Напоминание

«Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.»


Автор: Боробова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 128
Населённый пункт: город Комсомольск на Амуре. Хабаровский край
Наименование материала: Статья из опыта педагогической деятельности
Тема: «Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Боробова Галина Сергеевна

Статья из опыта работы

«Познавательно – речевое развитие детей

младшего дошкольного возраста через опытно –

экспериментальную деятельность.»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают

возможность общения друг с другом. Она соединяет людей в их

деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает

огромную услугу в познании мира.

Развитие речи и экспериментирование тесно связанны между собой. Умение

четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то же время как

пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В

процессе исследования – эксперимента развивается словарь детей за счет

слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты

природы.

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать

проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые

умозаключения.

Экспериментальная деятельность основана на интересе детей, доставляет им

радость, удивление, вызывает чувство удовлетворения от проделанной

работы.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.

Вот на этом и основано активное внедрение опытно – экспериментальной

деятельности в практику нашей группы. Работа с детьми младшего

дошкольного возраста по данной теме, реализуется через воспитательно -

образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на

основе комплексной программы «Успех», а именно через образовательные

области: «Познание», « Коммуникация», «Художественное творчество».

Для того чтобы процесс организации экспериментов в группе стал

доступным были изучены требования программы, ФГТ, требования СанПиН

к организации предметно – пространственной среды, соответствующая

литература.

Цель: развитие связной речи и познавательной активности детей младшего

дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с

основными физическими свойствами и явлениями.

2. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами

предметов и явлений.

3. Способствовать формированию выводов и определений в ходе

экспериментов.

4. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.

5. Способствовать формированию наблюдательности, развивать активность,

самостоятельность.

6. Способствовать обогащению собственного опыта.

Реализация задач возможна только при активном участии родителей

воспитанников. С их помощью в группе создана необходимая

предметно – пространственная среда:

Место для хранения посуды (стаканчики, воронки, баночки, ведерки…);

Место для приборов;

Место для природного и бросового материала;

«Волшебная грядка» - место для выращивания и наблюдения за растениями,

Стол « вода – песок»,

Место для темы недели.

Для самостоятельных исследований разработаны различные схемы

проведения опытов; рисунки – символы (ладошки, глаза, нос, рот, ухо),

подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.

При работе с детьми соблюдаются следующие правила:

Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых

инструкций.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно (или могут

научиться делать) - зона ближайшего развития.

Не спешить выносить оценочные суждения.

Для поддержания интереса к экспериментированию используются

сюрпризные моменты; приход героя – куклы – «Каркуша», «Капитошка»,

«Мамонтенок»...

Исследования обязательно интегрируются с другими видами деятельности:

наблюдением на прогулке, чтением, играми, продуктивной деятельностью.

Это позволяет закрепить представления о предметах и явлениях природы,

свойствах материалов, веществ.

План опытно – экспериментальной деятельности группы разработан в

соответствии с темами недели. Каждая тема проходит через все возможные

образовательные области.

Например, тема «Чудеса на грядке».

Непосредственная образовательная деятельность.

Экспериментально – исследовательская деятельность «Красящие вещества

овощей и фруктов».

Беседа об овощах и фруктах.

Заучивание стихотворения В. А. Шипунова «Яблоко и червячок» (познание,

коммуникация).

Лепка «Угощение для Степашки» (художественное творчество).

Совместная деятельность взрослого и детей в режимные моменты.

- на прогулке организуется уборка урожая на огороде (расширяются знания

детей об овощах, развиваются трудовые навыки, навыки совместной

деятельности, взаимопомощи, коммуникация, социализация).

- Во время обеда обратить внимание на цвет борща, цвет ему придает свекла,

морковь придает золотистый цвет супу...

- Мультимедийная игра «Овощи и фрукты», разработанная воспитателем

группы.

- Вечер «Загадки и отгадки».

В работе с родителями:

Консультация «Эксперименты с детьми на кухне».

«Осенний праздник».

Самостоятельная игровая деятельность детей:

Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по

форме», «Разложи овощи и фрукты в вазы», «Чудесный мешочек».

Драматизация русской народной сказки «Репка».

Литература:

1. Березина Н. О., Бурлакова И. А. Успех Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования. - Москва.

Просвещение. 2011.

2. Костюченко М. П. Окружающий мир Интегрированные занятия с детьми

4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.

3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция

художественной и познавательной деятельности дошкольников. - Москва.

2010.

4. Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. Детство – пресс. 2010.

4. Коробова М. В. Малыш в мире природы: методическое пособие для

воспитателей и родителей. М.: Просвещение. 2010.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!