"Развитие проектных умений в экономическом образовании"
Автор: Тайсина Ясима Газнавийовна Должность: учитель математики и экономики Учебное заведение: МБОУ "Бардымская гимназия" Населённый пункт: с. Барда, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: "Развитие проектных умений в экономическом образовании" Раздел: полное образование
Развитие проектных умений в экономическом образовании
обучающихся гимназии
Тайсина Ясима Газнавийовна
учитель экономики
МБОУ «Бардымская гимназия»
Предмет «Экономика» ориентирована не только на изучение школьниками базовых
экономических
понятий,
а
направлена
на
развитие прикладного экономического
образования и предпринимательских навыков учащихся. Вся работа ориентирована на
формирование компетентности в сфере социально-трудовой деятельности. Развитие
коммуникативных умений у обучающихся обеспечиваться использованием проектных и
исследовательских
методов.
Практическая
направленность
программы
вызывает
у
учащихся активный интерес.
Начиная с 2008 года, на уроках начала применять метод проектов. В течение всего
периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную
или коллективную проектную деятельность.
Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна для
учащихся. Я предлагаю несколько подходов в выборе темы проекта.
Например, работая над проектом «Барда – село, в котором хочется жить!» ребята
обозначили
ключевые
проблемы
местного
сообщества
и
разработали
проекты
для
решения
названных
проблем.
Это
такие
проекты,
как
«Создание
парка
отдыха»,
«Развитие овощеводства и животноводства», «Центр Развития детей» и другие.
Большой интерес у обучающихся вызывает работа над проектами при изучении
темы «Реклама». Они с удовольствием разрабатывают социальную рекламу. Например:
«Все в твоих руках», «Барда сегодня», «Бездомные животные», «Твой выбор». Создание
собственной рекламы
учащимися
я
использую, как условие развития ценностных
ориентаций,
становления
нравственных
качеств
и
активной
гражданской
позиции
ученика.
Также
особое
внимание
уделяется
повышению
познавательного
интереса
к
традициям и обычаям своего народа.
С
целью
формирования
среди
учащихся
представления
об
о сновах
предпринимательской деятельности, создания ориентационной и мотивационной основы
для осознанного выбора сферы предпринимательской деятельности в 2009 – 10 гг. на
базе гимназии открылись профильные «агроклассы» в рамках регионального проекта
министерства сельского хозяйства Пермского края «Кадры в АПК». В 2011-2012г. –
профильный класс «Бизнес – класс» в рамках краевого проекта Пермского центра
развития предпринимательства «Бизнес – классы».
В
рамках реализации проекта
«Бизнес–классы»
ребята
принимали
участие
в
муниципальном
конкурсе
бизнес
–
проектов.
Бизнес
–
проект
«
Бренд
Бардымской
картошки»,
которую
выполнили
Исмагилова Динара и Матынова Юлия занял I место. Ученица 11 класса Габдушева
Гузаль с бизнес – проектом «Тюбетейка. Жениха удиви-ка!» заняла IIместо.
И этот
проект на региональном конкурсе бизнес – идей «Двигай дело!» занял II место. Эти
проекты поддержаны грантом и реализуются сегодня в гимназии.
Ежегодное участие в конкурсах «Лучшая Бизнес - идея» и «Если б я был(а), главой
администрации»,
дает
возможность
учащимся
изучить
предпринимательскую
деятельность
нашего
района,
найти
ту
нишу,
где
они
могут
реализовывать
свои
интересы и возможности. Например, в 2006г. проект Иманаева Ильнура (11кл.)
«Организация кафе быстрого обслуживания» в конкурсе «Как заработать миллион» »
занял III место и он, при поддержке родителей, реализовал этот проект, получив в банке
кредит. И сегодня этот бизнес у Ильнура является прибыльным. Родители, как правило,
поддерживают интерес школьников к экономическим знаниям, объясняя это заботой о
будущем своих детей.
В 2007г. ученик 10 класса Абузов Эльвир награжден специальным призом Главы
администрации Бардымского района за проект «Шахматный клуб» в муниципальном
конкурсе «Если б я был(а) главой администрации».
На протяжении нескольких лет учащиеся принимают участие в муниципальных и
краевых конкурсах исследовательских работ учащихся. В 2013 году ученица 11 класса
Якшиева Руфина в исследовательской работе «Развитие туризма в Бардымском районе»
разработала этнографический тур, для гостей нашего района.
В 2015 году на муниципальном конкурсе бизнес – идей работа Имашевой Л.
«Народная кукла» заняла I место, а в региональном конкурсе «Ты предприниматель»
работа заняла II место.
Таким образом, хотя не все проекты реализуются, но в процессе работы над
проектами у учащихся формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные
и личностные универсальные учебные действия.
Формирование таких черт характера,
как самостоятельность, инициативность, креативность, что важно для современного
человека в целом, независимо от его будущей профессии.