Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №67"
Населённый пункт: Город Уссурийск УГО
Наименование материала: интегрированное занятие по экологии
Тема: "Рыбки – путешественники"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по экологии в средней группе
«Рыбки – путешественники»
Цель:
создать условия для ознакомления детей с дальневосточным лососем.
Задачи:
познакомить воспитанников с образом жизни дальневосточного
лосося; активизировать внимание и память детей; развивать интерес к
жителям водной среды обитания, умение ориентироваться в пространстве,
эмоционально – чувственную сферу ребенка.
Оборудование:
карточки с загадками, карточки к игре «Появление рыбки
на свет», иллюстрации горной речки, озера, моря.
Педагог: Летним днем на отмели резвятся, играют в догонялки маленькие
рыбешки. Вода на отмели прозрачная, прогретая до самого дна. Привольно
чувствуют себя рыбки в подводном мире, вода их родная стихия!
Волны и кораллы,
И песок морской
Для рыбешек малых –
Милый дом родной!
Вспомните, каких животных мы называем рыбами. Предлагаю карточки с
изображением частей тела рыбки, птички, животного. Нужно найти карточку,
которая относится к классу Рыбы.
Педагог: Рыбы – позвоночные животные, у них вдоль тела проходит
позвоночник, состоящий из отдельных костей. А что еще есть у рыбы?
Ответы детей.
Педагог: Правильно: у нее гладкое обтекаемое тело, голова, туловище,
гибкий хвост и плавники, они помогают рыбкам управлять движением. А еще
есть специальное приспособление для дыхания – жабры, вода проходит
через них и обогащает кровь рыбок кислородом. Тело рыбки покрыто
чешуей, если ее рассмотреть, то можно увидеть колечки, по ним определяют
возраст рыбы.
Давайте сыграем в дидактическую игру «Появление рыбки на свет»:
предлагаю выложить карточки в определенном порядке: икринка, малек,
молодая рыбка, взрослая рыбка.
Педагог: Как вы думаете, превращение икринки во взрослую жизнь
происходит быстро или нет?
Ответы детей.
Педагог: Иногда рыбке приходится преодолевать большие расстояния, чтобы
отложить икру, вот они рыбки – путешественники: кижуч, кета, горбуша,
нерка, сима и чавыча. А куда же поплыли наши рыбки – путешественники?
Ответы детей.
Педагог: Путешествуя, они совершают настоящие чудеса, преодолевая
плотины, штурмуя водопады. Чтобы справиться с препятствиями, они
подскакивают в воздух на высоту до трех метров. Настоящие спортсмены –
прыгуны. Знаете, что заставляет их совершать странствия, выполнять такие
трюки?
Ответы детей.
Педагог: Рождаясь в реке, по глухим ручьям и речкам лососи скатываются
мальками в море и превращаются там во взрослых рыб. Не все лососи
вернутся в речку или ручеек, где они родились, часто они идут на нерест в
другие соседние реки, где после икрометания и погибают. «Круг жизни»: от
икринки к мальку, от малька до взрослой рыбы, которая откладывает икру, а
сама гибнет. Большая часть лососей не возвращается в море. Давайте
попробуем превратиться в лососей и преодолеть несколько препятствий,
которые встречаются у молодых лососей.
Малоподвижная игра «Путешествие лосося»
Цель игры: пройти весь путь и вернуться в нерестилище( место , где
откладывается икра). Подвести детей к выводу, что путь лосося к
нерестилищу очень сложен.
Место игры делиться на «реку» и «океан». Из реки «молодые лососи»
плывут в океан, «взрослые лососи» из океана плывут на нерест. «Лососи»
плывут навстречу друг другу, на пути их подстерегают хищные рыбы,
водопады, заломы на реке. Победившим игрокам – лососям аплодируют все
участники игры. Эти рыбы – путешественники сумели проделать нелегкий
путь. Можно повторить игру еще раз.
Педагог: Мы не можем помочь лососям в их важном деле, но самое главное
для нас не мешать им, не чинить препятствия в их путешествии. Давайте
нарисуем страничку из жизни лосося и устроим выставку «Рыбки –
путешественники».
В океане эта рыбка
Атлантическом живёт,
Плавать в речке любит шибко,
Когда нерест её ждёт,
Поднимается упорно,
Вверх быстрей стремясь дойти,
Бьёт хвостом она проворно,
Заводь чтоб себе найти,
В этой заводи лососи
Строят гнёзда из камней
Чтоб икринки в них забросить,
Отметать икру скорей,
А потом река их сносит
По течению без сил,
Снова вниз плывут лососи,
К океану, что им мил,
В речке будут жить малёчки,
Те, что выйдут из икры,
Года три в воде проточной,
А, как станут все шустры,
С ледоходом вниз весною
К океану уплывут
И компанией большою
Новый дом себе найдут.