Автор: Акулич Любовь Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: мбоу школа №9
Населённый пункт: п Буланаш,Артемовский р–он,Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный подход в условиях ФГОС на уроках"
Раздел: среднее образование
Деятельностный подход в условиях ФГОС на уроках
Несмотря на современные требования, иногда слышу от учителей,
проработавших не один год в школе, что перед контрольной работой все
задания подобные разобраны и решены на доске, а результат плачевный!
Для меня это нормальная картина-ведь на доске чаще всего решал не слабо
подготовленный ученик! Такому ученику все время показывают знакомый
велосипед и как на нем ездят другие, а самого за руль не допускают. Так что
же делать?
Предлагаю схему и технологию проведения урока, которая основана на
«Технологии индивидуального обучения Макарова».
1.
Класс делится на гомогенные группы(по 2 человека),т.е. такие пары
учеников, в которых примерно одинаковый уровень знаний и
психологически совместимых .(Чаще всего дети сами подбирают себе
пару, учитель только обговаривает условие подбора)Есть дети, которые
не любят работать в паре, тогда они работают индивидуально.
2.
Раздаю карточки на 2 варианта одного уровня (варианты чередуются
через пару) или несколько вариантов дифференцированных
(например, одна половина класса получает 2варианта,а другая тоже 2
варианта, но другого уровня)Слишком большое разнообразие
осложняет работу учителя-он не успевает или успевает с трудом.
3.
Объявляются критерии оценивания.
4.
Начинается работа в парах. Выполнив задание, проверив друг у друга,
один из учеников подходит к учителю. Учитель проверяет и на полях
ставит отметку «+» или «+-».
Если неправильно, переделывают, исправляют недочеты. На
проверку следующего задания уже идет другой ученик от пары. И т.д.
Парам более подготовленным можно выполнить и проверить 2-3
задания обязательного уровня одновременно.
Если пара не может начать выполнять задание, то один от пары
подходит на консультацию к учителю, а затем он объясняет другому.
Слабо подготовленная пара может каждое задание из обязательного
уровня выполнять несколько раз до полного понимания.(То есть,
например, ученики в паре выполнили первое задание с неоднократной
консультацией учителя, тогда учитель предлагает им повторно такого
типа задание из другого варианта) Учитель, зная уровень класса,
предусматривает такие ситуации.
5.
В конце урока дети ставят карандашом себе оценку исходя из
критериев оценивания. (Самооценка) Сдают тетради на проверку
учителю.
На другой урок у учащихся могут оказаться разные оценки (что бывает
редко),т.к. не тщательно проверили друг у друга и не исправили
недочеты.
6.
Получают домашнюю контрольную с ответами.(Ничего страшного, что
она с ответами-основная цель-создать мотивацию и научить!) Для
более подготовленных учащихся и успешно справившихся с вариантом
на уроке предлагаются задания творческого характера
Следующий урок-контрольная работа.
Если в классе 12-15 человек, то можно по такой технологии организовать
индивидуальную работу, как и предлагал Макаров. Но если больше 15
учащихся это очень сложно, т.к. учитель не успевает проверять задания.
Такого типа урок, урок обобщения и систематизации знаний, конечно
можно проводить не только перед контрольной работой.
В основу его положен деятельностный подход- «…я делаю-я усваиваю», что
является развивающей и движущей силой обучения, вызывающей радость у
учащихся за каждое выполненное задание, а на контрольной –уверенность в
своих силах.