Автор: Сотонина Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Орлова
Населённый пункт: город Орлов, Кировской области
Наименование материала: " В сотрудничестве с природой"
Тема: Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирования экологического сознания детей дошкольного возраста.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков
и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься.
Но
в
веке
современных
технологий,
ребенок
много
времени
проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать
красоту
вокруг
себя,
становится
более
агрессивным.
Его
восприятие
становится поверхностным.
Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя
мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в
карман
или
коробку
жука,
чтобы
отнести
его
домой,
не
задумываясь
о
последствиях.
Поэтому
экологическое
воспитание
и
образование
детей
–
чрезвычайно
актуальная
проблема
настоящего
времени:
только
экологическое
мировоззрение
и
экологическая
культура
ныне
живущих
людей
могут
вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится
сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и
длительный
процесс,
поэтому
целью
экологического
воспитания
должно
стать
формирование
человека
нового
типа
с
новым
экологическим
мышлением,
способным
осознавать
последствия
своих
действий
по
отношению
к
окружающей
среде
и
умеющего
жить
в
относительной
гармонии
с
природой.
Наиболее
эффективный
способ
реализации
задач
экологического образования – это организация проектной деятельности. С
целью
воспитать
социально
активною
личность,
способную
понимать
и
любить окружающую природу и бережно относиться к ней я создала проект
«Маленькие защитники природы».
Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие
форм
и
методов
работы
по
экологическому
воспитанию.
Таких
как
нетрадиционные формы занятий, исследовательская деятельность, сочинение
сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об
этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок,
стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.
Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется
возрастными
особенностями
дошкольников.
Я
считаю,
что
обучение
рисованию,
начинается
с
воспитания
умения
видеть
в
обыкновенном
-
необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то,
что
иной
даже
не
заметит
и
не
заподозрит.
Основа
индивидуального
художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами
или
красками
требует
от
ребенка
высокого
уровня
владения
техникой,
сформированных навыков, знания приемов работы как с красками, так и
приемов
рисования.
Несмотря
на
усилия,
рисунок
получает ся
непривлекательным.
Если
показать
ребенку,
как
нарисовать
дерево,
дом,
листья и т. д., он непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет
ваш домик и ваше дерево. Такой способ тормозит ребенка. А недостаток
владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.
Исходя из вышсказанного, можно определить цель педагогической
деятельности - проектная деятельность как средство формирования
экологического сознания детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
-
создавать
широкие
возможности
для
накопления
сенсорного
опыта,
обогащение чувственных впечатлений ребенка;
- помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в
окружающем мире;
- побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- научить замечать необыкновенное в обыкновенном;
- сопровождать чувственное познание словом;
- развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме,
цвету, строению, запаху.
Эти задачи возможно осуществить через создание следующих условий:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов,
материалов, средств воплощения художественного замысла;
- поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;
В своей работе можно использовать рекомендации Р. М. Чумичевой, которая
говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало
у
него
эмоционально-душевный
отклик,
как-то
его
восхитило,
удивило.
Этому
во
многом
способствуем
мы,
взрослые.
Если
мы
испытываем
подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается
ребенку».
С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как
само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед
ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с
объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать
внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка
сочувственное
отношение
к
представителям
растительного
и
животного
мира.
Осуществить
это
можно
только
в
процессе
интеграции
всех
образовательных областей.
С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали,
В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг»,
«Ребята
и
утята»
дети
в
процессе
размышления
сами
начинают
делать
выводы.
Приобщая
ребенка
к
природе,
мы
способствуем
формированию
человеческих ценностей:
1.
Познавательных,
когда
ребенок
начинает
чувствовать
с ебя
первооткрывателем, экспериментирует.
2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу,
сохранять и умножать ее по мере своих сил.
3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко
всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы
помочь ребенку сформировать доброе, ласковое, нежное чувство – чувство
любви к живому в своей работе можно использовать такие приемы:
- дать возможность полного восприятия природного объекта, отметить цвет,
запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;
- вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;
- разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой,
наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму
поступку ребенка. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя
своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил! »;
- вводить в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать
о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;
-
отождествлять
природный
объект
с
человеком.
Например,
травушка-
муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;
- вводить элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил
листочек);
- не допускать в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.
Работа
с
детьми
строилась
на
поддержании
интереса
к
исследуемой
проблеме, их любознательности.
Работа над проектом может быть осуществлена в полном объеме только при
вовлечении в нее родителей. Поэтому я организовала экологические акции
«Чтоб красивым был наш сад – я цветы дарить вам рад», «Каждому скворцу
по
дворцу»,
субботники
«Сделаем
наш
сад
чистым
и
красивым»
и
др.,
проводила развлечения « В гости к божьей коровки», «Люби и знай родной
наш край», экологические праздники «В поисках волшебной книги», «Как
дети
землю
спасали»,
в
группе
оформлен
стенд
«Защити
природу»,
проводила
тематические
родительские
собрания.
Таким
образом,
как
показывает опыт, большинство родителей с желанием оказывают помощь,
исследуя
выбранную
проблему
вместе
с
детьми,
это
делает
работу
над
проектом более плодотворной и качественной.
Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформированы
умения и навыки по уходу за растениями и животными; дети умеют видеть
взаимосвязь явлений в природе, делают выводы; учатся
ценить красоту
природы родного края, берегут её.