Автор: Алиева Эльвира Варфачитиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек»
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная техника рисования в детском салду.
Нетрадиционное рисование –доступен и соответствует всем возрастным
особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная
щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).
Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки,
шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха,
тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной
деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают
детей, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь
и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети
ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно
судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо
облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет
изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес
дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного
рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро
достичь желаемого результата.
Участие в городском методическом объединении «Юный художник»,
натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы
нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?».
Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе,
написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И
выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в
детском саду».
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие
методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное
содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как
пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов
дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа,
искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой
«Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много
интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Сформировать у детей технические навыки рисования.
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по
нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения
программы по разделу «Ребёнок в мире художественной литературы
изобразительного искусства» повысился на 25 %.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой
изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно
строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с
удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их
многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет
огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно
повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с
большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех,
и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому
что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной
деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения
сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности,
заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими
художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей
рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей
техникой нетрадиционного рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в
своей работе.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть
образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя
клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны,
т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка,
а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или
дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только
стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не
мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты,
т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или
папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и
ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один
сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая
кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт
пушистого или колючего животного. Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист,
контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или
колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы:
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик
и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью
кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются
взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий.
Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек
сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к
примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно,
туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем
открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от
несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а
изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал
и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать
самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в
зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя,
непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок
выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина.
Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если
ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится
совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите
своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую
хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А
чем нарисованная машина отличается от этой?"
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо
цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага
или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок
мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее
шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до
большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.