Автор: Солдатенко Татьяна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Хреновская СОШ№1
Населённый пункт: Воронежская область, Бобровский район,с.Хреновое,
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ШКОЛЫ
Раздел: среднее образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ШКОЛЫ
Т.В. Солдатенко, МБОУ Хреновская СОШ №1, Бобровский район
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость.
А.С. Макаренко
В классном коллективе воспитательный процесс организует классный
руководитель. Он – педагог-профессионал, посредник между обществом и
ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий
систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива. Задача классного руководителя – уметь быть готовым
взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де
Сент-Экзюпери, «ты
навсегда
в
ответе
за
всех,
кого
приручил».
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания
условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его
успешной
жизнедеятельности,
содействия
разностороннему
творческому
развитию личности.
Одной из важнейших задач для меня
является системная работа с
коллективом класса. Я как классный руководитель формирую мотивацию к
учению
каждого
ребенка,
изучая
его
возрастные
и
индивидуальные
особенности.
Создаю
благоприятные
условия
для
развития
творческой
индивидуальности,
гуманизирую
отношения
между
детьми
в
коллективе,
способствую
формированию
нравственных
и
духовных
ценностей,
совершенствую систему самоуправления.
Большое значение в моей деятельности как классного руководителя
имеет
сотрудничество
с
социально-психологической
службой,
которая
существует в нашей школе вот уже несколько лет. Далеко не в каждой школе
есть
такая служба. Цель службы – это создание условий для развития
социально адаптированной личности учащихся. Система организации работы
социально – психологической службы строится на основе взаимодействия
социального педагога, педагога - психолога, с администрацией школы, с
государственными
и
общественными
организациями,
занимающимися
вопросами социальной защиты и защиты прав ребенка. Наиболее тесный
контакт данная служба должна поддерживать с классным руководителем, так
как именно он является первым и основным звеном в выявлении и решении
проблем детей.
Совместно
с
педагогом-психологом
я
изучаю
индивидуальность
обучающихся,
процесс
их
адаптации,
особенно
когда
дети
переходят
из
начальной школы в 5 класс, провожу анкетирование как учащихся, так и
родителей. С помощью психолога и социального педагога составляю планы
индивидуальной работы с «трудными» детьми.
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность
стоящему на перепутье подростку, увидеть в каждом хорошее, дать каждому
шанс
–
вот
те
задачи,
которые
я
поставила
перед
собой.
Это
моё
педагогическое кредо.
Шестиклассник
Алеша
являлся,
как
у
нас
принято
говорить,
«трудным подростком», состоял на внутришкольном учете: дрался, сбегал с
уроков,
плохо
учился,
не
отличался
опрятностью.
Это
был
мальчик
из
неблагополучной семьи. Увидеть хорошее помогли мне личные беседы с ним,
вовлечение
его
в
общественную
жизнь
класса.
Наступили
холода,
необходимо
было
подготовить
класс
к
отопительному
сезону,
то
есть
утеплить окна. Леша – один из немногих, кто вызвался мне помочь. В
процессе
работы
я
увидела
не
озорного,
непослушного
мальчика,
а
основательного, во многом сформировавшегося человека, на котором лежит
хоть и не большая, но ответственность за класс. Помогал мне «раскрыть»
Алешу как личность педагог-психолог, который по моему запросу провёл с
ребёнком психологические тренинги и «заставил» его поверить в себя.
Таких детей, к сожалению, в классных коллективах не единицы. Их
своевременное
выявление,
профилактика
вредных
привычек
и
правонарушений,
оказание
правовой
помощи
совместно
с
социальным
педагогом крайне необходимо. Не описать ощущение почти физической боли,
когда
соприкасаешься
с
озлобленной
детской
душой.
Как
много
такой
ребёнок недополучил от своих близких, если волчонком смотрит на мир.
Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В таких случаях целью
моей работы становится помощь, понимание и разговоры по душам с такими
детьми. Детские проблемы бывают разные, так же как и ребята, с которыми
приходится
работать.
Это
дети
разного
характера
и
темперамента.
В
результате
проводимой
совместно
с
социально-психологической
службой
работы многие подростки с осложненным поведением легче стали идти на
контакт,
уменьшилось
количество
прогулов
уроков,
улучшилась
успеваемость.
Я
уверена,
что
работа
по
коррекции
поведения
трудных
учащихся
имеет
положительный
результат
только
тогда,
когда
в
неё
включаются классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог
и, конечно, все педагогические работники.
Самый главный и важный принцип моей работы – «Не навреди!».
Какие бы методы и приемы не использовались в работе, моя помощь не
должна принести ребенку вред. Подростки с осложненным поведением были
и, к сожалению, будут. Поэтому нужно помнить, чтобы нас услышали, нужно
«стучаться» к ребенку тихо, осторожно, иначе «дверь» в его душу закроется
навсегда.
«Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что
может быть больше этого?» - говорил Ремарк. И если ребенок, обделенный
родительским вниманием и любовью, получит хоть каплю тепла от каждого
учителя
в
школе,
это
поможет
ему
не
совершить
плохих
поступков,
не
разочароваться в людях и стать добрее. В классном коллективе «трудный»
ребенок должен находить поддержку не только у классного руководителя, но
и у одноклассников, тогда этот ребенок будет чувствовать себя комфортно и
защищено.