"Самостоятельная работа на уроках математики, как одна из форм обучения в рамках реализации ФГОС."
Автор: Усольцева Виктория Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа - интернат" Населённый пункт: с. Яр-Сале Наименование материала: план самообразования учителя математики Тема: "Самостоятельная работа на уроках математики, как одна из форм обучения в рамках реализации ФГОС." Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ямальская школа-интернат»
Программа
профессионального самообразования
учителя математики
Усольцевой Виктории Викторовны
февраль, 2016г.
Тема самообразования:
Самостоятельная работа на уроках математики, как одна из форм
обучения в рамках реализации ФГОС.
Сроки реализации : 3 года
Определение педагогической проблемы.
Урок
в
рамках
ФГОС
–
это
урок,
где
учитель
использует
все
возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста,
где
присутствуют
самостоятельный
поиск
учащихся,
исследования
и
различные формы организации самостоятельной работы.
Самостоятельная
работа
помогает
учащимся
добывать
знания
самостоятельно,
совершенствовать
их,
умение
работать
с
информацией
в
различных
областях,
приобретая
новые
навыки,
порой
важнее
прочности
приобретенных
знаний,
т.к.
добыванием
и
совершенствованием
знаний
им
придется заниматься всю сознательную жизнь.
Перед учителем стоят задачи поиска современных педагогических
технологий.
Одним
из
них
является
самостоятельная
деятельность
обучающихся. Его преимущества заключаются в следующем:
- учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем
во время обычных занятий
- у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к
обучению
- появляется возможность развития разносторонних навыков: новый тип
мышления,
нахождение
ответов
на
поставленные
вопросы,
работа
в
паре,
группе, индивидуально.
Постановка проблемы:
Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие
познавательной способности учащихся.
Гипотеза.
Самостоятельная работа способствует приобретению учащимися глубоких
и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей,
формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять
знания, применять их на практике.
Цель:
Изучение организации самостоятельной работы учащихся на уроке и
условий ее успешной реализации.
Задачи:
1. Изучить классификацию видов самостоятельной работы.
2. Разработать систему организации самостоятельной работы
учащихся на уроке.
План работы над темой
Этапы
Содержание работы.
Сроки
реализаци
и
Форма отчёта
I.
Диагностическ
ий.
1. Анализ затруднений
Организация самостоятельной работы,
руководство ею – это ответственная и сложная
работа каждого учителя. Воспитание активности
и самостоятельности необходимо рассматривать
как составную часть воспитания учащихся. Эта
задача выступает перед каждым учителем в числе
задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа - это не форма
организации учебных занятий и не метод
обучения. Её правомерно рассматривать скорее
как средство вовлечения учащихся в
самостоятельную познавательную деятельность,
средство ее логической и психологической
организации.
В практической деятельности даже сильные
ученики, обладающие хорошим математическим
мышлением и большим запасом знаний,
оказываются не готовы работать в новых для
себя ситуациях, далеко не всегда способны
самостоятельно добывать новые знания.
Роль самостоятельной работы школьников
возрастает в связи с изменением цели обучения,
его направленностью на формирование навыков,
творческой деятельности, а так же в связи с
компьютеризацией обучения.
Самостоятельная работа рассматривается как
высший тип учебной деятельности, требующий
от учащегося достаточно высокого уровня
самосознания, рефлексивности, самодисциплины,
ответственности, и доставляющий ученику
удовлетворение, как процесс
самосовершенствования и самосознания.
Педагогическое руководство - это управление
самостоятельной деятельностью учащегося на
этапе ее непосредственного осуществления:
предъявление учебной задачи ученику,
инструктаж по ее выполнению, мотивация ее
разрешения, контроль и коррекция
самостоятельных действий учащегося,
оценивание результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы - это отбор
средств, форм и методов, стимулирующих
познавательную активность, обеспечение условий
эффективности.
2016 -
2019г.
Собеседование с
руководителем МО,
зам директора по
науке.
2. Постановка проблемы:
Влияние самостоятельной работы на качество
знаний и развитие познавательной способности
учащихся.
3.
Изучение
литературы
по
проблеме
и
имеющегося опыта.
Список литературы
1.
М а н в е л о в
С . Г.
К о н с т р у и р о в а н и е
современного
урока
математики.
Кн.
для
учителя. – М.: Просвещение, 2002
2.
Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии:
Учебное
пособие.
–
М.:
Народное образование, 1998
3.
Горностаева З.Я «Проблема самостоятельной
познавательной
деятельности»
//
Открыт.
школа. - 1998. - №2
4.
Ёсипов
Б.П.
«Самостоятельная
работа
учащихся на уроках». - М.: Учпедгиз, 19б1.
5.
Жарова Л.В. «Управление самостоятельной
деятельностью учащихся» - Л., - 1982Хьелл
Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер,
2000.
6.
Н и ль с он
О .А .
«Те ори я
и
п р а к т и к а
самостоятельной работы учащихся» - Тал.,
1 9 7 6 Я к и м а н с к а я
И . С .
Л и ч н о с т н о -
ориентированное
обучение
в
современной
школе / М.: Сентябрь, 1996
7.
Пидкасистый
П.И.
«Само стоятельная
познавательная
деятельность
школьников
в
обучении.» - М, 1980.
5. Обзор информации в Интернете.
II.
Прогностическ
ий
Цель:
Изучение организации самостоятельной работы
учащихся на уроке и условий ее успешной
реализации.
Задачи:
1. Изучить классификацию видов
самостоятельной работы.
2. Разработать систему организации
самостоятельной работы учащихся на
уроке.
2. Разработка системы мер, направленных на
решение проблемы
Самостоятельная работа должна быть
действительно самостоятельной и побуждать
ученика при ее выполнении работать напряженно.
Однако здесь нельзя допускать крайностей:
содержание и объем самостоятельной работы,
предлагаемой на каждом этапе обучения, должны
быть посильными для учащихся, а сами ученики -
подготовлены к выполнению самостоятельной
работы теоретически и практически.
3. Прогнозирование результатов
2010-
2011г.
Результаты ЗУН
- повышение успеваемости и качества знаний
учащихся,
- повышение мотивации к изучению математики.
III.
Практический
1. Внедрение системы мер, направленных на
решение проблемы.
Обучение учащихся самостоятельной работе.
2. Формирование методического комплекса
Разработка элементов методики обучения для
развития самостоятельной деятельности
учащихся.
3. Отслеживание текущих и промежуточных
результатов
1.
Создание банка результатов учащихся при
выполнении самостоятельных работ.
2.
Увеличение количества учащихся,
умеющих самостоятельно овладевать
знаниями и самостоятельно применять
имеющиеся знания в учении и
практической деятельности.
4. Корректировка работы
2017-2018
1.Выступления на
заседаниях МО
2.Открытые уроки на
школьном уровне.
3.Участие в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях.
IV.
Обобщающий
1. Подведение итогов
2. Оформление результатов работы по теме
3. Представление результатов: обмен опытом с
коллегами, проведение открытых уроков для
анализа со стороны коллег.
2018-2019
презентация
результатов работы,
выступление на МО
V.
Внедренческий
1. Распространение опыта
1.
Представление опыта на практических
семинарах методического объединения
учителей математики.
2018-2019
Выпуск буклета,
публикации в сети
интернет
выступление на МО
Мониторинг работы по самообразованию
Объект мониторинга
Периодичность
измерений
Диагностические
методики
исполнитель
1. Определение уровня
готовности восприятия
нового материала,
видов деятельности
В ходе изучения темы
Творческие задания,
создание тематических
презентаций
учитель
2.Изучение уровня
усвоения материала,
формирование видов
деятельности
После изучения темы
тесты, разноуровневые
задания,
самостоятельные,
контрольные и
творческие задания
учитель
3.Мониторинг уровня
обученности по
предмету
Срезы,
административные
контрольные работы
Оценивание работ
учащихся
Учитель,
ученики
4.Оценка
результативности
деятельности
учащихся в урочное и
во вне урочное время
входное, итоговое
фиксирование
результатов участия в
олимпиадах, конкурсах.
Учитель,
члены
комиссий.