Напоминание

Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой самореализации.


Автор: Евстигнеева Александра Владимировна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБУ ТЦСО "Восточное Измайлово"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой самореализации.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Евстигнеева Александра Владимировна психолог отделения социальной

реабилитации инвалидов,филиала Гольяново ГБУ ТЦСО Восточное

Измайлово.

Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой

самореализации.

Введение

Арт-терапия, объединение искусства и психотерапии- это экспериментальный

процесс, который использует искусство в качестве основного способа

общения и основан на убеждении, что творческий процесс исцеляет. Терапия

искусством может помочь взрослым и детям, индивидуально или группах

выразить себя, исследовать и понять чувства, мысли или проблемы, чтобы

справиться с трудностями и достигнуть определённых целей.

Цели и задачи:

• изучать и развивать арт- терапевтические методы и методологию

художественного восприятия.

• разрабатывать и осуществлять различные социокультурные, связанные с

искусством терапевтические, художественные мероприятия и мастер-классы,

предназначенные для детей и взрослых с различными возможностями

физического и психического здоровья,с целью развития творческого

мышления и помощи в реабилитации.

• проводить мероприятия в художественных музеях для лиц с ограничениями

жизнидеятельности;

• оказывать консультационную методологическую помощь специалистам и

оказывать реабилитационное лечение людям с различными физическими и

умственными способностями путем осуществления арт-терапии.

Социальная реабилитация инвалидов,включающая в себя комплекс мер

,направленных на адаптацию и социализацию людей с инвалидностью

проходит более эффективно при проведении арт терапевтических методик и

относится к комплексу адаптивных мер.

По мнению Копытина В.А. « Используемые в ходе реализации арт-

терапевтической программы организационные процедуры и формы работы

способствуют фокусировке внимания специалиста на решении задач,

соответствующих каждому из ее этапов и, в конечном итоге, повышают ее

эффективность»

Также по мнению Ваньшина С.Н. « Как ни ценны отдельные специальные

занятия для отдельных групп инвалидов или созданные специально для них

музейные выставки,гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную

экспозицию,предоставив возможность познавать ее вместе с другими»

Что такое социокультурная реабилитация для людей с инвалидностью?

Это прежде всего способ адаптации,компенсация утраченных возможностей

и коммуникации с более широким кругом людей.

В социокультурную реабилитацию входит много направлений

деятельности,мероприятий и обучающих тренингов.

На примере изучения иностранных языков можно отметить,что у людей

перенесших заболевания,влияющие на память ,она улучшается,появляется

уверенность и стремление к общению.

Также организация мероприятий ,направленных на сплочение группы,

активизирует людей, вызывая реакцию на положительный стимул .Занятие-

экскурсия или усилия-поощрение .

Отдельным блоком можно выделить занятия арт терапией,направленные на

развитие двигательной моторики, получению новых знаний,навыков,что

способствует устройству на работу.

Сюда входит декоративно-прикладное

искусство,музыкотерапия,библиотерапия,изучение предметов искусства

,лекции и многое другое.

Кроме межведомственного взаимодействия,проведение мониторинга по

выявлению талантов, людей способных обучить или обучаться,также имеет

важное значение,так как позволяет разработать новые направления

деятельности.

Эмоционально-волевая сфера людей с инвалидностью развивается с

помощью творчества,многочисленные труды по работе с посттравматическим

стрессом подтверждают наличие положительной динамики по снижению

стресса ,с помощью терапии изобразительным искусство.

Основная сила арт-терапии в трехстороннем процессе между человеком,

ищущим терапию, терапевтом и искусством . Созданная работа не должна

быть эстетически приятной, а участнику не нужно иметь предшествующий

опыт в искусстве. Сила арт-терапии заключается в том, что индивидуальная

терапия может привести к продуктивным результатам

Искусство предоставляет мощные и эффективные средства самовыражения

для людей всех возрастов и способностей. Каждый может использовать

потенциал, предлагаемый творческим процессом, для его здоровья и

благополучия. Любой человек из групп для отдельных лиц в семьи может

использовать искусство как терапию.

Преимущества арт-терапии могут быть довольно широкими, это может

помочь людям с их социальными навыками, улучшить психические,

эмоциональные и даже физические состояния (например уменьшить стресс).

Арт терапия обеспечивает доступ к коммуникации, решению проблем и

воображению

Посетители могут просматривать произведения искусства, которые могут

облегчить чувство изоляции от общества, выразить свои чувства, повысить

самооценку, уверенность и творческую направленность людей,а также

способствовать интеллектуальному стимулированию ,

Сотрудничество между музеями и арт-терапевтами служит катализатором

исцеления и трансформации с использованием коллективных ресурсов .

Основная часть

Социокультурная реабилитация в отделении социальной реабилитации

инвалидов филиала «Гольяново»

Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных

и поведенческих расстройств основаны на использовании разных форм

творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств

( живопись, лепка, коллаж, фотография и т. д.), музыкотерапию

,библиотерапию,языковые курсы, сказкотерапия, использование

метафорических карт.

На примере изучения иностранных языков (итальянского и французского)

можно отметить,что у слушателей ,происходят улучшения концентрации

памяти ,коммуникативных способностей,вовлечение в групповой процесс

работы,а также появляется уверенность в себе.

На базе отделения проводятся мастер-классы по лепке, плетению из газетной

бумаги, рисованию, валянию,изготовлению украшений из кожи и меха,для

улучшения мелкой моторики рук, памяти ,концентрации и развития

воображения.

Важным элементом адаптации является межведомственное взаимодействие с

музейными комплексами,организация посещений мероприятий и

возможность интеграции в творческую среду людей с инвалидностью.

Предметы искусства вызывают отреагирование чувств , способствуют

снижению психо-эмоционального напряжения и улучшают мотивацию к

постановке целей.

Занятия проходят в небольших группах ,в помещениях оборудованных

специально для того или иного занятия. В занятии можно выделить

невербальную фазу самовыражение и вербальную,когда участники

обсуждают формы работы и свои чувства.

Для эффективности социокультурной реабилитации необходимо постоянно

проводить беседы с целью выявления запросов и расширения творческих

направлений.

Заключение.

Творческая самореализация и арт-терапевтические мастерские эффективны

для реабилитации людей с инвалидностью , позволяя развить воображение,

коммуникацию ,возможность работы с различными группами.

Методики арт-терапии можно использовать в групповой работе ,

индивидуальном консультировании ,используя различные инструменты и

временной диапазон.

Арт-терапия способствует социализации ,используется как инструмент

диагностики, коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений,

анализа групповой динамики и адаптации.

Социокультурная реабилитация является важной частью реабилитационного

процесса,позволяя взаимодействовать с чувствами ,посредством творческого

процесса.

1.Валеева Н.Ш. «Социальная реабилитация» -2018-инфра м

2.

Сетракова, Д. Творческая реабилитация 2014-наша жизнь

3.Копытин А.И Арт-терапия детей и подростков 2016-с 3-литрес

4.Ягнюк К.В. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и

техники. Учебное пособие 2014-литрес

5.Якупов А.Н. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере

искусства (история,современное состояние , перспективы)-2015-научная

библиотека.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!