Автор: Якукина Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Народная мудрость в воспитании детей
Раздел: начальное образование
Народная мудрость в воспитании детей.
Человечество в своем развитии накапливало огромный опыт в воспитании детей, который
выразился в народных мудростях. Это великолепный инструмент для получения
социального опыта, для развития морально-нравственных ценностей. Наиболее кратко,
ёмко и точно этот опыт передается через сказки, притчи, мифы, легенды.
Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений детей: они динамичны, не
могут долго сосредотачивать свое внимание на длинных историях, менее усидчивы, чем
дети прошлых поколений. Поэтому для них сейчас актуальны короткие и ёмкие занятия,
которые в небольшом количестве информации вмещали бы в себя суть проблемы.
Здесь, на мой взгляд, актуальной становится притча - удивительно эффективное средство
воспитания, обучения и развития. Дети, также как и взрослые, нуждаются в мудрых
советах. Мудрость, заключенная в притче, в простой и доступной форме учит детей
думать, самим находить решение проблем, развивает в детях воображение и интуицию,
помогает задуматься над своим поведением, заставляет осознавать собственные ошибки и
помогает посмеяться над ними. Эти короткие истории объясняют, что всегда можно найти
множество решений одной проблемы, и что жизнь не делится только на хорошее и плохое.
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно прорастут и в будущем
дадут свои всходы.
В своей работе я использую притчи для детей младшего и среднего школьного возраста.
Притча проникает в сердце ребенка при условии, что она обдумывалась, обсуждалась и
ребенок высказывал вслух свои мысли, которые были с вниманием и уважением
услышаны.
Изучение притчи эффективно только при обсуждении её, выведение из этой притчи
народной мудрости (например, "дела говорят громче, чем слова", "говори не о том, что
прочел, а о том, что понял", "по ученикам узнают учителей", "глубокую реку коротким
шестом не измеришь", "жажда терпима - если колодец не высох" и т.д.).
По каждой изучаемой притче дается перечень вопросов, отвечая на которые ребенок
может усвоить очень важные и нужные для себя знания - сокровища, которые всюду
следуют за тем, кто ими обладает.
В своей работе я использую более 100 притч для изучения и обсуждения таких актуальных
тем, как сокровища семьи, знания и учеба, ум и мудрость, любовь и дружба, трудолюбие и
мастерство, честность, упорство и сила воли, доброта и величие характера, таланты и
способности, бедность и богатство, врачи и здоровье, учитель и ученик.
Дети с удовольствием слушают эти короткие истории, отвечают на вопросы, выполняют
задания. Например, в притче "Можно ли погубить правду?" дети выполняли такие
задания, как:
1. отвечали на вопросы: почему иногда трудно говорить правду? Почему дети часто
обманывают родителей? Каким должен быть человек, чтобы ему все говорили правду?
2. рисовали дерево правды. У каждого ребенка было свое видение этого дерева, но все
дети справились с этим заданием хорошо и деревья получились волшебными.
Притчи - это кладезь народной мудрости, которые надо внедрять в жизнь детей, потому
что они эффективны, просты и понятны в использовании.