Автор: Цехановская Ирина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №17
Населённый пункт: МО Красногорский р–он, д. Путилково
Наименование материала: Статья
Тема: "Обидчивость детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Обидчивость детей в детском саду.
Вряд ли мы можем встретить человека, который в своей жизни никогда не
обижался. Почему и когда это с нами происходит? Дети обычно обижаются,
когда с ними не хотят играть сверстники, когда взрослый (мама или папа) не
покупает понравившуюся игрушку или наказывают за плохое поведение.
Взрослые обижаются, когда кто-то неуважительно и бесцеремонно
вторгается в его суверенное личностное пространство, заставив “потерять
себя”, перестать быть собой. Не обижается только тот, у кого “нет личности”,
потому что обида отражает важнейшее содержание: твои личностные
границы нарушены и поэтому обида-это нормальное состояние для любого
человека. Но нужно уметь отличать обиду от обидчивости. Обида приходит к
нам один раз и помогает разобраться в том, что нам мешает. А обидчивость
является не разовой, а постоянной, эмоциональной реакцией за которой
кроется болезненное чувство собственной незначительности и страх, что это
все видят.
Уже в средней группе детского сада воспитателям больше заметно, что в
характере детей больше проявляется обидчивости и она превосходит
средний уровень. Дети намного чаще обижаются друг на друга, как правило
“на пустом месте”, они часто жалуются на сверстников, требуют к себе
повышенного внимания взрослого. Почему это происходит
?
Потому что
именно в этом возрасте начинается стадия развития “Я”, которому
необходимо подтверждение уважительного отношения к себе со стороны
взрослых и сверстников. Приведем пример из жизни детей в детском саду,
где проявляется обиженность: “Сверстники дразнят, обзывают, воспитатель
не защищает, воспитатель не дал желанную роль в игре, ребенок старается,
помогает, хорошо себя ведет - воспитатель не хвалит и не замечает”. Все это
ведет к растерянности ребенка, снижает его самооценку, и ребенок начинает
оценивать себя хуже других, что лучшего он и не заслуживает, чтобы не
делал.
Обиженный человек не проявляет агрессивных реакций для своей защиты и
постепенно развивает выученную обиженность - готовность быть
обиженным, что приводит к невротической природе и демонстративному
поведению. Страдания в этом случае превращаются в элемент “театра“.
Дети в средней группе детского сада не способны еще самостоятельно себя
оценивать и одобрять. В отношениях друг с другом находятся в конфликте.
Поэтому воспитателям дет. сада необходимо создавать доброжелательный
климат в детской среде, не сильно выделяя кого то, не ставя в пример, а
находить в каждом ребенке что-то хорошее и за это его положительно
оценивать.
Ребенок привлекает к себе внимание, но при этом ни с кем не вступает в
контакт, что у окружающих вызывает не сострадание, а недоверие и
раздражение.
Взрослым (воспитателям) надо обязательно взять во внимание, что
страдания обидчивого ребенка не поддельны и действительно он чувствует
себя неувиденным и ему необходима постоянная положительная оценка в
его действиях.