Напоминание

"СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, КОММУНИКАТИВНОГО, ТВОРЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Неборчко Наталья Брониславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №10"
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, КОММУНИКАТИВНОГО, ТВОРЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО,

КОММУНИКАТИВНОГО, ТВОРЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Неборачко Наталья Брониславовна, учитель начальных классов

В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на

усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных

способностей. Общеобразовательная

школа

должна формировать целостную систему универсальных знаний,

умений,

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся,

то

есть

ключевые

компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-

навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в

методике, в первую очередь,

следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны

открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Придя в 1 класс, я приступила к обучению, используя традиционный подход. Передо мной стояла задача – не только

научить, но и изучить:

- уровень знаний учащихся по предметам

- уровень мотивации учащихся класса

- психологическую комфортность в классном коллективе

- медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье

- изучить семьи.

Исходя

их

вышесказанного целью

моей

работы стало: развитие

личности

школьника,

его

творческих

способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

освоение системы знаний, умений и навыков,

опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить

- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах

- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка,

формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не

дают достаточно высокого результата. Поэтому

я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые

способствуют

формированию

у

детей

ключевых

компетенций,

способствующих

успешности

учеников

в

современном

обществе.

В поисках решения проблемы я использую

в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный

подход

в

обучении,

который

реализую

через

внедрение здоровьесберегающего

подхода,

компетентностно

ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых

технологий, педагогику сотрудничества,

развивающего обучения.

Здоровьесберегающие

технологии

применяются

мной

как

в

урочной

деятельности,

так

и

во

внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие

успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку

предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

В

уроки,

внеклассные

мероприятия

по

предмету

включаю

гимнастику,

гимнастику

для

слуха,

танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и

самомассаж, оздоровительные игры

на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную

гимнастику, беседы с

медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираю физкультминутку

в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид

деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей

рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие

болезней

или

физических

дефектов.

Поэтому

в

своей

практике укрепляю психическое здоровье учащихся,

используя:

1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

2. Аутогенную тренировку (самовнушение)

3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение,

тренинг,

досуг"

В.

В.

Петрусинского.)

-

(индивидуально

или

в

парах,

групповой

игровой

треннинг

с

элементами

соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»)

4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы

6.

М е т од

" хохоч у щ и х "

ф о т о г р а ф и й

( а вт о р

п с и хо л о г

А л е кс е й

Ч а л ы й )

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный

познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии,

реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный

познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся.

Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень.

Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня

(в сложных словах).

Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5

и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21

2+5*3=17. Найди ошибку в записях.

Верный вариант: (2+5)*3=2, 2+5*3=17

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование

технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и

слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио

моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных

областях.

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:



результаты обучения ученика по четвертям и за год;



отметки

об

участии

в

предметных

олимпиадах,

учебно-

исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,

конкурсах сочинений и т.п.



самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:



результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;



отметку о посещении факультативов, кружков, секций;



спортивные достижения учащихся;



оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и

школе.

Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда

помещаются грамоты, благодарности и т.п.

Использую

информационно-коммуникативные

технологии

на

уроках,

во

внеурочной

и

внеклассной

деятельности:



Многие уроки провожу с

использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски,

особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Путешествие по Москве», русский

язык «Состав слова», литературное чтение «творчество С. Есенина». Учитывая, что основным видом деятельности детей

семи-девяти

лет

является

игра,

предлагаю

решить

примеры

-

откроешь

картинку,

вставишь

правильно

все

буквы

-

продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация

усвоения знаний.



Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».



Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный

окружающий мир», «Энциклопедия».



Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания

использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности

при помощи

компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения

повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в

индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать

пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.



Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое

время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Применяю игровые

технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и

естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:



Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»,

урок – спектакль «Народные праздники»);



В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры,

игровые

элементы)-

игры

«в

слова»,

игры

«со

словами»,

«Дополни

слово»,

«Перевёрнутые

слова»,

«Соедини

половинки слов».

Например: «Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить

нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример:

НЯНААВ — ВАННАЯ.

Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).

Свою

работу

как

учителя

строю,

творчески

применяя

опыт

коллег,

работающих

по

различным

учебным

методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию

Ш.А. Амонашвили.

В

своей

педагогической

деятельности

использую

разнообразные

формы

организации

учебного

занятия

(коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы

педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной

помощи

и

развития

способностей.

Совместно

с

детьми

провожу

рефлексию,

учу

оценивать

свою

деятельность

и

деятельность одноклассников.

По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и

бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- Стабильно высокое качество знаний по предметам (70-75%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности

учащихся в классе, где работаю.

- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных

мотивов над узколичностными.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!