Автор: Шкребень Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5 "Золотая рыбка" комбинированного вида.
Населённый пункт: Свердловская область, город Верхняя Салда
Наименование материала: Конспект ОД для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "Животные севера"
Раздел: дошкольное образование
Животные севера.
для детей старшего дошкольного возраста, в группах с тяжелыми
нарушениями речи.
Дошкольное образование (окружающий мир)
Шкребень Марина Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка» комбинированного вида
Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей о животных
Севера:
характерном
внешнем
виде,
повадках,
питании,
детенышах.
Активизировать
в
речи
прилагательные,
притяжательные
прилагательные,
образовывать сложные прилагательные; автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Формировать познавательный интерес к жизни животных.
Развивать связную речь, логическое мышление, память, воображение.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование: экран, проектор, ПК, презентация «Животные Севера».
Ход занятия.
Слайд № 2
Изображение Севера.
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами совершим интерактивную экскурсию
на Север. Север- это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря
покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Слайд № 3
Пингвиненок.
И на этом далеком Севере жил – был в пингвиненок. Вот такой. Он будет
путешествовать вместе с нами. Возьмем его собой? А что пингвины умеют
делать, кто знает?
Ответы детей.
Слайд № 4
Стая пингвинов
Воспитатель. Правильно крыльями в воде гребет как ластами, а вытянутые
далеко ноги служат рулем и тормозом. Под кожей у него много жира, это
одновременно
и
теплая
подкладка,
и
запас
питания,
а
непромокаемое
оперение защищает от холода.
Живут пингвины большими стаями, сидят
прижавшись друг к другу, чтобы не замерзнуть. Птицы стоят на снегу голыми
лапками и при этом не простужаются.
Как им это удается?
Ответы детей.
Воспитатель. Они стоят на пятках, а пальцы лап поднимают, поэтому они у
них не мерзнут.
А чем питаются пингвины?
Ответы детей.
Воспитатель. Пингвины едят рыбу, моллюсков, кальмаров, осьминогов.
Что же он пьет?
Ответы детей.
Воспитатель. Морскую и пресную воду, глотает снег.
Ребята, как вы думаете, кто вынашивает яйцо, из которого вылупляется
пингвиненок?
Ответы детей.
Воспитатель. Пингвин – отец закатывает яйцо в глубокую складку на животе,
и яйцу мороз не страшен.
Слайд № 5
Пингвины на льдине.
Назовите членов семьи (пингвин, пингвиниха, пингвиненок).
Давайте вместе скажем чистоговорку: вин-вин-вин-живет на севере пингвин.
Наш пингвиненок был очень любознательный, он решил путешествовать по
Северу, чтобы узнать, кто еще живет в этом краю.
Идет пингвиненок, а кругом много снега, темно, и только в небе вспыхивают
лениво и переливаются длинные разноцветные полосы, такие красивые, что
аж дух захватывает.
Слайд № 6
Слайд № 7
Северное сияние
Полярная ночь
Как вы думаете, что увидел пингвиненок? (Северное сияние).
Ответы детей.
Воспитатель. А почему было темно? Сколько длится ночь? (Полгода длится
ночь, полгода день).
Ответы детей.
Воспитатель. Идет пингвиненок дальше. Повстречались ему, как вы думаете
кто? Послушайте загадку.
Слайд № 8
Шерсть белая моя как снег,
И черной пуговицей нос,
Я самый главный среди льдов
И напугать могу всерьез.
(белый медведь).
Правильно. Видит пингвиненок, как белая медведица прячет медвежонка за
льдину. А из-за льдины выглядывает любопытный черный нос. « Как хорошо
видно черный нос на белом снегу» - подумал пингвиненок. А что делают
белые медведи, чтобы его не было видно? (Закрывают лапой).
Ответы детей.
Слайд № 9
Медведица с медвежонком
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, чем питаются белые медведи? (Рыбой,
птицами, тюленями).
Ответы детей.
Слайд № 10
Белые медведи
Воспитатель. Где появляются на свет белые медвежата? (В начале декабря в
снежной, ледяной пещере).
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы думаете холодно медведю на Севере? (Правильно.
Толстый
слой
подкожного
жира
и
густая
шерсть
предохраняют
от
переохлаждения и позволяют ему долго находится в ледяной воде. Подошвы
лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит,
взбираясь на льдины).
Ответы детей.
Слайд № 11
Медведь, медведица, медвежонок.
Воспитатель. Назовите членов семьи (медведь, медведица, медвежонок)
Ответы детей.
Чистоговорка: ведь-ведь-ведь-косолапый медведь.
Воспитатель. Пальчиковая гимнастика.
У нас просторный водоем,
В нем медвежата плавают вдвоем,
Вода прохладна и свежа,
То на боку, то на спине,
Держись правее, дорогой, не задевай
меня ногой.
Соединяют
пальцы
обеих
ру к ,
изображая водоем,
Изображают плавание,
Потряхивают кистями рук,
Кладут руки на стол то ребром, то
ладошкой вверх,
Изображают плавание.
Идет наш пингвиненок дальше. Послушайте загадку, кого же он встретил.
Слайд № 12
На тюленя я похож,
Хвост и ласты есть,
Только
острые
клыки
не
дают
мне
лечь
Мне не холодно во льдах,
Толстый жир спасает,
Как у дедушки усы мокрые свисают.
(морж).
Ребята опишите моржа. Какой он? Назовите членов семьи (морж, моржиха,
моржонок).
Ответы детей.
Чистоговорка: орж-орж-орж-большой морж.
Воспитатель. У моржа толстая кожа покрыта редкими волосами. Ласты
лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при
передвижении
помогают
отталкиваться
от
поверхности
льда.
Ласты
помогают им плавать и нырять.
Что спасает моржей от холода?
Слайд № 13
Стая моржей.
(Они не боятся холода, не замерзают в ледяной воде, потому что их тело
предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира).
Ответы детей.
Чем питаются моржи? (Рыбой, моллюсками, червями, рачками).
Ответы детей.
Воспитатель. Познакомившись с моржом, пингвиненок отправился дальше.
Отгадайте, кого он встретил дальше.
Слайд № 14
Неуклюжим обзывают,
Но на Севере все знают,
Что я плаваю как рыба,
Неуклюжим быть обидно!
Жир замерзнуть не дает,
Я могу нырнуть под лед.
(тюлень).
Назовите
внешние
признаки.
Как
передвигается?
(Тюлени
хорошо
приспособлены для жизни в воде, отлично ныряют. Передние ласты у них
действуют, как весла, а задние – как руль).
Ответы детей.
Слайд № 15
Тюлень, тюлениха, тюлененок.
Воспитатель. Назовите членов семьи. (Тюлень, тюлениха, тюлененок).
Чистоговорка: лень-лень-лень-плавает тюлень.
Чем
питается
тюлень?
(Моллюсками,
рыбой).
Как
приспособлены
к
холодному
климату?
(Толстый
слой
жира
под
кожей
позволяет
ему
выдерживать сильный холод ледяной воды).
Ответы детей.
Слайд № 16
Фото моржа и тюленя.
Воспитатель.
Д/И
«Составь
рассказ-сравнение».
Ребята,
давайте
попробуем сравнить тюленя и моржа.
Ответы детей.
У моржа есть клыки
Есть усы
Возят детенышей на спине
Питаются моллюсками и рачками.
У тюленя нет клыков
Нет усов
Собирают
детенышей
в
д/с
и
оставляют их с няньками на льдине.
Питаются моллюсками и рыбой.
И моржи, и тюлени не боятся холода, их спасает толстый слой подкожного
жира.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием.
Ребята, наш пингвиненок никогда не видел птиц.
Слайд № 17
Белая сова
На пути ему повстречалась одна интересная птица, а как ее зовут он не знает.
Давайте ему поможем.
Кто это? (Белая сова).
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите внешние признаки. (У нее острое зрение, хороший
слух и мягкие крылья, которые позволяют бесшумно летать).
Ответы детей.
Воспитатель. Как сова приспособилась к суровым условиям севера? (Густые
перья на ногах, словно валенки, защищают ее от холода).
Ответы детей.
Воспитатель. Чем питается сова? (Куропатками, зайцами, грызунами).
Ответы детей.
Чистоговорка: ва-ва-ва-белая сова.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете кого боится сова?
Ответы детей.
Воспитатель. Послушайте загадку.
Слайд № 18
Похож я внешне на лису,
Но только не живу в лесу.
Я белый северный зверек,
А шерсть моя, как гладкий шелк.
(писец).
Его еще называют полярной лисицей. Они нападают на белых сов. Спят в
снежных
логовах,
а
если
разыграется
пурга,
роют
снежную
нору
и
пережидают
в
ней
непогоду.
Подошвы
лап
у
них
покрыты
жесткими
волосами, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу,
льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает
от переохлаждения. Питаются они совами, полевками, крабами, поедают яйца
птиц.
Воспитатель проводит физкультминутку.
Ищут маму медвежата – идут по кругу.
Белоснежные ребята, неуклюжие, смешные – прыжки на месте.
Все забавные такие – обнять соседа.
Д\И Образование сложных прилагательных.
У моржа длинные усы. Морж какой? – Длинноусый.
У оленя длинные рога. Олень какой? – Длиннорогий.
У медведя толстые лапы. Медведь какой? – Толстолапый.
У песца острые зубы. Песец какой? – Острозубый.
У тюленя толстая кожа. Тюлень какой? – Толстокожий.
Воспитатель. Ребята, наш пингвиненок кого-то испугался, посмотрите, кто
это? (Северный олень).
Слайд № 19
северный олень.
Ответы детей.
Воспитатель. Зачем оленю рога? (Защищается от хищников).
Ответы детей.
Воспитатель. Как олень передвигается? Чем питается? Как приспособлен к
жизни
на
севере?
(
Олени
хорошо
приспособлены
к
суровым
условиям
жизни. На голове – длинные рога, тело покрыто густой теплой шерстью,
защищающей
оленя
от
стужи.
К
зиме
они
жиреют,
это
им
помогает
переносить сильные морозы. Питаются лишайником, ягелем. Они разгребают
копытами снег, чтобы добраться до ягеля, вместо воды едят снег. Отлично
плавают).
Ответы детей.
Слайд № 20
Олень, олениха, олененок.
Воспитатель. Назовите членов семьи. (Олень, олениха, олененок).
Ответы детей.
Чистоговорка: лень-лень-лень-красивый олень
Воспитатель.
Д / И .
Ц е ль :
о б р а зова ние
п р и т я ж ат е л ь н ы х
прилагательных:
Рога оленя -Чьи рога? -Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? – Медвежья.
Хвост песца. Чей хвост? – Песцовый.
Клыки моржа. Чьи клыки? – Моржовые.
Ласты тюленя. Чьи ласты? – Тюленьи.
Глаза совы. Чьи глаза? – Совиные.
Ответы детей.
Воспитатель. Ну вот наше путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним с какими животными повстречался наш пингвиненок.
Ответы детей.
Ребята, как эти животные приспособились к жизни в суровых условиях
Севера?
Ответы детей.
Молодцы! Надеюсь наше путешествие вам понравилось.