Автор: Шиманова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ№9С УИОП
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты–Мансийский Автономный округ
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "А.П.Чехов"
Раздел: полное образование
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Мастерство А.П.
Чехова в раскрытии идейно-
тематического содержания рассказа
«Хамелеон».
В человеке все должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Цели
урока: Познакомиться
с
творчеством
А.П.
Чехова,
идейно-
тематическим
содержанием
рассказа
«Хамелеон»;
выявить
роль
художественных средств в раскрытии идеи рассказа.
Ход урока
1.
1. Целеполагание.
Сообщение темы урока, целей урока.
1.
2. Опрос домашнего задания.
Краткая биография писателя (Сообщения учащихся).
Словарная работа:
Псевдоним – (от греческого – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым
автор публикует свои произведения.
Каким
же
был
человеком
А.П.
Чехов?
Давайте
послушаем
воспоминания
писателей о А.П. Чехове (сообщения учащихся).
3. Новый материал.
1) Слово учителя.
А.П. Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее,
нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке все должно
быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
- Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).
- Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он
всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелехове, где у него был
дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.
По
профессии
А.П.
Чехов
был
врач.
Но
главным
делом
его
жизни
стало
писательство.
В
литературе
он
был
также
многогранно
одарен.
В
начале
творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и
повести,
и
эссе,
и
критика.
А.П.
Чехов
вошел
в
русскую
литературу
как
драматург-новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут и в
российский, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах.
Сегодня мы познакомимся с Чеховым-юмористом.
- Что же такое юмор?
Словарная работа.
Юмор – это веселая, но безобидная насмешка.
- Каковы же особенности стиля Чехова?
-
По
условиям
юмористических
журналов
рассказ
не
должен
был
превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко.
«Краткость – сестра таланта» - это была одна из любимых фраз писателя.
Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким
заглавием; значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строился на
остром
необычном
положении,
динамичным
действием,
выразительной
деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.
- Обратимся к тексту и постараемся выявить роль художественных средств
в
раскрытии
идейно-тематического
содержания
рассказа
«Хамелеон».
Этот
рассказ был написан в 1884г. и впервые напечатан в юмористическом журнале
«Осколки».
- Кто же такой хамелеон?
-
Порода
ящериц.
Хамелеон
издавна
привлекал
к
себе
внимание
наблюдателей
замечательной
особенностью
–
именно
особенностью
произвольно менять свою окраску.
- Я прочитаю вам рассказ. Подумайте, почему Антон Павлович так его
назвал?
2) Чтение рассказа учителем.
3) Беседа по прочитанному.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто из персонажей вызывает у вас сочувствие, а кто симпатию? (Щенок)
- Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов в зависимости от
того,
кто
является
хозяином
собаки,
меняет
свое
поведение,
демонстрируя
угодливость
по
отношению
к
возможному
хозяину-генералу.
Превращения
Очумелова послужили основой для названия рассказа).
- Сколько раз Очумелов меняет свою «окраску» и от чего это зависит? (6
раз
полицейский
меняет
свое
поведение,
в
зависимости
от
того,
кому
принадлежит собака).
- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду
хамелеонов? (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение
Хрюкина.)
- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина, как
характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять
деспотизм (власть) и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство.)
- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (В начале
толпа
выжидает,
боится
выразить
свое
отношение
к
происходящему.
Затем
смелеет и хохочет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным».)
- Что смешное в рассказе? (Несоответствие незначительного вопроса о
принадлежности собаки серьезному обсуждению этой проблемы.)
- Что еще показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название,
поведение Очумелова и Хрюкина.)
-
Какие
художественные
средства
использует
автор
для
создания
комического
текста?
(Название
рассказа,
говорящие
фамилии:
Очумелов
от
слова «очуметь» - потерять соображение; Хрюкин от слова «хрюкать».)
-
Чехов
–
признанный
мастер
художественной
детали.
Какая
деталь
в
рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов
меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в
рассказе как бы роль окраски хамелеона.)
-
Какие
еще
художественные
в
рассказе
обращают
на
себя
внимание,
помогают создать комический эффект? (Образ щенка, изображение щенка.)
-
Какая
деталь
в
самом
начале
рассказа
помогает
в
большей
степени
раскрыть
образ
Очумелова?
(Описание
Очумелова
с
узелком
в
руках
и
городового
Елдырина
с
«решетом,
наполненным
конфискованным
крыжовником. Это свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь
своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.)
- Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что мир для него
смешон и печален одновременно, в произведениях писателя сочетаются юмор и
сатира. Если юмор – это веселая, но безобидная насмешка, не задевающая
достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.
Словарная работа.
Сатира – безжалостное обличение пороков.
-
Каков
характер
смешного
в
«Хамелеоне»:
что
мы
здесь
видим
–
безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в
других рассказах автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей
степени он обличает пороки, чем просто весело смеется над ними.)
- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей
жизни?
(Во
все
времена
актуален
вопрос
чести
и
достоинства,
холопской
угодливости
и
подлой
лести.
Поэтому
рассказ
интересен
и
современному
читателю.)
Выводы.
Рассказы А.П. Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по
содержанию
и
по
форме.
Автор
не
ставит
в
них
глобальных
проблем,
касающихся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его
маленькие проблемы. А они неподвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они
становятся
добрыми.
«Первый
русский
юморист
после
Гоголя,
заразивший
своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,
- писал о Чехове Корней Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас. Читайте Чехова!
4.
Домашнее
задание: Подготовить
выразительное
чтение
рассказа
по
ролям. Прочитать другие рассказы, например «Злоумышленник», «Хирургия»,
«Налим», подумать над ними.
5. Оценки за урок.
Анализ урока.
Тема урока: Мастерство А.П. Чехова в раскрытии идейно-тематического
содержания рассказа «Хамелеон».
Урок
проводился
в
классе,
где
большинство
учащихся
имеют
познавательный
интерес
к
литературе,
любят
читать,
пересказывать
и
анализировать
прочитанное.
Однако
есть
и
такие
учащиеся,
у
которых
отсутствует познавательный интерес, а два ученика имеют довольно низкий
уровень общего развития и интеллекта.
В рабочей программе на изучение творчества А.П. Чехова я отвела два
урока.
Данный
урок
первый
в
системе
уроков
по
этой
теме.
Исходя
из
особенностей класса и темы цели урока таковы:
1. Познакомить
учащихся
с
творчеством
Чехова,
идейно-тематическим
содержанием рассказа «Хамелеон», выявить роль художественных средств
в раскрытии идеи рассказа;
2. Развивать навыки выразительного чтения.
По значению данный урок является одним из центральных – изучение
текста. Он включал в себя объединенные этапы целеполагания и актуализации
опорных
знаний,
этап
погружения
в
текст
(изучение
нового
материала)
и
посткоммуникативный. На этапе погружения в текст я использовала следующие
приемы:
выразительное
чтение,
выявление
восприятия,
словарную
работу,
анализ
художественных
деталей
и
выразительных
средств,
работа
с
иллюстративным материалом, характеристика героев.
На
уроке
были
использованы
четыре
вида
деятельности:
говорение-
слушание, чтение-письмо.
На
уроке
использовались
элементы
объяснительно-иллюстративного,
частично-поискового,
исследовательского,
эвристического
методов.
Форма
познавательной деятельности коллективная и личностно-ориентированная.
Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному
результату.