Напоминание

Народная мудрость в воспитании детей


Автор: Якукина Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Народная мудрость в воспитании детей
Раздел: начальное образование





Назад




Народная мудрость в воспитании детей.

Человечество в своем развитии накапливало огромный опыт в воспитании детей, который

выразился в народных мудростях. Это великолепный инструмент для получения

социального опыта, для развития морально-нравственных ценностей. Наиболее кратко,

ёмко и точно этот опыт передается через сказки, притчи, мифы, легенды.

Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений детей: они динамичны, не

могут долго сосредотачивать свое внимание на длинных историях, менее усидчивы, чем

дети прошлых поколений. Поэтому для них сейчас актуальны короткие и ёмкие занятия,

которые в небольшом количестве информации вмещали бы в себя суть проблемы.

Здесь, на мой взгляд, актуальной становится притча - удивительно эффективное средство

воспитания, обучения и развития. Дети, также как и взрослые, нуждаются в мудрых

советах. Мудрость, заключенная в притче, в простой и доступной форме учит детей

думать, самим находить решение проблем, развивает в детях воображение и интуицию,

помогает задуматься над своим поведением, заставляет осознавать собственные ошибки и

помогает посмеяться над ними. Эти короткие истории объясняют, что всегда можно найти

множество решений одной проблемы, и что жизнь не делится только на хорошее и плохое.

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно прорастут и в будущем

дадут свои всходы.

В своей работе я использую притчи для детей младшего и среднего школьного возраста.

Притча проникает в сердце ребенка при условии, что она обдумывалась, обсуждалась и

ребенок высказывал вслух свои мысли, которые были с вниманием и уважением

услышаны.

Изучение притчи эффективно только при обсуждении её, выведение из этой притчи

народной мудрости (например, "дела говорят громче, чем слова", "говори не о том, что

прочел, а о том, что понял", "по ученикам узнают учителей", "глубокую реку коротким

шестом не измеришь", "жажда терпима - если колодец не высох" и т.д.).

По каждой изучаемой притче дается перечень вопросов, отвечая на которые ребенок

может усвоить очень важные и нужные для себя знания - сокровища, которые всюду

следуют за тем, кто ими обладает.

В своей работе я использую более 100 притч для изучения и обсуждения таких актуальных

тем, как сокровища семьи, знания и учеба, ум и мудрость, любовь и дружба, трудолюбие и

мастерство, честность, упорство и сила воли, доброта и величие характера, таланты и

способности, бедность и богатство, врачи и здоровье, учитель и ученик.

Дети с удовольствием слушают эти короткие истории, отвечают на вопросы, выполняют

задания. Например, в притче "Можно ли погубить правду?" дети выполняли такие

задания, как:

1. отвечали на вопросы: почему иногда трудно говорить правду? Почему дети часто

обманывают родителей? Каким должен быть человек, чтобы ему все говорили правду?

2. рисовали дерево правды. У каждого ребенка было свое видение этого дерева, но все

дети справились с этим заданием хорошо и деревья получились волшебными.

Притчи - это кладезь народной мудрости, которые надо внедрять в жизнь детей, потому

что они эффективны, просты и понятны в использовании.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!