Автор: Сыстерова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 230
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: "Развитие речевой активности детей"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Цель: развитие речевой активности детей
Задачи:
1.
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, составлять
связный рассказ с опорой на мнемотаблицу
2.
развивать мышление, память, внимание, связную речь
3.
воспитывать интерес к родному языку
Оборудование: мнемотаблица с временем года «Зима», заячьи следы,
изображения птиц (снегири), ель, белка (игрушка)
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и
иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на
прогулках.
Словарная работа:
обогащать речь прилагательными, обозначающие признаки;
расширить словарь признаков по теме: «Зима».
закреплять умение сопоставлять явления по временным и
качественным признакам.
Ход занятия:
1.
Дети становятся в круг (проводится игра «Назови себя ласково»)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу в детский сад и в
кормушке, где мы кормили птичек, увидела вот этот конверт (показать
конверт). Поинтересовалась, кому он адресован: «Детский сад, группа
«Пчёлка», от лесных жителей. Хотите узнать, что пишут нам лесные
жители? (ответы детей)
Воспитатель: Вот что они пишут: « Дорогие ребята! Приглашаем вас в
путешествие по зимнему лесу. У нас очень красиво зимой , подышите
чистым свежим воздухом. Ждём вас! Лесные жители
Воспитатель: Ребята, вы принимаете это приглашение? (да)
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать?
( ответы детей)
Воспитатель: Что такое путешествие? (Ехать на речку, в другой город…)
Воспитатель: На чём можно путешествовать? (На поезде, на лыжах, пешком,
на лодке, на машине, ковре-самолёте…)
Воспитатель: Куда и на чём вы путешествовали? (На машине на Алтай, на
лодке по реке, на лыжах по лесу…)
Воспитатель: На чём можно путешествовать по зимнему лесу? (На лыжах,
на санях, на снегоходе…)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы отправимся на лыжах
Воспитатель: А сейчас какое время года (Зима) Почему вы так думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, надели лыжи и теперь можно
отправиться в путешествие.
Воспитатель: Приехали мы в лес. Чтобы не заблудиться в лесу, пойдёмте все
друг за другом, след в след.
Воспитатель: Как здесь красиво! А какой здесь свежий, морозный воздух!
Давайте подышим свежим воздухом. Вдохнём и при выдохе скажем:
«Морозно!»
Перед нами тропинка из снежинок.
Воспитатель: Начнём наше путешествие. Идёте все за мной по тропинке
след в след по хрустящему снегу.
Воспитатель: Как он хрустит? (Хруст – хруст – хруст)
Воспитатель: Давайте все вместе скажем хруст – хруст… (Дети повторяют)
Воспитатель: Какой ещё бывает снег? (Белый, холодный, пушистый,
блестящий, мягкий…)
Подойти к ёлке со снегирями.
Воспитатель: А это кто там сидит на ёлочке? (Снегири) Сколько их?
( ответы детей)
Воспитатель: Да не один, а их несколько. Как по-другому назвать несколько
снегирей? (Стайка снегирей)
Воспитатель: Верно, стайка снегирей.
Воспитатель: Посмотрите, какие у них грудки? (Красные)
Воспитатель: Правильно, красные, как яблоки. Как можно по-другому
назвать снегирей? (Красногрудые)
Воспитатель: Верно, красногрудые. Повторите Артём, Саша, Дима (дети
повторяют)
Подойти к берлоге
Воспитатель: Это что за бугорок? Тише-тише. Здесь кто-то есть. Кто же это
спит здесь? (Медведь спит)
Воспитатель: Правильно, это домик медведя. А как ещё можно сказать по-
другому? (Медвежья берлога)
Воспитатель: Молодец, Саша. Правильно сказал. Домик медведя по-другому
называется медвежья берлога. Повтори Полина, Лера (дети повторяют)
Подойти к следам зайца
Воспитатель: Посмотрите, здесь следы чьи-то. Как вы думаете, чьи это
могут быть следы? (Волка, лисы… Наверно зайца)
Воспитатель: Верно, это следы зайца. Как можно сказать по-другому про
следы зайца? (Это заичьи следы)
Воспитатель: Правильно, про следы зайца можно сказать, что это заячьи
следы (идём дальше. Загадываю загадку)
Подойти к сосне с дуплом белки, от куда падает шишка.
Воспитатель: Я видела, кто-то в нас шишку бросил. Кто с высоких, толстых
сосен в ребятишек шишку бросил? Как вы думаете, кто это мог быть? (Это
белка)
Воспитатель: Да вот же она, посмотрите! (видим дупло с белкой)
Воспитатель: Где белка живёт? (Белка живёт на сосне, в дупле)
Воспитатель: Что запасает на зиму белка? (Она запасает на зиму грибы,
орехи, ягоды)
Воспитатель: Как по-другому можно назвать дупло белки (Дупло белки –
беличье дупло)
Воспитатель: Вы, ребята, наверно устали? Давайте сядем на поваленное
дерево, отдохнём и поиграем в игру «Доскажи словечко». Сначала стряхнём с
поваленного дерева снег. (Стряхивают)
Воспитатель: Теперь слушайте: я буду читать стихотворение, а вы будете
добавлять подходящие слова:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые… (снежинки)
На посёлки, на лужок
Всё снижается…(снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в…(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка…(снегурка)
На снегу-то посмотри? –
С красной грудкой…(снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…(снег)
Воспитатель: На какое слово похожи слова, которые вы добавляли? (Все
слова похожи на слово «снег»)
Воспитатель: Правильно, ребята, все слова, которые вы добавляли похожие
на слово «снег».
Воспитатель: Поиграли, подышали свежим воздухом, посмотрели, как
живётся лесным жителям зимой. В следующий раз ещё куда-нибудь
отправимся в путешествие. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Проходите, садитесь на
стульчики (сели полукругом)
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, что мы видели в лесу, когда
путешествовали? (с помощью воспитателя дети вспоминают, что и кого они
видели в лесу)
Воспитатель: А теперь про то, что мы видели, составим все вместе рассказ.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какой рассказ я составила.
( Акцентировать внимание детей на название рассказа)
Затем, предлагается желающим составить рассказ по таблице ( выслушать
рассказ 1-2 детей)
Подведение итогов:
- Ребята, вам понравилось занятие? Чем понравилось заниматься больше
всего? За что бы вы себя сегодня похвалили?
Большое спасибо за работу!