Напоминание

"Определение эмоций по внешности человека"


Автор: Будакова Елена Павловна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж
Населённый пункт: с.Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока по дисциплине "Психология"
Тема: "Определение эмоций по внешности человека"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект урока по дисциплине «Психология»

Тема. Определение эмоций по внешности человека.

Цели урока:

1) Формировать знания студентов о внешнем выражении эмоций с помощью

поведенческих проявлений (мимических, пантомимических) и

физиологических реакций организма.

2) Развивать социальную восприимчивость, умения сознательно выражать свои

эмоции; самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность его в

практическом применении знаний.

3) Воздействуя на эмоции, вызвать интерес к изучаемой теме и учебному

предмету, стремление постоянно пополнять знания.

Вид занятий: урок.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наглядная презентация

учебного материала, дидактический материал.

Новые понятия и термины: невербальные проявления, мимика, пантомимика,

паралингвистика, экстралингвистика.

Методы обучения:

- по источникам передачи и приобретения знаний:

а) наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ);

б) словесные (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия, упражнение);

в) практические ( практическая работа, письменные ответы);

- по характеру познавательной деятельности:

а) объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ, показ, инструктаж);

б) эвристический метод (метод частично-самостоятельных открытий,

совершаемых при направляющей роли педагога).

Формы организации обучения:

а) индивидуальная;

б) групповая;

в) фронтальный опрос.

Время: 90 минут.

Ход урока.

I. Организационный этап. Создание атмосферы психологического комфорта.

- Наша действительность такова, что мы очень редко можем встретить людей,

которые улыбаются, и мы настолько привыкли к этому, что сами почти

перестали улыбаться. Давайте введем в традицию нашей группы улыбку:

приветствие и любое другое обращение друг к другу будем начинать с улыбки.

Слайд 1.

«Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают.

Улыбкой дарят тебе жизнь.» (А.Сент-Экзюпери)

Я предлагаю вам повернуться друг к другу, улыбнуться друг другу и сказать

несколько приятных слов…

II. Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

обучающихся.

Слайд 2.

«Покой души, спокойствие мышленья,

Когда бьет сердце четко в нужный такт,

Приходит чувство - жизнью наслажденье,

И понимание, что раньше жил не так.

Себя взять в руки, выбросить сомненья,

Что лучше жить без злости на судьбу,

Откинуть прочь дотошные смятенья,

И контролировать и радость, и беду.»

Оскар Рай.

«Лицо людей сообщает нам так же много, как и их речь, и для этого наречия не

нужен словарь: люди всего мира понимают его.» Ральф Уолдо Эмерсон.

- Обратите внимание на эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку… О чем идет

речь в первом стихотворении? Во втором высказывании? Попытайтесь

объединить эти два смысла и вынести свои предположения о теме урока . Да, на

этом уроке мы с вами познакомимся с тем, как человек выражает свои эмоции с

помощью мимических, пантомимических проявлений и физиологических

реакций организма, научимся распознавать их (Слайд 3).

III. Актуализация знаний.

1) Воспроизведение ранее изученного.

- Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и

явлениям окружающего мира. Одно радует его, другое огорчает, третье

вызывает удивление… Радость, гнев, печаль, удивление – различные виды

субъективного отношения человека к действительности. Как мы называем это

субъективное отношение, каким термином? Правильно, эмоции. Мы сегодня

продолжим их изучение, но, прежде, чем перейти к нашей сегодняшней теме,

давайте воспроизведем ранее полученные знания по теме «Эмоции»: они

понадобятся нам в ходе урока для открытия нового знания.

- Что такое «эмоции»? (Слайд 3)

- Чем эмоции отличаются от чувств? (Слайд 4)

- Какие сходства имеют эмоции и чувства?

- Какие функции выполняют эмоции?

- Назовите два противоположных вида эмоций. (Слайд 5)

- Перечислите, какие эмоциональные состояния вам известны.

- А какие эмоции вы знаете? Приведите примеры. (Слайд 6). Обратите

внимание, К.Изард выделяет 10 основных (базовых) эмоций.

2) Введение в тему.

- Как вы считаете, почему мы должны знакомиться с определением эмоций по

внешности человека?

Да, действительно, эмоциональные проявления, выражающиеся в мимике,

пантомимике, физиологических реакциях организма, включают в себя формы

самовыражения человека, которые не опираются на слова. Чтение этих

сигналов является важнейшим условием эффективного общения:

- около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному

(визуальному) каналу (Слайд 8);

- внешние проявления эмоциональных переживаний позволяют понять

истинные чувства и мысли собеседника;

- наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого

впечатления, а оно является результатом воздействия внешних эмоциональных

проявлений – выражения лица, взгляда, манеры держаться и т.д.;

- особенно они ценны потому, что они спонтанны, бессознательны и в отличие

от слов всегда искренни;

- согласно экспериментальным исследованиям, слова раскрывают лишь 7%

смысла, 38% - звуки и интонации; 55% - позы и жесты (Слайд 9).

IV. Первичное усвоение новых знаний (метод INSERT).

- Перед вами лежат рабочие тексты (Приложение 1), с которыми вам предстоит

сейчас самостоятельно ознакомиться. Но!.. не просто прочесть, а

критически/аналитически подойти к данному материалу. По ходу вам

необходимо будет на полях сделать следующие пометки:

«v» - «уже знаю»;

«+» - «ново для меня»;

«-» - «не знал, думал иначе»;

«?» - «не понятно, нужно уточнить» (Слайд 10).

Анализ текста (эффективность усвоения учебного материала повышается за

счет одновременного обобщения учителем необходимых сведений и показа

демонстрационных фрагментов) (Слайд 11).

V. Физкультминутка.

1) Игра «Море волнуется раз …».

- «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,- эмоция

радости (страха, печали, вины, удивления) замри!» (обучающиеся изображают

загаданные эмоции с помощью мимики и жестов).

2) Игра «У-у-у-ух».

Вероятно, каждый из вас когда-либо испытывал обиду или гнев, может быть

кто-то испытывает их и сейчас, держит эти эмоциональные переживания

глубоко в душе, и хочет от них избавиться. Вообразите, что обида и гнев внутри

вас превращаются в мелкие шаровидные подвижные атомы, а теперь выдохните

их: ух-ух-ух-ух.

3) А теперь представьте по-другому: вы видите, перед вами лежат воздушные

шары ,- возьмите шар, надуйте его. Надувая, выпустите из себя все негативные

эмоциональные переживания, которые в вас накопились. И отпустите.

- Что вы сейчас чувствуете? Можем ли мы в определенной степени управлять

своими эмоциями?

VI. Первичное закрепление

1) Задание 1. Мимические признаки эмоциональных состояний.

- Внимательно посмотрите на предложенную вам таблицу (Приложение 2), в

которой указаны эмоции и отдельные элементы лица. Ваша задача – заполнить

таблицу, выделив характерные мимические признаки для каждого

эмоционального переживания:

- положение рта (рот открыт/закрыт; уголки губ опущены или приподняты);

- форма и яркость глаз ( раскрыты, сужены, широко раскрыты, прищурены;

блестят, блеск не выражен, тусклые);

- лоб (вертикальные/горизонтальные складки);

- положение бровей (сдвинуты к переносице, подняты вверх);

- подвижность лица и его частей (лицо динамичное/застывшее) (Приложение 1)

2) Задание 2. Тест на понимание языка мимики. (Слайды 12-13)

- Перед вами 16 выражений лица, в которых закодированы эмоциональные

переживания человека. Попытайтесь расшифровать их.

Проверка правильности выполнения задания.

3) Задание 3. Пиктограммы.

- Необходимо найти пиктограмму к каждой пословице, соединить их линиями.

Какие пиктограммы лишние?

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании , инструктаж по его выполнению.

- Вы – будущие педагоги, а потому знаете, что невербальные аспекты общения

играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении

контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие

как учителя, так и ученика. В качестве домашнего задания предлагаю вам

составить памятку педагогу по укреплению эмоциональной устойчивости и

развитию навыков эмоционального самоконтроля.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Итог нашего урока предлагаю подвести в такой форме. На листе бумаги

обведите левую руку: каждый палец – какая-то позиция, по которой необходимо

высказать свое мнение:

- большой – «для меня было важным и интересным…»;

- указательный – «по этому вопросу я получил полную информацию»;

- средний – «для меня было недостаточно … (остались вопросы)»;

- безымянный – «мне было трудно… (мне не понравилось…)»;

- мизинец – «моя оценка психологической атмосферы на уроке).

- Вы помните, с чего, каких слов мы начали этот урок? Если вы сегодня

улыбались, значит, день прожит не зря!.. (Слайд 14). Благодарю вас за урок!

Приложение 1.

Определение эмоций по внешности человека

Выражение эмоции обычно проявляется в:

1. Поведенческих выражениях, т.е. это – мимика (движения мышц

лица), пантомимика (движения тела).

2. Проявлении эмоций в речи, т.е. те приемы в речи, которые называются

невербальными, такие как интонация, паузы, и т.д.

3. Физиологических и вегетативных показателях. Пожалуй, это группа самая

большая, и здесь в общем виде говорим о временном нарушении; временном,

иногда внезапном нарушении каких-то текущих функциональных процессов –

дыхания, сердцебиения; вегетатика – покраснение кожи; реакции, которые

подчас труднозамечаемые – расширение/сужение зрачка...

Выражение лица

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке,

особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника

свидетельствуют о его эмоциональном отклике.

Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка. Одно из бесспорных

достоинств улыбки - это то, что она придает позитивное направление любому

общению, улыбающийся человек просто кажется нам более симпатичным и

располагающим к доверию. Но улыбка улыбке - рознь.Ученые, специалисты по

выразительным движениям, насчитывают около двадцати вариантов улыбки, но

далеко не все эти варианты располагают к общению. Человек, заставляющий

себя улыбнуться, "натягивающий" на лицо дежурную улыбку, как правило,

заботится лишь о том, чтобы придать соответствующее выражение губам,

совсем забывая о верхней половине лица, в частности о глазах. И напрасно,

потому что именно это позволяет нам инстинктивно отличить искреннюю

улыбку от фальшивой. При настоящей, прочувствованной улыбке, приходят в

движение мышцы, заставляющие наши глаза довольно щуриться. А широко

открытые глаза в сочетании с улыбкой вызывают у наблюдателя ощущение не

только неискренности, но даже угрозы.

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение. Сжатые

челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об

агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя

открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с

напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: “Я дышу

этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни

вас”. Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться

выражением лица в процессе взаимодействия.

Физиогномисты делят лицо человека на три части:

- первая - витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь",

она показывает насколько сильно человек отстаивает своё право на

существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт понять в какой

степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться

поставленной цели вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если

человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

-вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется

эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым

реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю

секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев,

радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их

владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на

мгновение эмоция отразится на лице.

-третья зона включает в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, и

называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные

процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза,

даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то

идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза,

ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его

депрессии.

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются

положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно

воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и

отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз

кончики губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые

глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в

стороны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены,

губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или

приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто утолки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и

правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние

исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся

под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует

речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями,

воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются

так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой

стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю.

Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица,

то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции

отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица,

отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне.

Визуальный контакт

Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно

выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный

контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты

хочешь сказать”. Как писал Станиславский. К.С.,“Взгляд - это прямое,

непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу». Однако

оптимальный вариант состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт,

но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие

объекты, не задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не

нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Но если слишком часто

отводить взгляд, клиент может воспринять это как нерасположение к нему, а

также свидетельствовать о вашем дискомфорте. Существует разница между

открытым прямым взглядом и его крайностью - пристальным взглядом.

Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на

самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом контакте”.

Физиологические изменения при эмоциях относятся к активации

симпатической вегетативной нервной системы.

1.Повышение артериального давления и учащение пульса

2.Учащение дыхания.

3. Расширение зрачков.

4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.

5. Повышение уровня глюкозы в крови.

6. Ускорение свертываемости крови.

7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.

8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры,

элементарная единица пространственного поведения человека. Позы меняют

общение людей между собой. Человек может принимать вызывающую позу, и

это неотвратимо подействует на поведение его собеседника. Так, паттерн

готовности к общению – это «улыбка, голова и тело повёрнуты к партнёру,

туловище наклонено вперёд».

В структуре позы выделяют также открытый и закрытый верхний и нижний

контуры тела. Например, скрещенные ноги символизируют закрытый нижний

контур тела и говорят о потребности человека защититься, уберечься от чего-

либо.

Жест - движения рук или кистей кистей рук. Учитывается широта жеста,

суетливость/размеренность, плавность/резкость.

По мнению исследователей, жест несёт информацию не столько о качестве

психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на

поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как

«ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «летящая» и т. д. Характер

походки обычно связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом,

с состоянием человека.

Приложение 2.

Мимические признаки эмоциональных состояний

Элементы

лица

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Форма и

яркость глаз

Лоб

Положение

бровей

Подвижность

лица



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!