Напоминание

Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста


Автор: Сотонина Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Орлова
Населённый пункт: город Орлов, Кировской области
Наименование материала: " В сотрудничестве с природой"
Тема: Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирования экологического сознания детей дошкольного возраста.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков

и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,

задуматься.

Но

в

веке

современных

технологий,

ребенок

много

времени

проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать

красоту

вокруг

себя,

становится

более

агрессивным.

Его

восприятие

становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя

мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в

карман

или

коробку

жука,

чтобы

отнести

его

домой,

не

задумываясь

о

последствиях.

Поэтому

экологическое

воспитание

и

образование

детей

чрезвычайно

актуальная

проблема

настоящего

времени:

только

экологическое

мировоззрение

и

экологическая

культура

ныне

живущих

людей

могут

вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится

сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и

длительный

процесс,

поэтому

целью

экологического

воспитания

должно

стать

формирование

человека

нового

типа

с

новым

экологическим

мышлением,

способным

осознавать

последствия

своих

действий

по

отношению

к

окружающей

среде

и

умеющего

жить

в

относительной

гармонии

с

природой.

Наиболее

эффективный

способ

реализации

задач

экологического образования – это организация проектной деятельности. С

целью

воспитать

социально

активною

личность,

способную

понимать

и

любить окружающую природу и бережно относиться к ней я создала проект

«Маленькие защитники природы».

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие

форм

и

методов

работы

по

экологическому

воспитанию.

Таких

как

нетрадиционные формы занятий, исследовательская деятельность, сочинение

сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об

этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок,

стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется

возрастными

особенностями

дошкольников.

Я

считаю,

что

обучение

рисованию,

начинается

с

воспитания

умения

видеть

в

обыкновенном

-

необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то,

что

иной

даже

не

заметит

и

не

заподозрит.

Основа

индивидуального

художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами

или

красками

требует

от

ребенка

высокого

уровня

владения

техникой,

сформированных навыков, знания приемов работы как с красками, так и

приемов

рисования.

Несмотря

на

усилия,

рисунок

получает ся

непривлекательным.

Если

показать

ребенку,

как

нарисовать

дерево,

дом,

листья и т. д., он непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет

ваш домик и ваше дерево. Такой способ тормозит ребенка. А недостаток

владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из вышсказанного, можно определить цель педагогической

деятельности - проектная деятельность как средство формирования

экологического сознания детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

-

создавать

широкие

возможности

для

накопления

сенсорного

опыта,

обогащение чувственных впечатлений ребенка;

- помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в

окружающем мире;

- побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

- научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

- сопровождать чувственное познание словом;

- развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме,

цвету, строению, запаху.

Эти задачи возможно осуществить через создание следующих условий:

- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

- организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов,

материалов, средств воплощения художественного замысла;

- поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе можно использовать рекомендации Р. М. Чумичевой, которая

говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало

у

него

эмоционально-душевный

отклик,

как-то

его

восхитило,

удивило.

Этому

во

многом

способствуем

мы,

взрослые.

Если

мы

испытываем

подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается

ребенку».

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как

само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед

ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с

объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать

внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка

сочувственное

отношение

к

представителям

растительного

и

животного

мира.

Осуществить

это

можно

только

в

процессе

интеграции

всех

образовательных областей.

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали,

В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг»,

«Ребята

и

утята»

дети

в

процессе

размышления

сами

начинают

делать

выводы.

Приобщая

ребенка

к

природе,

мы

способствуем

формированию

человеческих ценностей:

1.

Познавательных,

когда

ребенок

начинает

чувствовать

с ебя

первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу,

сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко

всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы

помочь ребенку сформировать доброе, ласковое, нежное чувство – чувство

любви к живому в своей работе можно использовать такие приемы:

- дать возможность полного восприятия природного объекта, отметить цвет,

запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

- вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

- разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой,

наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму

поступку ребенка. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя

своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил! »;

- вводить в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать

о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;

-

отождествлять

природный

объект

с

человеком.

Например,

травушка-

муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

- вводить элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил

листочек);

- не допускать в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Работа

с

детьми

строилась

на

поддержании

интереса

к

исследуемой

проблеме, их любознательности.

Работа над проектом может быть осуществлена в полном объеме только при

вовлечении в нее родителей. Поэтому я организовала экологические акции

«Чтоб красивым был наш сад – я цветы дарить вам рад», «Каждому скворцу

по

дворцу»,

субботники

«Сделаем

наш

сад

чистым

и

красивым»

и

др.,

проводила развлечения « В гости к божьей коровки», «Люби и знай родной

наш край», экологические праздники «В поисках волшебной книги», «Как

дети

землю

спасали»,

в

группе

оформлен

стенд

«Защити

природу»,

проводила

тематические

родительские

собрания.

Таким

образом,

как

показывает опыт, большинство родителей с желанием оказывают помощь,

исследуя

выбранную

проблему

вместе

с

детьми,

это

делает

работу

над

проектом более плодотворной и качественной.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформированы

умения и навыки по уходу за растениями и животными; дети умеют видеть

взаимосвязь явлений в природе, делают выводы; учатся

ценить красоту

природы родного края, берегут её.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!