Автор: Якоби Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №28 "Жарки"
Населённый пункт: ЗАТО г.Зеленогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные изобразительные технологии для развития у дошкольников творческих способностей."
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные изобразительные технологии для развития у дошкольников
творческих способностей.
«В творчестве нет правильного пути,
нет неправильного пути,
есть только свой собственный путь».
Я считаю, что изобразительная деятельность является одним из самых интересных
видов деятельности дошкольников. Для того, чтобы выразить в своих рисунках свое
впечатление
об
окружающем
мире,
детям
необходим
запас
зрительных
образов
и
впечатлений, тогда у детей возникает естественное желание передать в рисунках свои
впечатления от увиденного и прочитанного.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира,
передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в
реальные формы.
Чтобы
не
ограничивать
возможности
малышей
в
выражении
впечатлений
от
окружающего
мира,
недостаточно
традиционного
набора
изобразительных
средств
и
материалов. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых,
новые
изобразительные
способы
мотивируют
деятельность,
направляют и удерживают внимание.
Во-вторых,
имеет
значение
получение
ребенком
необычного
опыта.
Раз
опыт
необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы
защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит,
неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание
изображений необычным способом.
Арсенал способов создания изображений широк: рисуем мелом, влажным углем,
печатаем
пробками,
расческами,
ластиками,
рисуем
бросовым
материалом,
рисуем
пальцами, ладонями и даже ступнями, рисуем свечой и подогретыми восковыми мелками,
мятой бумагой и скотчем, песком и клеем, мелом и жидким крахмалом, нитками и
трубочками и многим другим.
Нетрадиционные технологии рисования давно используются в работе с детьми в
нашем детском саду. В процессе работы по этому направлению мы применяем самые
разнообразные нетрадиционные техники и материалы.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками, ладошками (при создании условий – ступнями);
оттиск печатками из картофеля, пробок, ластиков, расчесок;
рисование поролоном;
мятой бумагой;
щетинной кистью;
пластилином;
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными
техниками:
монотипия;
воскография;
пластилинография;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки;
акварельными карандашами;
бросовыми материалами;
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники:
рисование песком (с подсветкой и без);
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой и без приспособлений;
печать по трафарету;
монотипия предметная, пейзажная и на стекле;
граттаж;
рисование нитками;
свечками;
подогретыми восковыми мелками;
влажным улем;
мелом и жидким крахмалом;
песком и клеем;
солью; и многим другим.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения.