Напоминание

Технология использования ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях в МДОУ


Автор: Амелина Марина Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ – Д⁄С № 51 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Клин, Московская область
Наименование материала: технология
Тема: Технология использования ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях в МДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Амелина Марина Владимировна

Музыкальный руководитель

г. Клин, Московской области

Технология использования ритмических движений и

пластического интонирования на музыкальных

занятиях в МДОУ

2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

История танца…………………………………………………………………….3

Технология

использования

ритмических

движений

и

пластического

интонирования на музыкальных занятиях……………………………………...5

Определение «технологии», «пластического интонирования»……………….6

Принципы обучения музыкально-ритмическим движениям………………….6

Методы обучения музыкально-ритмическим движениям…………………….10

Обзор

программы

по

ритмической

пластике

«Ритмическая

мозаика»

А.И.Бурениной…………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………….17

2

Введение

Дошкольный

возраст

один

из

наиболее

важных

и

ответственных

периодов

в

жизни

человека.

В

данный

период

закладываются

основы

здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития

ребенка, формируется личность человека.

В

последнее

время

в

дошкольных

учреждениях

все

чаще

стали

применять

нетрадиционные

средства

физического

воспитания

детей.

Наиболее популярной стала ритмическая гимнастика.

На

заре

своей

истории

человеческое

общество

открыло

способы

выражения мыслей и эмоций через движения. В танце не звучит слово, но

выразительность пластики человеческого тела завораживает и язык танца

понятен всем.

Сначала

танец

был

обрядом.

Люди

вкладывали

в

него

свои

представления о мире и верованиях. Чтобы выжить в борьбе с природой,

первобытному человеку нужны были ловкость, сила и выносливость. Такие

качества он развивал во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь

земледелием,

скотоводством,

человек

использовал

с

этой

целью

определенные,

многократно

повторяемые

движения

физические

упражнения.

При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая,

другим важным событиям отмечалась различными ритуалами, включавшими

ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их

членами

рода

или

племени

развивалась

согласованность

коллективных

действий.

Одновременно

совершенствовались

жизненно

важные

навыки,

воспитывались физические качества.

По

мере

классового

расслоения

общества

и

развития

государств

возникала необходимость военной подготовки. Ритмизированные, то есть

выполняемые в ритме определенной мелодии, движения военных, трудовых

и других ритуальных танцев были одновременно и зрелищем, и средством

физической подготовки. Особой выразительности ритмизированные танцы

3

достигли в Древней Индии и античной Греции. Обучение им проходило в

специальных

закрытых

школах.

Танцующий

должен

был

с

помощью

ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему

надо

было

обладать

высоким

чувством

ритма,

быть

физически

подготовленным,

уметь

владеть

своим

телом.

Кроме

этого,

танцору

необходимо

было

знать

поэзию,

историю,

философию,

другие

науки

и

искусства

того

времени.

По

мнению

Платона,

«трудно

представить

себе

лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом

веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и

музыка для души…» [5].

Военизированные

ритмические

танцы

включались

в

спартанскую

систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Такие

танцы

развивали

ловкость,

выносливость,

быстроту

движений

и

другие

качества, необходимые воину.

Высоко

ценили

ритмичные

движения

эллинские

философы.

Они

считали, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и

зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной,

воздействует на чувства, воспитывает человека.

С

переходом

к

феодальным

общественным

отношениям

античная

культура постепенно приходила в упадок. Церковь даже детские танцы и

игры рассматривала как греховные.

В

эпоху

Возрождения

ритмизированные

движения

продолжают

развиваться

в

танцах,

которые

превращаются

в

самостоятельный

вид

искусства.

С открытием тайны мироздания танцы утратили свое первоначальное

магическое

предназначение.

Искусство

танца

стало

использоваться

как

средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости

движения, развлечения. Но отзвуки древних ритуалов до сих пор живут в

плясках коряков, чукчей и других северных народов нашей страны, а также у

4

некоторых племен Африки, Австралии, американских индейцев и некоторых

других.

В

начале XX века швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-

Далькроз

продолжил

идею

синтеза

музыки

и

пластики

в

своей

системе

музыкально-ритмического

воспитания

детей,

которая

стала

известна

под

названием «метода ритмической гимнастики». «Заслуга Э. Далькроза прежде

всего

в

том,

что

он

видел

в

музыкально-ритмических

упражнениях

универсальное

средство

развития

у

детей

музыкального

слуха,

памяти,

внимания, выразительности движений, творческого воображения» [5].

В

России

последователями

системы

Э.

Далькроза

стали

Н.Г.

Александрова, В.А. Гринер и дрцгие. Они проделали огромную работу по

разработки практического материала и пропаганде системы Э. Далькроза в

России. Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и

т. п. разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его

физической красоте, духовному обогащению.

В советский период программы музыкального воспитания, методика

работы

с

дошкольниками

и

музыкально-ритмический

репертуар

разрабатывались

С.Д.

Рудневой,

Н.А.

Ветлугиной,

А.В.

Кенеман,

Т.П.

Ломовой и другими педагогами.

Все современные программы по ритмике и пластике объединяет одна

общая

цель

гармоничное

развитие

личности,

единство

духовного

и

физического начала.

Существуют

много

направлений

в

музыкально-ритмическом

воспитании

детей:

основная

гимнастика,

танцевально-ритмическая

гимнастика, игропластика, музыкально-подвижные игры, танцы, хореография

и

другие

направления.

Все

они

позволяют

решать

задачи

физического,

музыкально-ритмического,

эстетического,

а

также

психического

развития

детей.

Технология ритмических движений и пластического интонирования на

музыкальных занятиях, как и любая технология обучения, – это, прежде

5

всего,

взаимодействие

педагога

и

ребенка,

это

совместная

деятельность,

направленная

на

достижение

поставленной

цели.

Из

этого

следует,

что

организация занятий музыкально-ритмическими движениями обеспечивается

рядом методических приемов, которые использует педагог в своей работе.

Набор методов и приемов работы музыкального руководителя направлен на

музыкальное развитие детей.

Пластическое

интонирование

это

любое

движение

человеческого

тела,

вызванное

музыкой

и

выражающее

ее

образ.

Иногда

пластическое

интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и

пластической

выразительности,

педагог

должен

побуждать

детей

воспринимать

музыку

не

только

слухом,

но

и

с

помощью

музыкально-

ритмического движения.

Свобода,

естественность

и

отсутствие

всякого

напряжения

должны

быть

характерными

при

выполнении

детьми

музыкально-ритмических

движений. Для этого должны учитываться следующие принципы:

комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

систематичность, постепенность;

последовательность;

повторность;

доступность и индивидуализация;

сознательность и активность;

наглядность.

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает

музыка, о чем и как она рассказывает. Предварительный настрой к моменту

прослушивания произведения, дальнейший разбор содержания музыкального

произведения помогают правильно воспринять музыку. Но более осмысленно

дети воспринимают музыку, когда могут выразить свое отношение к ней

через

исполнительство:

посредством

движений

под

музыку.

Подбор

специальных упражнений помогает понять отдельные средства музыкальной

выразительности. Дети меняют направление движения со сменой частей и

6

музыкальных фраз произведения, изменяют характер движений со сменой

динамики, регистра, темпа музыки.

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети

слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Таким

образом они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность

произведения.

Умение

отметить

в

движении

начало

и

конец

музыкального

произведения, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства

музыкальной выразительности помогает детям в пении, делает его более

выразительным, музыкальным.

Следовательно,

музыкально-ритмическая

деятельность

способствует

комплексному решению задач музыкального воспитания детей.

Примером может служить игра «На лесной полянке». Сначала педагог

знакомит

детей

с

музыкальными

произведениями,

имеющими

образное

название – «Медведь», «Зайка», «Белка» и др. Затем учит детей младшего

возраста двигаться соответственно музыкальному образу. Детям старшего

возраста педагог предлагает фантазировать на заданную тему: «Что делают

звери на лесной полянке?».

Систематичность,

постепенность,

последовательность

основные

педагогические принципы. Свободное и красивое исполнение танцев детьми

возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные

упражнения,

направленные

на

освоение

необходимых

двигательных,

танцевальных

навыков.

При

этом

система

упражнений

должна

быть

построена

по

принципу

«от

простого

к

сложному»

и

при

условии

многократного повторения заданий. Если повторение вариативно, то есть в

повторение вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные

методы

и

приемы

в

выполнения

заданий,

то

эффективность

занятий

повышается, так как они вызывают интерес детей и создают положительные

эмоции.

7

На примере музыкально-ритмического движения «Передача платочка»

можно

рассмотреть

основные

педагогические

принципы.

Это

движение

может быть использовано в работе с детьми как средней группы, так и

старшей и подготовительной групп. Но в каждой возрастной группе задачи,

поставленные перед детьми, усложняются: от простого поклона головой до

реверанса;

от

простого

элемента

пляски

до

более

сложного.

Например:

творческое задание – инсценировка «Коза и козлята» под музыку Ю. Чичкова.

Для детей старшей группы при рассказе сказки дается конкретная установка

о действиях: коза дает наставление козлятам и уходит; козлята шалят и

прячутся;

коза

приходит,

ищет

козлят

и

находит

их.

Затем

с

детьми

обсуждается, какими пластическими движениями можно передать действия

сказки. В подготовительной группе педагог дает задание самим придумать

движения под музыку.

Принцип

доступности

и

индивидуализации

предусматривает

учет

возрастных

особенностей

и

возможностей

ребенка,

то

есть

определение

посильных для него заданий. Доступность не должна означать отсутствие

трудностей,

а

должна

быть

направлена

на

возможность

успешного

преодоления

этих

трудностей

путем

физических

и

психических

усилий

занимающегося.

В

связи

с

этим

необходимо

знать

норму

допустимых

нагрузок для каждого возраста и для каждого отдельного ребенка. Иначе

можно неблагоприятно повлиять на состояние здоровья детей.

Чтобы

научить

ребенка

красиво

и

осознано

двигаться

под

музыку,

музыкальному

руководителю

необходимо

включать

в

занятия

простые

и

интересные упражнения, которые не вызывают у детей особых затруднений

для их восприятия и исполнения. Марш – эта музыкальная форма, движение

наиболее

доступна

детскому

восприятию

и

наиболее

желательна

для

начинающих.

Обучение

любому

движению

обычно

начинается

с

наименования

упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания

зрительного

образа

и

последующего

осмысления

движений.

Объяснение

8

техники должно быть целенаправленным и понятным для ребенка. Педагог

при этом должен учитывать и то, что не все дети с первого раза могут понять

его

объяснения.

Надо

помнить

об

индивидуальном

подходе

к

каждому

ребенку.

В

процессе

движения

под

музыку

ребенку

предоставляется

возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже

элементарные движения: топ, хлоп, верно скоординированные с музыкой,

являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок

откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба

полушария головного мозга.

Для успешного достижения поставленной цели ребенок должен ясно

понимать и представлять, что и как нужно выполнять. Также у него должно

быть желание выполнить то или иное задание. В этом и состоит принцип

сознательности и активности обучения.

Еще одним принципом в обучении является принцип наглядности. Этот

принцип

понимается

как

широкое

взаимодействие

всех

внешних

и

внутренних

анализаторов,

непосредственно

связывающих

ребенка

с

окружающей

действительностью.

При

разучивании

новых

движений

наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

На

начальном

этапе

разучивания

движений

главенствует

зрительный

анализатор,

а

на

заключительном

двигательный.

Наглядность

должна

сопровождаться образным словом, которое поможет вызвать необходимые

двигательные представлении на основе предыдущего двигательного опыта.

Например, осенние листочки при безветренной погоде тихо падают на землю,

а при ветре кружатся в воздухе, срываясь с ветвей качающихся деревьев. Этот

образ

дети

легко

передают,

если

на

прогулке

обратить

их

внимание

на

листопад. На занятие рассказать о легком летнем ветерке, который прощается

с листочками, или о злом осеннем ветре, который кружит осенние листья. В

9

зависимости от образа дети двигаются или легким бегом, или выполняют

стремительный бег на носочках.

Все вышеперечисленные принципы отражают определенные стороны и

закономерности одного и того же процесса, являющегося единым, и лишь

условно

рассматриваются

в

отдельности.

Они

могут

быть

удачно

реализованы только во взаимосвязи.

Для

каждого

упражнения,

игры,

танца

музыкальный

руководитель

выбирает

наиболее

эффективный

путь

объяснения

данного

музыкально-

двигательного

задания.

В

работе

используются

следующие методические

приемы:

метод показа;

словесный метод;

музыкальное сопровождение;

импровизационный метод;

игровой метод;

концентрический метод.

Метод показа. Прежде чем начать разучивание нового движения, позы

педагог показывает его. В исполнении взрослого движение предстает перед

детьми в завершенном варианте, и дети видят художественное воплощение

образа,

что

будит

их

воображение.

Этот

метод

широко

используется

на

занятиях с детьми младшего возраста. Так как в этом возрасте развитие

ребенка

происходит

в

основном

за

счет

подражания

со

стороны

детей

действиям взрослого. В некоторых случаях, чаще всего в работе с детьми

старшего возраста, допускается выполнение упражнения педагога вместе с

детьми, чтобы усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. В этом

возрасте с учетом их двигательного опыта дети уже способны выполнять

элементарные движения самостоятельно.

Словесный

метод. В процессе разучивания игры, пляски и другого

вида

музыкально-двигательного

упражнения

надо

широко

использовать

художественное

слово:

беседу,

пояснение,

стихотворение.

Словесные

10

объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. В

словесном методе очень важна интонация, и то, с какой силой сказано слово.

Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и

музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает

движение и музыку. Как раз словесный метод помогает детям старшего

возраста выполнить задание без предварительного показа.

Музыкальное

сопровождение. Музыка

побуждает

ребенка

к

движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом,

зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечном

итоге качество выполняемых движений. Правильно выбранная музыка несет

в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в

танце.

Для

музыкального

движения

на

занятии

очень

важен

выбор

репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только,

если

она

понятна

его

телу.

Поэтому

нужно

быть

очень

осторожными

с

использованием классических шедевров. Музыка может быть любого жанра,

главное

чтобы

она

была

мелодичной,

красивой,

в

обработке,

понятной

детям. Ребят

надо

знакомить

с

музыкой,

передающей

разнохарактерные

образы.

Сопоставление

контрастных

музыкальных

образов

обогащает

эмоциональный мир ребенка. Так как детство связано с играми, сказками,

игрушками,

то

и

музыка,

связанная

с

ними,

будет

близкой

и

понятной

ребенку.

Импровизационный

метод. Музыкальный

руководитель

зачастую

сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только

путем

различных

упражнений,

этюдов,

игр

он

может

помочь

детям

раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

Начиная

с

четырехлетнего

возраста

нужно

учить

детей

инсценированию

песен, музыкальных сказок, импровизации плясок. Сначала это несложные

задания.

Например,

самостоятельно

выполнить

движения

под

музыку

в

соответствии

с

текстом

песни.

Такие

задания

развивают

у

детей

выразительность

движений,

способствует

накоплению

музыкальных

11

впечатлений и музыкально-двигательного опыта. Наличие шапочек, лент и

другой

яркой

атрибутики

вызывает

у

детей

творческую

активность.

На

занятиях с детьми старшего возраста используются более сложные задания:

выполнить движения с воображаемым предметом, передать эмоциональное

состояние персонажа, придумать игру или танец.

Игровой

метод. Психика

ребенка,

особенно

в

раннем

возрасте,

устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно

выполнять

какие-либо

упражнения.

Ребенку

должно

быть

интересно

это

делать не потому что это «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится.

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не

снижается, даже если по ходу игры педагог вносит те или иные изменения,

усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать

поведение

дошкольников.

Суть

игрового

метода

заключается

в

том,

что

музыкальный руководитель подбирает для детей такую игру, которая отвечает

задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Этот

метод

способствует

органичному

проникновению

ребенка

в

художественный

замысел,

настраивает

его

на

эмоциональное

освоение

движений и помогает скоординировать движение с музыкой. Например, такие

задания

как:

«Попрыгаем,

как

зайчики»,

«Побежим

легко

и

тихо,

как

мышки», «Кружимся легко, приседаем

медленно как снежинки». Каждое

занятие может стать увлекательной игрой. Например, такие тематические

занятия использует педагог в своей работе: «Прогулка в лес», «В магазине

игрушек», «В деревне» и другие.

Концентрический

метод. Этот

метод

заключается

в

том,

что

музыкальный

руководитель

возвращается

к

пройденному

и

усвоенному

материалу,

но

уже

более

усложняет

его.

Примером

может

служить

вышеизложенное музыкально-ритмическое движение «Передача платочка».

Движение

под

музыку

для

ребенка

является

одним

из

самых

привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции,

реализовать свою энергию. Не столь важно, какой метод или прием выбрал

12

педагог,

главное,

чтобы

ребенок

занимался

с

удовольствием

и

уходил

с

занятия счастливым, с нетерпением ожидая встречи с музыкой и танцем в

следующий раз.

Организация педагогического процесса должна быть направлена на

создание и детям, и педагогу комфортных условий для занятий.

Музыкальный

руководитель

в

своей

работе

с

дошкольниками

использует

различные

методики

и

авторские

программы:

программа

по

ритмической пластике «Ритмическая мозаика» и «Топ-хлоп, малыши!» А.И.

Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой, танцевально-игровая

гимнастика «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной и другие.

Благодаря разнообразной тематике авторских программ и

методик

педагоги-музыканты

могут

конструировать

различные

формы

работы

с

детьми:

занятия,

утренники

и

развлечения,

комплексы

общеразвивающих

упражнений, логоритмика, пластическая импровизация и т.д.

Рассмотрим одну из них.

Особенность

программы

по

ритмической

пластике

А.И.

Бурениной

отражена в ее названии – «Ритмическая мозаика». Эта программа включает в

себя

всевозможные

виды

телодвижения,

доступные

дошкольникам

и

младшим школьникам: гимнастику, хореографию, ритмику, пантомиму и др.

В программе раскрывается технология музыкальных движений. А так как

технология

это,

прежде

всего,

сотрудничество

ребенка

и

взрослого,

в

программе предложены установки и советы, которые помогают настроиться

на совместную творческую деятельность. Выдержки из них:

Какое счастье иметь возможность каждый день двигаться вместе с

детьми под музыку!

Можно

изменить

некоторые

элементы

музыкально-ритмических

композиций так, чтобы было приятно их выполнять.

Стремитесь

к

постоянному

обновлению

музыкально-ритмического

репертуара, к поиску разнообразных музыкальных произведений.

13

Помните, что дети копируют все ваши движения и мимику, поэтому

будьте как можно выразительнее.

Будьте искренни и естественны с детьми; старайтесь не сердиться на

детей за то, что у них не получается; чаще хвалите детей и внушайте

им уверенность в собственных силах.

Двигайтесь с радостью и удовольствием.

В данной программе изложены основные методы и приемы работы с

детьми 3-9 лет, а также практический материал.

Пользуясь

любой

программой,

музыкальный

руководитель

должен

помнить,

что

методика

только

тогда

будет

эффективной,

когда

будет

осмыслена и проанализирована, опробована на практике в работе с детьми.

Заключение

В заключении можно отметить еще раз, что при глубоком восприятии

музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью

раскрывает

свою

высочайшую

художественно-эстетическую

ценность.

Педагог должен научить ребенка слушать и «пропевать» музыку в движении.

Музыкальные

впечатления,

полученные

от

движения

под

музыку

(через

подключение

к

музыкальной

памяти

памяти

мышечной),

остаются

в

эмоциональной памяти человека на всю жизнь, оказывая влияние на его

мироощущение и поведение.

Невозможно переоценить значение занятий ритмикой и пластикой для

формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности

движения.

Доказано благоприятное влияние музыкально-ритмических занятий на

психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее

время используют очень широко и как средство творческого, музыкального

развития детей, и как инструмент их физического воспитания, и как средство

коррекции и лечения при различных патологиях.

14

Использование ритмических движений и пластического интонирования

на

музыкальных

занятиях

направлено

на

развитие

ловкости,

гибкости,

координации движений; укрепление здоровья детей; формирование красивых

манер,

походки,

осанки,

выразительности

телодвижений;

избавление

от

стеснительности, зажатости, комплексов.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста

настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом

двигательной

расточительности».

Занятия

музыкально-ритмическими

движениями

помогают

творчески

реализовать

эту

потребность,

ибо

разнообразие

движений

позволяет

развивать

не

только

чувство

ритма,

укреплять

скелет

и

мускулатуру,

но

и

стимулирует

память,

внимание,

мышление и воображение ребенка.

Одно

из

наиболее

доступных,

эффективных

и

эмоциональных

ритмопластических направлений – это танцевально-ритмическая гимнастика.

Доступность

этого

вида

основывается

на

простых

общеразвивающих

упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-

двигательный

аппарат,

сердечно-сосудистую,

дыхательную

и

нервную

системы человека.

Эмо ц и о н а л ь н о с т ь

д о с т и га е т с я

н е

тол ь ко

м у з ы к а л ь н ы м

сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-

ритмической

гимнастики,

но

и

образными

упражнениями,

сюжетными

композициями, склонных к подражанию, копированию действий человека и

животных.

С

подражания

образу

начинается

познание

ребенком

техники

движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной

деятельности и т.д.

На

занятиях

необходимо

создавать

атмосферу

заинтересованности.

Также нужно помнить и о том, что занятия ритмикой и пластикой окажутся

полезными и интересными лишь при условии главенствующей роли музыки.

Музыка не должна быть фоном для исполняемых движений.

15

Владея

танцевальной

техникой,

двигаясь

легко,

естественно,

выразительно,

дети

способны

самостоятельно

сочинять

несложные

ритмопластические спектакли. Творческий потенциал детей столь высок, что

музыкальному

руководителю

следует

только

направлять

их

фантазии

в

нужное русло, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях.

Доброжелательное общение с детьми освобождает их от эмоциональной и

физической зажатости, скованности.

Приобщение

детей

к

творчеству

одна

из

важнейших

задач

ритмопластики.

Главное

развить

в

ребенке

его

потенциальные

возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

16

Литература:

1.

Барышникова Т.К. Азбука хореографий, СПб., 1996.

2.

Бекина

С.И.,

Ломова

Т.П.,

Соковнина

Е.Н.

Музыка

и

движение:

упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет. – М.: Просвещение,

1981.

3.

Бекина

С.И.,

Ломова

Т.П.,

Соковнина

Е.Н.

Музыка

и

движение:

упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М.: Просвещение,

1983.

4.

Бекина

С.И.,

Ломова

Т.П.,

Соковнина

Е.Н.

Музыка

и

движение:

упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение,

1984.

5.

Буренина

А.И.

Ритмическая

мозаика:

(Программа

по

ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-

е изд., испр. и доп., СПб.: ЛОИРО, 2000, с. 6, 7.

6.

Васильева Т.К. Секрет танца, СПб., 1997.

7.

Сауко

Т.Н.,

Буренина

А.И.

«Топ-хлоп,

малыши!»

Программа

музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет, СПб., 2001.

8.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» Хореография в детском саду. –

М.: «Линка-пресс», 2006.

9.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ ДАНСЕ». Танцевально-игровая

гимнастика для детей. – СПб.: «Детство-пресс», 2001.

17



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!