень"
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят
на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную
мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит
внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием
музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой!
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг
к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги» — разбегаются в разные стороны.
Добежавший, первым встает за медным пнем.
Правила игры: - бежать только по сигналу; - победитель становится хозяином.
Воспитатель: А может, вы ребята, знаете пословицы и поговорки
башкирского народа?
(Дети рассказывают пословицы и поговорки )
-Народная дружба и братство дороже всякого богатства!
-Тысяча друзей - мало, а один враг много.
-Друга испытывают один раз
-Друг за друга стой, выиграешь бой.
- Ленивый много не работает, много откусывает.
- У лентяя голова не болит.
- Будешь трудиться, будешь кормиться.
Воспитатель: Башкиры – трудолюбивый народ. Они выращивают
пшеницу, рожь, и др. злаковые культуры. Почти каждая семья держит
коров или овец и лошадь.
Давным - давно башкиры питались в основном мясными и молочными
продуктами. В старину говорили: ”У кого корова, у того есть
угощение”, потому что из коровьего молока делали творог (эремсек),
сыр (корот) , масло (май), сметану (каймак), кислое молоко (катык) и
другие молочные продукты. Из кобыльего молока делали кумыс.
Из мяса готовили такие нац. блюда, как бишбармак из свежей баранины,
куллама из конины. А ещё башкиры любят сладкий мёд. Он на столе
башкир символизировал жизнь в довольстве и счастье. Именно поэтому
новорождённому ребёнку, чтобы жизнь его была счастливой, в качестве
первой пищи вкладывали в рот немного мёда, смешанного с маслом.
Из злаков изготовляли крупу для каши, муку для теста. Из муки пекли
лепёшки, хлеб, блины.
Затем башкиры стали готовить и изысканные национальные блюда из
теста: кыстыбый, вак бялиш, уч почмак, губадия, чак-чак, баурсак и др.
- Ребята, давайте рассмотрим их.
Кыстыбый представляет собой, жаренную с двух сторон, лепёшку,
которая складывается пополам. Внутрь кладётся начинка из толчёной
картошки или пшённой каши.
Вак бялиш- это маленькая лепёшка, на которую кладут начинку из
картошки, мяса, лука, собирают края лепёшки и защипывают,
придавая круглую форму и оставляют сверху небольшое отверстие, через
которое подливают бульон.
Уч почмак- лепёшка с начинкой, слепленная треугольником.
Губадия- пирожок с начинкой из риса, яиц, изюма и кураги.
Чак - чак – сладкое лакомство из маленьких кусочков теста, политое
сиропом и мёдом.
Баурсак - сладкое лакомство из кусочков сдобного теста, поджаренное в
большом количестве топлёного или подсолнечного масла. Затем,
жареные, колобочки выкладывают в дуршлаг, чтобы стекло лишнее
масло. Когда остынут, их посыпают сахарной пудрой.
-Я даже знаю загадку про баурсак:
Жгут скатала небольшой
Только с палец толщиной.
Теста, отделив кусочек,
Я слепила колбочек.
Жарю и кладу в дуршлаг.
Что готовлю? Баурсак.
Сейчас мы с вами будем делать баурсак – башкирское лакомство.
- Из чего? (теста).
Перед работой с тестом, разомнём пальчики, повторяя слова и движения
башкирской пальчиковой игры «Месим тесто»:
(на первые три строки «месим тесто»)
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
(«достаем комочки»)
Идём мыть руки, одевать фартуки, и косынки.
Приступаем к работе. Чтобы замесить тесто, надо хорошенько взбить
много яиц, добавить муку, щепотку соли и замесить тесто.
После игры дети вновь надевают фартуки, моют руки. Воспитатель
показывает, как раскатать тесто и сделать баурсак: разделить тесто на
небольшие кусочки, которые раскатать в виде жгута. Нарезать на
кусочки величиной чуть больше лесного ореха.
Жарить в большом количестве масла до золотистого цвета. Затем
выложить в дуршлаг, чтобы стёк жир. Когда остынет, посыпать сахарной
пудрой.
Воспитатель хвалит детей. Дети несут на кухню жарить баурсак. Затем
проводится чаепитие.
Итог занятия:
- Ребята, получились у нас баурсаки?
Вот, видите ребята, не велико угощение, а стоит много труда. Правда?! А
что вам больше всего запомнилось в нашей сегодняшней встрече?
Почему? С каким настроеньем вы уходите? (Ответы детей). Спасибо,
ребята, мне очень понравилось готовить вместе с вами.
Приглашайте ваших мам, бабушек будем учиться готовить ваши
любимые блюда. А на прощанье я даю вам рецепт баурсак, попробуйте
постряпать дома.
(Дети благодарят хозяйку и уходят).