Автор: Забавчук Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №95
Населённый пункт: города Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Занимательная математика для дошкольников на основе произведений устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование
Занимательная математика для дошкольников
(на основе произведений устного народного творчества и художественной
литературы)
Математическое
развитие
детей
необходимо
осуществлять
и
на
занятиях,
и
в
различных
видах
детской
деятельности.
Эффективным
дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи
детей
и
общем
их
развитии
являются
основные
произведения
устного
народного
твочества
и
художественной
литературы.
Они
помогают
добиваться успехов в освоении учебного материала, с интересом решать
задачи
и
примеры:
закрепляются
количественные
отношения,
умение
различать
геометрические
фигуры,
ориентироваться
в
пространстве
и
времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать
предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум
(форма и размер). Для этого педагог использует потешки, стихи, загадки,
считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
В
загадках математического
содержания
анализируется
предмет
с
количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются
простейшие математические отношения, что позволяет представить их более
рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для
знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение,
величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для
закрепления,
конкретизации
знаний
дошкольников
о
числах,
величинах,
отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых
есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё
один
вид
малых
форм
фольклора
– скороговорка.
Цель
скороговорки
–
научить
быстро
и
четко
выговаривать
фразу,
которая
намеренно
выстроена
затрудненным
для
произнесения
образом.
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины,
слова
и
обороты
речи,
связанные
с
развитием
количественных
представлений.
Соревновательное
и
игровое
начало
очевидно
и
привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как
упражнения
для
улучшения
артикуляции,
выработки
хорошей
дикции.
Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
Методика
работы
над
скороговоркой
проста.
Сначала
педагог
произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень
медленно, но не по слогам, потом все увеличивая скорость (воспитатель в
этом случае выступает в роли дирижёра).
Пословицы
и
поговорки на
занятиях
по
математике
можно
использовать
с
целью
закрепления
количественных
представлений.
Пословицы
можно
предложить
и
с
заданием:
вставь
в
пословицы
пропущенные названия чисел.
Необходимо
помнить,
что поговорка,
в
отличие
от
пословицы,
не
имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка,
по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”.
Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот
речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь
пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в
трех соснах”.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества
наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет,
читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, этическую и
эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще
всего выступают, способствуют физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел,
порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только
развивать
память,
но
и
способствует
выработке
умения
вести
пересчет
предметов,
применять
в
повседневной
жизни
сформированные
навыки.
Предлагаются
считалки,
например,
используемые
с
целью
закрепления
умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения,
учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное
расположение предметов. Фольклорные, волшебные и литературные сказки
помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева,
спереди,
сзади),
воспитывают
любознательность,
развивают
память,
инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Волк и
семеро козлят», «Семь Симеонов» и т.д.).
Во
многих
сказках
математическое
начало
находится
на
самой
поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-
семицветик" и т.д.). Присутствие сказочного героя на занятии по математики
или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка
несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит логически
мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания
с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении
различных
жизненных
проблем,
своим
конкретным
содержанием
способствуют
формированию
более
глубоких
и
ясных
представлений
о
числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Мальвина
угощала Пьеро и Буратино конфетами. Пьеро съел 2 конфеты, а Буратино – 1.
Сколько всего конфет съели Пьеро и Буратино?».
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств
повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения
задач-шуток у детей расширялось представление о величинах предметов и
взаимосвязях, существующих между этими величинами.
Цель
задач-шуток
-
содействовать
во спитанию
у
д е т е й
наблюдательности,
внимательного
отношения
к
содержанию
задач,
к
ситуациям,
описанным
в
них,
осторожного
отношения
к
применению
аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают
детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении
похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация,
описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Для
получения
ответов
на
вопросы
задач-шуток,
во-первых,
не
требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только
объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами
по
тем
или
иным
причинам
дети
допускают
ошибки
и
получают
неправильные
ответы,
а,
обнаружив
самостоятельно
или
с
помощью
воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и
фактами,
исправляют
ошибки
и
объясняют
правильное
решение.
Такая
работа над задачами содействует развитию логического мышления детей, ибо
приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой
жизни.
Простота
и
занимательность
сюжетов
этих
задач,
парадоксальные
ответы
дошкольников
на
вопросы
задач,
а
главное,
осознание
детьми
допущенных
ошибок
способствуют
созданию
на
занятиях
прекрасной
атмосферы
легкого
юмора,
мажорного
настроения
у
присутствующих
и
удовлетворения от получения новых знаний.
Использование
произведений
устного
народного
творчества
и
художественной литературы помогает педагогу в воспитании и обучении
детей,
испытывающих
трудности
в
усвоении
математических
знаний
о
числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на
занятиях по развитию математических способностей системы специально
подобранного
репертуара,
направленного
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
расширяет
математический
кругозор
дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической
подготовленности,
позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших
закономерностях
окружающей
их
действительности
и
активнее
использовать
математические
знания
в
повседневной жизни.
Математическое
содержание
занятий
с
использованием
произведений устного народного творчества и художественной
литературы
1.
Количество
и
счёт
(
стихи
,
потешки
,
загадки
);
2.
Порядковый
счёт
;
3.
Занимательные
задачи
;
4.
Зарядка
для
пальчиков
;
5.
Физкультминутки
;
6.
Считалки
;
7.
Пословицы
и
крылатые
выражения
;
8.
Скороговорки
.
1.
Количество
и
счёт
(
стихи
,
потешки
,
загадки
)
***
У
канавки
Две
козявки
Продают
ежам
булавки
.
А
ежи
-
то
хохотать
!
Всё
не
могут
перестать
.
-
Эй
,
вы
,
глупые
козявки
!
Нам
не
надобны
булавки
:
Мы
булавками
сами
утыканы
.
(
К
.
Чуковский
,
Ёжики
смеются
)
***
Много
игрушек
У
нашей
Алёнки
!
Вот
на
дощечке
Четыре
цыплёнка
.
Дёрнет
Алёнка
Шнурочек
–
и
тут
Сразу
четыре
Цыплёнка
клюют
.
Цыплята
живут
У
Алёнки
два
года
,
Но
,
видно
,
они
Нехорошей
породы
.
Цыплята
всё
время
Клюют
и
клюют
,
Но
только
обидно
:
Совсем
не
растут
!
(
М
.
Антонева
,
Цыплята
)
***
Есть
один
Нос
-
курнос
.
Это
–
раз
.
Есть
и
парочка
глаз
,
Как
у
вас
.
Раз
и
два
.
А
на
курточке
,
смотри
:
Пуговки
пришиты
три
.
Раз
,
два
,
три
.
А
еще
у
меня
есть
кармашки
–
Четыре
,
А
на
них
по
ромашке
Мама
вышила
.
Вот
:
Раз
,
два
,
три
,
четыре
.
Ну
,
а
пальчиков
пять
.
Я
могу
сосчитать
!
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
!
(
А
.
Шахигян
,
Что
у
меня
есть
)
***
На
дубочке
,
на
дубочке
Тут
сидят
два
голубочка
.
У
них
шейки
голубые
,
У
них
перья
золотые
.
Красные
кафтанчики
,
Синие
карманчики
.
На
дубу
они
сидят
,
Меж
собою
говорят
:
Всё
про
Вареньку
,
Всё
про
маленьку
.
(
русская
народная
потешка
)
***
1
столбиком
стоит
,
Забавный
на
вид
:
Сам
в
струнку
,
а
на
нём
Картуз
с
козырьком
.
2 на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
3 колечком прежде было,
Да его, вишь, распилили.
Половинки две остались
И друг на дружку взобрались.
4 – как будто стул
Кто-то вдруг перевернул
И поставил вверх ногами.
Посудите-ка вы сами!
5 на серп очень похоже,
Всё ж для жатвы вряд ли гоже:
Серп бы пригодился вам,
Только… ручка пополам!
6 калачиком свернулось
И улиткой обернулось.
Равлик-павлик на дорожке…
Только где ж у него ножки?
7 совсем будто коса,
Да не острая она!
И черенок у неё длинный-
Предлинный!
8 кренделёк такой,
С мёдом, с маком и витой!
Только – чур! - друзья:
Есть его нельзя.
9 вроде как крючок,
Только для чего?
Не вполне похож, дружок,
Ну да ничего.
10 значит, что «конец -
И делу венец».
В виде подписи стоят
Столбик с бубликом в ряд.
(
А
.
Шахигян
,
Какие
они
собой
)
***
Вы
послушайте
,
ребята
,
Я
хочу
вам
рассказать
;
Родились
у
нас
котята
–
Их
по
счёту
ровно
пять
.
Мы
решали
,
мы
гадали
:
Как
же
нам
котят
назвать
?
Наконец
мы
их
назвали
:
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
.
Раз
–
котёнок
самый
белый
,
Два
–
котёнок
самый
смелый
,
Три
–
котёнок
самый
умный
,
А
четыре
–
самый
шумный
.
Пять
–
похож
на
Три
и
Два
–
Тот
же
хвост
и
голова
,
То
же
пятнышко
на
спинке
,
Так
же
спит
весь
день
в
корзинке
.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(С.Михалков, Котята)
***
Шепчет ротик
-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил.
Грустный носик отвечает:
-Разве ты не замечал,
Глазок двое,
Ушек двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живём с тобою
В одиночку, чудаки!
-Что ты, Носик,
Чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим,
Значит двое тоже нас.
(С. Капутикян, Ротик и носик)
***
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?
(С.Маршак, Очки)
***
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники,
Живут не за горой –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток!
(М.Пожарова, Пальчики)
***
Три большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили,
Сосчитать забыли.
(Е.Кан, Сосчитай)
***
Танцует
крошка
,
А
всего
одна
ножка
.
(
Загадка
,
Юла
)
***
У
кого
одна
нога
,
Да
и
та
без
башмака
.
(
Загадка
,
Гриб
)
***
Два
братца
в
воду
глядятся
–
Век
не
сойдутся
.
(Загадка, Берега)
***
Кто
в
году
четыре
раза
переодевается
?
(Загадка, Земля)
***
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Загадка, Буквы)
***
Проживают
в
трудной
книжке
Хитроумные
братишки
.
Десять
их
,
но
братья
эти
Сосчитают
всё
на
свете
.
(Загадка, Пальцы)
2.
Порядковый
счёт
.
***
Первой
к
нам
Зима
идёт
.
Новый
Год
она
зовёт
.
За
зимой
–
второй
–
весна
,
Говорят
: «
Весна
–
красна
!»
Третьим
–
Лето
,
всё
в
цветах
И
с
малиной
на
кустах
.
А
четвёртой
–
Осень
…
Лес
наряд
свой
сбросил
.
***
Рано
утром
по
порядку
Вышли
куклы
на
зарядку
:
Маша
–
первая
,
а
Рая
,
Рая
с
бантиком
–
вторая
,
Третья
–
Катя
-
Катерина
,
А
четвёртая
–
Полина
.
Я
же
пятая
стою
И
команды
отдаю
.
***
Целый
день
поёт
щегол
В
клетке
на
окошке
.
Третий
год
ему
пошёл
,
А
он
боится
кошки
.
А
Маша
не
боится
Ни
кошки
,
ни
щегла
.
Щеглу
дала
напиться
,
А
кошку
прогнала
.
***
Я
–
пальчик
первый
.
Я
большой
.
Указательный
второй
.
Третий
пальчик
–
средний
.
Четвёртый
–
безымянный
.
А
пятый
–
мизинчик
,
Маленький
,
румяный
.
3.
Занимательные
задачи
.
***
Стоит
горка
крутая
.
На
ней
тыква
большая
,
Старая
и
злая
.
А
пониже
тоже
Три
тыквы
,
моложе
.
А
под
горкою
в
траве
Ещё
две
.
Ну
,
кто
скажет
мне
сейчас
,
Сколько
тыкв
всего
у
нас
?
(
А
.
Шахигян
,
Тыквы
)
***
Божья
коровка
На
листике
сидит
,
Спинкою
на
солнце
Весело
блестит
.
На
спинке
семь
крапинок
–
только
.
Четыре
пониже
,
А
повыше
–
сколько
?
(
А
.
Шахигян
,
Божья
коровка
)
***
Шесть
бабочек
пёстрых
На
солнце
порхают
.
Нацелилась
кошка
–
Вот
-
вот
их
поймает
.
Но
Гектор
на
кошку
Неистово
лает
.
Две
бабочки
скрылись
В
высоком
бурьяне
.
А
сколько
взлетело
?
Скажи
это
мне
.
(
А
.
Шахигян
,
Бабочки
)
***
Гусыня
на
ножках
Кривых
ковыляет
,
А
уточка
тож
В
перевалку
шагает
.
Другая
гусыня
(
Их
на
картинке
две
!)
Стоит
,
совсем
как
аист
,
На
одной
ноге
.
А
если
птицы
эти
Все
три
пойдут
к
пруду
,
Сколько
будет
ножек
?
Что
-
то
не
пойму
!
(
А
.
Шахигян
,
Гуси
и
уточка
)
***
У
стены
стоят
кадушки
,
В
каждой
по
одной
лягушке
.
Если
б
было
пять
кадушек
,
Сколько
было
бы
лягушек
?
***
Девять
воробушков
На
ветке
рядком
Весело
чирикали
–
Каждый
о
своём
.
Трактор
проехал
,
Разлетелись
все
:
Шесть
летят
к
деревне
,
А
сколько
в
траве
?
***
Ёжик
шёл
по
лесу
,
шёл
,
На
обед
грибы
нашёл
.
Пять
под
берёзой
,
один
у
осины
.
Сколько
их
будет
в
плетёной
корзине
?
***
Ёж
спросил
ежа
-
соседа
:
«
Ты
откуда
,
непоседа
?»
- «
Запасаюсь
я
к
зиме
.
Видишь
,
яблоки
на
мне
?
Собираю
их
в
лесу
,
Шесть
отнёс
,
одно
несу
».
Призадумался
,
сосед
,
Много
это
или
нет
?
***
Высоко
задравши
нос
,
заяц
шесть
морковок
нёс
!
Спотыкнулся
и
упал
–
две
морковки
потерял
!
Сколько
морковок
у
зайца
осталось
?
(
М
.
Мышковская
)
4.
Зарядка
для
пальчиков
.
***
Вышли
пальчики
гулять
,
А
вторые
–
догонять
.
Третьи
пальчики
бегом
,
А
четвёртые
–
пешком
.
Пятый
пальчик
поскакал
И
в
конце
пути
упал
.
(
Пальцы
рук
сжаты
в
кулачки
.
На
первой
строчке
пальцы
обеих
рук
переставляются
постолу
.
На
второй
строчке
–
указательные
пальцы
имитируют
быстрый
шаг
.
На
третьей
–
средние
пальцы
изображают
бег
.
На
четвёртой
–
безымянные
пальцы
передвигаются
по
столу
,
на
пятой
–
мизинцы
,
а
на
шестой
–
хлопнуть
ладонями
по
столу
).
***
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На
последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).
***
Пальчики
уснули
,
В
кулачок
свернулись
.
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
–
Захотели
поиграть
.
Разбудили
дом
соседей
,
Там
проснулись
шесть
и
семь
,
Восемь
,
девять
,
десять
–
Веселятся
все
.
Но
пора
обратно
всем
:
Десять
,
девять
,
восемь
,
семь
.
Шесть
калачиком
свернулся
,
Пять
зевнул
и
отвернулся
.
Четыре
,
три
,
два
,
один
–
Снова
в
домике
мы
спим
.
(
На
первых
двух
строчках
пальцы
обеих
рук
сжаты
в
кулачки
.
На
третьей
–
разогнуть
пальцы
правой
руки
.
На
четвертой
–
быстро
ими
пошевелить
.
На
пятой
–
постучать
пальцами
правой
руки
о
кулачок
левой
.
На
шестой
и
седьмой
–
разогнуть
пальцы
левой
руки
.
На
восьмой
–
круговые
движения
кистями
рук
.
Далее
загибать
пальцы
сначала
левой
руки
,
а
затем
–
правой
).
5.
Физкультминутки
.
***
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
***
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
***
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
***
Три
медведя
шли
домой
. (
шаги
на
месте
вперевалочку
)
Папа
был
большой
-
большой
, (
поднимают
руки
над
головой
)
Мама
с
ним
–
поменьше
ростом
, (
руки
на
уровне
груди
)
А
сынок
–
малютка
просто
! (
приседают
)
Очень
маленький
он
был
,
С
погремушками
ходил
: (
имитируют
игру
с
погремушками
)
Дзинь
-
дзинь
,
дзинь
-
дзинь
!
***
Один
–
подняться
,
потянуться
.
Два
–
согнуться
,
разогнуться
.
Три
–
в
ладоши
три
хлопка
,
Головою
три
кивка
.
На
четыре
–
руки
шире
.
Пять
–
руками
помахать
.
Шесть
–
на
место
тихо
сесть
6.
Считалки
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам – друг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам обжора не ходи»
Ну-ка, Мишенька, води.
***
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячься лучше! Прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
7. Пословицы и крылатые выражения.
Ноль
.
Сводить
к
нулю
,
свести
к
нулю
(
лишать
всякого
смысла
,
значения
).
Абсолютный
ноль
,
круглый
ноль
(
человек
ничтожный
,
совершенно
бесполезный
в
каком
-
либо
деле
).
Один
.
Один
за
всех
,
все
за
одного
.
Один
в
поле
не
воин
.
Лучше
один
раз
увидеть
,
чем
сто
раз
услышать
.
От
одного
слова
,
да
на
век
ссора
.
Один
раз
солгал
,
на
век
лгуном
остался
.
Одной
рукой
и
узла
не
завяжешь
.
Два
.
Одна
голова
хорошо
,
а
две
лучше
.
За
двумя
зайцами
погонишься
,
ни
одного
не
поймаешь
.
Старый
друг
лучше
новых
двух
.
Два
сапога
–
пара
.
Три
.
Не
узнавай
друга
в
три
дня
,
узнавай
в
три
года
.
Чтобы
научиться
трудолюбию
,
нужно
три
года
,
чтобы
научиться
лени
–
только
три
дня
.
Четыре
.
Без
четырёх
углов
изба
не
рубится
.
Конь
о
четырёх
ногах
,
да
и
то
спотыкается
.
Пять
.
Знать
,
как
свои
пять
пальцев
. (
Знать
очень
хорошо
).
Пятое
колесо
в
телеге
. (
Лишний
,
ненужный
в
каком
-
либо
деле
человек
).
Семь
.
Семеро
с
ложкой
–
один
с
плошкой
.
За
семью
печатями
. (
Скрытое
,
недоступное
пониманию
).
На
седьмом
небе
. (
Высшая
степень
радости
,
счастья
).
Семь
раз
отмерь
,
один
раз
отрежь
.
У
семи
нянек
дитя
без
глазу
.
Семь
пятниц
на
неделе
.
Восемь
.
Весна
да
осень
–
на
дню
погод
восемь
.
Восьмое
чудо
света
.
Девять
.
Девятый
вал
. (
Наивысший
подъём
,
взлёт
)
Десять
.
Дело
десятое
. (
Не
столь
важное
,
несущественное
).
Не
трусливого
десятка
. (
Смелый
человек
).
8.
Скороговорки
.
***
В
один
клин
,
Клим
,
колоти
.
***
Возле
грядки
–
две
лопатки
,
Возле
кадки
–
два
ведра
.
***
Три
сороки
,
три
трещотки
Потеряли
по
три
щетки
:
Три
–
сегодня
,
три
–
вчера
,
три
–
еще
позавчера
.
***
У
четырёх
черепашат
по
четыре
черепашонка
.
***
Опять
пять
ребят
нашли
у
пенька
пять
опят
.
***
Шесть
мышат
в
камыше
шуршат
.
***
Саша
шустро
сушит
сушки
.
Саша
высушил
штук
шесть
.
И
смешно
спешат
старушки
Сушек
Сашиных
поесть
.
***
Используемая
литература
:
1.
Веракса
Н
.
Е
.
и
др
.
От
рождения
до
школы
.
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
.
Издательство
:
Мозаика
-
Синтез
, 2010.
2.
Давайте
поиграем
.
Математические
игры
для
детей
5-6
лет
. -
Под
ред
.
А
.
А
.
Столяра
. -
М
.:
Просвещение
, 1991).
3.
Аникин
В
.
П
.
К
мудрости
ступенька
.
О
русских
песнях
,
сказках
,
пословицах
,
загадках
,
народном
языке
:
Очерки
. -
М
.:
Дет
.
лит
.,
1988.
4.
Михайлова
,
З
.
А
.
Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников
. –
М
.:
Просвещение
, 1985.
5.
Михайлова
3.
А
.,
Носова
E.
Д
.,
Столяр
А
.
А
.,
Полякова
М
.
Н
.,
Вербенец
А
.
М
.:
Теории
и
технологии
математического
развития
детей
дошкольного
возраста
. «
Детство
-
пресс
»//
СПб
, 2008.
6.
Федлер
М
. "
Математика
уже
в
детском
саду
". -
М
.:
Просвещение
1981
г
.
7.
Илларионова
,
Ю
.
Г
.
Учите
детей
отгадывать
загадки
/
Ю
.
Г
.
Илларионова
. –
М
.:
Просвещение
, 1985.