"Сохранение физического и психологического здоровья младших школьников"
Автор: Фадеева Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 Населённый пункт: ЗАТО Углегорск, Амурская область Наименование материала: Статья Тема: "Сохранение физического и психологического здоровья младших школьников" Раздел: начальное образование
Е.А. Фадеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №7 ЗАТО Углегорск
Сохранение физического и психологического здоровья младших школьников
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля .
Артур Шопенгауэр
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек
Что увидят эти точки
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки увезут его ?
Как он будет жить на свете ?
Мы за это не в ответе ,
Мы его нарисовали
Только и всего …
( из детской песенки)
Только и всего? Если бы всё было так просто! Но настоящему художнику
не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог –
тот
же
художник.
Только
в
отличие
от
художника
из
отдельных
мазков
которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога
1
Фадеева Е.А.
ложится не на мёртвое полотно, а на живую, трепетную душу , а его творения
–
сама
история.
Ведь
все
без
исключения
люди
участвуют
в
созидании
истории , а через руки педагога проходят тысячи судеб . Поистине можно
сказать , что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с
вечностью .
Ведущая
педагогическая
идея
опыта-создание
на
уроке
условий,
способствующих
сохранению
психического
и
физического
здоровья
обучающегося,
уменьшение
утомляемости,
улучшение
настроения
и
повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие
интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.
Составляющие здоровья
*физическое здоровье;
*психологическое здоровье;
*нравственное здоровье;
*социальное здоровье.
Проблемы здоровья
*25-30 % уже с заболеваниями;
*за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Рост заболеваний
*близорукость детей с 3,9 % до 12,3 %;
*нервно-психические расстройства с 5,6 до 16,4 %;
*нарушение осанки с 1,9 до 16,8 %.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
04 февраля 2010 г.
Пр-271
Пять пунктов президентской инициативы
2
Фадеева Е.А.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их
физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи
появится
привычка
к
занятиям
спортом,
будут
решены
и
такие
острые
проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Основные задачи:
*подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире
через обновление содержания образования.
*формирование
здоровьесберегающего
пространства
школы,
приоритет
здорового образа жизни для каждого ребенка.
*повышение качества образования и воспитания посредством использования
современных педагогических технологий, программ, достижений науки и
практики
*создание благоприятного психологического климата с целью обеспечения
комфортных условий жизнедеятельности воспитанников
*укрепление материально-технической базы школы.
*создание
системы
поддержки
талантливых
детей,
их
сопровождения
в
течение всего периода обучения в школе.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей, особенно
младших
школьников,
имеет
исключительное
значение
для
современной
общеобразовательной
школы.
Установление
гармоничной
связи
между
обучением
и
здоровьем
обеспечивает
качественный
сдвиг
в
сторону
повышения эффективности учебного процесса. При этом ответственность за
поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический
коллектив, администрация школы, родители и школьный психолог.
3
Фадеева Е.А.
Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее
перспективный
участок
воздействия
на
формирование
поведенческих
установок детей в области здорового образа жизни.
Согласно
ВОЗ,
здоровье
–
это
комплекс
физического,
психического
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических
дефектов. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения наряду с
определением
понятия
«здоровье»
предлагает
определение
понятия
«психическое
здоровье»,
подразумевающее
отсутствие
выраженных
психических расстройств и наличие определенного ресурса, позволяющего
преодолевать неожиданные стрессы и затруднения.
А сейчас я предлагаю рассмотреть основные школьные факторы, негативно
воздействующие на физическое и психологическое здоровье учащихся.
*перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
*несовершенство учебных программ и технологий;
*авторитарный стиль преподавания;
*неправильное питание учащихся;
*недостаточное финансирование школы...
Я думаю, что вы слышали известную педагогическую присказку, что для
дошкольника главное лицо - мама, для младшего школьника - учитель, для
подростка -сверстники. И оттого, как ребенок воспринимает главное лицо, во
многом зависит его психологическое здоровье.
Известно, что "слово лечит, слово и калечит". Умело и вовремя сказанными
словами
можно
усиливать
познавательную
деятельность
человека,
формировать
и
корректировать
его
нравственное
развитие,
снимать
утомление, нервно-эмоциональное напряжение.
Эмоциональное благополучие, чувство успешной деятельности становится
решающим условием душевного здоровья школьников, исключает появление
тревожности, невротических отклонений, формирует активную жизненную
позицию.
4
Фадеева Е.А.
При изучении, например, адаптации учащихся первых классов к школе было
выяснено, что личность учителя имеет большее значение, чем организация
режима
дня,
чередование
уроков,
учебная
нагрузка
и
другие
психогигиенические
факторы.
Искусство
улыбки,
интонация
голоса,
поощрение
взглядом,
проявление
толерантности
–
это
все
слагаемые
психотерапевтического
воздействия
на
ученика.
Давно
доказано,
что
эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся
в
нем
информация.
Стиль
педагога
с
учеником
формирует
самооценку
школьника и его самосознание, что отражается на здоровье.
-
А
вот
требовательный,
суровый,
резкий
учитель
воспринимается
учащимися как злой и сердитый. Верно выбрать тональность общения с
ребенком, правильную тактику индивидуального подхода к нему - задача
каждого взрослого.
Одним
из
самых
травматичных
факторов,
оказывающих
влияние
на
ухудшение
здоровья
школьников,
является
общая
стрессогенная
система
организации образовательного процесса.
Перед собой я ставлю цель
создание
условий
физического,
психического
и
социального
комфорта,
способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Задачи
*сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни;
* формировать у детей, родителей ответственного отношения к собственному
здоровью;
*проводить профилактику вредных привычек
*укреплять физическое и психологическое здоровье учащихся
* вести пропаганду активного здорового образа жизни
Принципы здоровьесбережения
5
Фадеева Е.А.
*«не навреди!»
*непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю,
а каждый день и на каждом уроке и занятии.
*субъект-субъектные взаимоотношения .
*соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям учащихся.
*успех
порождает
успех -акцент
делается
только
на
хорошее;
в
любом
поступке,
действии
сначала
выделяют
положительное,
а
только
потом
отмечают недостатки.
*активность —
активное
включение,
а
любой
процесс
снижает
риск
переутомления.
*ответственность
за
свое
здоровье -
у
каждого
ребенка
надо
стараться
сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует
свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Условия реализации оздоровительной работы в начальной школе
*строгое
соблюдение
режима
школьных
занятий
(продолжительность
уроков, учебного дня, перемен, каникул);
*правильная
организация
урока
(построение
урока
с
учетом
динамики
работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и
др.);
*обязательное
выполнение
гигиенических
требований,
предъявляемых
к
учебным
предметам
(
световой,
звуковой,
воздушный
режим,
цветовое
оформление).
Технологии сохранения и стимулирования здоровья на занятиях*применение
цветового
воздействия
с
целью:
активизировать
деятельность
головного
мозга, внимание, память; возбудить нейронные связи, которые принимают
участие в интеллектуальных процессах.
*подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую
модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).
6
Фадеева Е.А.
*организация обучения в режиме «динамических поз». Рациональная смена
видов деятельности.
*гимнастика для глаз с целью профилактики зрительного переутомления
обучающихся.
*физкультминутки
*хороший психологический климат на уроке. Включение оздоровительного
компонента в содержание учебных предметов.
*мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья обучающихся
Хороший психологический климат на уроке и мероприятиях
*комфортное начало и конец урока:
*использовать положительные установки на успех ( «Я смогу», «У меня все
получится» и др.)
*уметь
настроить
себя
и
других
на
положительную
волну
(
«Улыбнись
другу», «Улыбнись самому себе»).
*похвала,
(«Ты
молодец,
умничка!»,
«Горжусь
вами!»,
«Вы
мне
очень
помогли»… )
Физкультминутки
*динамические (упражнения по формированию осанки; укреплению зрения;
укреплению
мышц
рук;
отдых
позвоночника;
упражнения
для
ног;
потягивание;)
*дыхательные
(упражнения,
направленные
на
выработку
рационального
дыхания).
*ритмические(танцевальные, с прихлопами, с притопами и так далее, кот
орые снимают общую усталость).
*психологические(физминутки, которые помимо игровой функции направ
лены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления).
*самомассаж.
Гимнастика для глаз
7
Фадеева Е.А.
*для улучшения аккомодации (способность глаз менять фокусное расстояние
за счёт сокращения и расслабления
*для укрепления мышц;
*для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости;
*гимнастика в стихах.
Цветотерапия
Красный цвет
влияет на физическое состояние
(красный и оранжевый –
активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы
жизнедеятельности)
Жёлтый - на умственное, (это цвет хорошего настроения, под его
воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача)
Голубой – влияет на эмоции.
Зелёный
–
создаёт
чувство
лёгкости
и
успокоенности;
помогает
сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или
компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него).
Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при
рассеянности.
Музотерапия
использование
музыки
как
оформления
фона
занятий
и
сопровождения
моментов урока.
музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции
организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие.
Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия,
способствующего
развитию
процессов
торможения)
действием
и
нормализует функции сердечно-сосудистой системы.
Ритмичная
музыка
вызывает
повышение
тонуса
скелетной
мускулатуры
оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и
систем.
8
Фадеева Е.А.
Мажорные мелодии придают
человеку
бодрость, улучшают самочувствие,
психоэмоциональное состояние.
Арт-терапия-коррекция через творчество
*рисование на полях тетради символа дня, лепка, рисование, вышивание;
*используются
в
качестве
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий для снятия напряжения.
*рисование ниткой.
Технология личностно-ориентированного обучения
*поддерживаю индивидуальность ребенка;
*предоставляю
каждому
ученику
возможность
работать
в
присущем
ему
темпе;
*даю право выбора деятельности;
*создаю возможности для реализации творческих способностей;
*использую демократический стиль взаимоотношений.
Игровые технологии
Направление игровой технологии:
*развитие внимания;
*развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
*развитие произвольных движений и самоконтроля;
*развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
*развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения
*происходит активизация учащихся в процессе усвоения новых знаний.
(проблемно-поисковый, исследовательский методы).
Какими же мы хотим их видеть, наших учеников?
Результаты сохранения физического и психологического здоровья в моём
классе за два года увеличился
*индекс здоровья на 7%
9
Фадеева Е.А.
*
уровень физической подготовленности на 4%
*
показатели учебной мотивации 5%
Показатели уровня тревожности уменьшился на 8%
Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную,
наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна.
Ведь дальше в ней, на мой взгляд, даётся прекрасный ответ на вопрос: просто
надо
быть
правдивым,
благородным,
справедливым,
умным,
честным,
сильным,
добрым. Благоприятный
психологический
климат,
нравственная
атмосфера,
сознательное,
ответственное
и
конструктивное
родительское
поведение
есть
важнейшие
факторы
сохранения
физического
и
психологического здоровья детей.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно
развитый
человек
счастлив:
он
отлично
себя
чувствует,
получает
удовлетворение от учёбы и работы, стремится к самосовершенствованию,
достигая
неувядающей
молодости
и
красоты.
Целостность,
гармония
человеческой
личности
проявляются,
прежде
всего,
во
взаимосвязи
и
взаимодействии
психических
и
физических
сил
организма.
Активный
и
здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную
деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы должны «
создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в
настоящее время есть различные пути и возможности.
Роль учителя в соответствии с ФГОС.
Сегодня
меняется
позиция
учителя
на
уроке.
Педагог
выступает
в
роли
организатора
учебного
процесса.
Он
должен
способствовать
созданию
комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать
условия
для
выбора
деятельности
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха
для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация,
10
Фадеева Е.А.
снизится тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, зачастую
приводят
к
серьёзным
заболеваниям.
Невозможна
организация
здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя.
Не умирайте, пока живы.
Поверьте, беды все уйдут.
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый.
- Будьте здоровы и научитесь чувствовать себя и управлять собой!
Библиографический список:
В.В.
Ветрова «Уроки
психологического
здоровья». Москва
2001
год.
Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности
ребёнка младшего школьного возраста.
Н.Ф.Дик. «Начальная школа от А до Я». Практическое руководство для
учителя. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.
Т.М.Жирова.
«Твоя
жизнь
-
твой
выбор».
Развитие
ценностей
здорового
образа
жизни
школьников. Психолого-педагогические
рекомендации
для
преподавателей и родителей. Москва «Глобус» 2007 год.
В.И.
Ковалько.
«Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе.»
Принципы,
средства
и
методы.
Программа
здорового
образа
жизни.
Физкультминутки от А до Я. Москва «ВАКО» 2004 год.
Я.Л.
Коломинский.
«Психология
детского
коллектива.
Система
личных
взаимоотношений». Минск «Народная асвета» 1984 год.
11
Фадеева Е.А.
Приложение к опыту.
Упражнение “Звуковая гимнастика” (для педагогов)
Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем
приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное,
расслабленное
состояние;
выполняется
стоя,
с
выпрямленной
спиной.
Сначала
делаем
глубокий
вдох
носом,
а
на
выдохе
громко
и
энергично
произносим звук 3 раза.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Упражнение «Буратино»: сидя на стуле, лепим красивый нос для Буратино
(дети, поглаживают себя по носу, как бы вылепливая его). Буратино «рисует»
носом солнышко, морковку, домик в воздухе. При этом у детей появляется
радостное
ощущение
от
медленных
и
плавных
движений
шеи.
Это
упражнение
даёт
терапевтический
эффект
для
шейного
отдела
позвоночника.
Упражнение «Моем ручки»: сильно трём ладошки до ощущения сильного
тепла,
фалангами
пальцев
одной
руки
трём
по
ногтям другой.
Это
упражнение
оказывает
воздействие
на
внутренние
органы, создаёт
ощущение лёгкости и радости внутри организма.
Упражнение
«Лебединая
шея»: поглаживаем
шею
от
грудного
отдела
к
подбородку.
Вытягиваем
шею,
похлопывая
по
подбородку.
Поглаживаем
12
Фадеева Е.А.
область
грудной
клетки
со
словами
«Я
милая,
чудесная,
прекрасная»
(воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
«Птица перед полётом»: это упражнение учит детей напрягать и расслаблять
мышцы спины (описано в приложении).
К компенсаторно – нейтрализующему приему относится также, проводимая
мною,
психогимнастика,
дыхательная
и
звуковая
гимнастика
в
игровой
форме. Например «Остров плакс»: путешественник попал на волшебный
остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого,
но
дети-плаксы
продолжают
реветь
(учитель
выполняет роль
путешественника, а дети плакс). У плакс головы должны быть подняты,
брови сведены, уголки губ опушены, делают всхлипывания вдох без выдоха
три минуты. Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови
кислородом.
Детям
очень
нравятся
упражнения
методики
«Гимнастика
мозга».
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствия
упражнения.
Они
помогают
учащимся
любого
возраста
раскрывать
те
возможности, которые заложены в нашем теле.
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Дети не любят писать, читать ,а любят целыми днями смотреть телевизор? С
помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учёбе. Движения,
пересекающие среднюю линию тела, помогают использовать оба полушария
гармонично
и
делать
их
«перекрестную»
работу
лучше.
Движение
«Перекрёсток»:
прыгайте
так,
чтобы
в такт
движениям
правой
ноги
двигалась
левая
рука.
«Ленивые
восьмёрки»: начертить
карандашом
в
воздухе знак бесконечности поочерёдно каждой рукой, а потом правой и
левой
одновременно.
Таких
движений
очень
много
и
они,
несомненно,
благоприятно влияют на наш мозг.
13
Фадеева Е.А.