Автор: Боробова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 128
Населённый пункт: город Комсомольск на Амуре. Хабаровский край
Наименование материала: Статья из опыта педагогической деятельности
Тема: «Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.»
Раздел: дошкольное образование
Боробова Галина Сергеевна
Статья из опыта работы
«Познавательно – речевое развитие детей
младшего дошкольного возраста через опытно –
экспериментальную деятельность.»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают
возможность общения друг с другом. Она соединяет людей в их
деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает
огромную услугу в познании мира.
Развитие речи и экспериментирование тесно связанны между собой. Умение
четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то же время как
пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В
процессе исследования – эксперимента развивается словарь детей за счет
слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты
природы.
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать
проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые
умозаключения.
Экспериментальная деятельность основана на интересе детей, доставляет им
радость, удивление, вызывает чувство удовлетворения от проделанной
работы.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.
Вот на этом и основано активное внедрение опытно – экспериментальной
деятельности в практику нашей группы. Работа с детьми младшего
дошкольного возраста по данной теме, реализуется через воспитательно -
образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на
основе комплексной программы «Успех», а именно через образовательные
области: «Познание», « Коммуникация», «Художественное творчество».
Для того чтобы процесс организации экспериментов в группе стал
доступным были изучены требования программы, ФГТ, требования СанПиН
к организации предметно – пространственной среды, соответствующая
литература.
Цель: развитие связной речи и познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
основными физическими свойствами и явлениями.
2. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами
предметов и явлений.
3. Способствовать формированию выводов и определений в ходе
экспериментов.
4. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.
5. Способствовать формированию наблюдательности, развивать активность,
самостоятельность.
6. Способствовать обогащению собственного опыта.
Реализация задач возможна только при активном участии родителей
воспитанников. С их помощью в группе создана необходимая
предметно – пространственная среда:
Место для хранения посуды (стаканчики, воронки, баночки, ведерки…);
Место для приборов;
Место для природного и бросового материала;
«Волшебная грядка» - место для выращивания и наблюдения за растениями,
Стол « вода – песок»,
Место для темы недели.
Для самостоятельных исследований разработаны различные схемы
проведения опытов; рисунки – символы (ладошки, глаза, нос, рот, ухо),
подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
При работе с детьми соблюдаются следующие правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых
инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно (или могут
научиться делать) - зона ближайшего развития.
Не спешить выносить оценочные суждения.
Для поддержания интереса к экспериментированию используются
сюрпризные моменты; приход героя – куклы – «Каркуша», «Капитошка»,
«Мамонтенок»...
Исследования обязательно интегрируются с другими видами деятельности:
наблюдением на прогулке, чтением, играми, продуктивной деятельностью.
Это позволяет закрепить представления о предметах и явлениях природы,
свойствах материалов, веществ.
План опытно – экспериментальной деятельности группы разработан в
соответствии с темами недели. Каждая тема проходит через все возможные
образовательные области.
Например, тема «Чудеса на грядке».
Непосредственная образовательная деятельность.
Экспериментально – исследовательская деятельность «Красящие вещества
овощей и фруктов».
Беседа об овощах и фруктах.
Заучивание стихотворения В. А. Шипунова «Яблоко и червячок» (познание,
коммуникация).
Лепка «Угощение для Степашки» (художественное творчество).
Совместная деятельность взрослого и детей в режимные моменты.
- на прогулке организуется уборка урожая на огороде (расширяются знания
детей об овощах, развиваются трудовые навыки, навыки совместной
деятельности, взаимопомощи, коммуникация, социализация).
- Во время обеда обратить внимание на цвет борща, цвет ему придает свекла,
морковь придает золотистый цвет супу...
- Мультимедийная игра «Овощи и фрукты», разработанная воспитателем
группы.
- Вечер «Загадки и отгадки».
В работе с родителями:
Консультация «Эксперименты с детьми на кухне».
«Осенний праздник».
Самостоятельная игровая деятельность детей:
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по
форме», «Разложи овощи и фрукты в вазы», «Чудесный мешочек».
Драматизация русской народной сказки «Репка».
Литература:
1. Березина Н. О., Бурлакова И. А. Успех Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. - Москва.
Просвещение. 2011.
2. Костюченко М. П. Окружающий мир Интегрированные занятия с детьми
4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.
3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников. - Москва.
2010.
4. Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. Детство – пресс. 2010.
4. Коробова М. В. Малыш в мире природы: методическое пособие для
воспитателей и родителей. М.: Просвещение. 2010.