Автор: Евстигнеева Александра Владимировна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБУ ТЦСО "Восточное Измайлово"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой самореализации.
Раздел: дополнительное образование
Евстигнеева Александра Владимировна психолог отделения социальной
реабилитации инвалидов,филиала Гольяново ГБУ ТЦСО Восточное
Измайлово.
Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой
самореализации.
Введение
Арт-терапия, объединение искусства и психотерапии- это экспериментальный
процесс, который использует искусство в качестве основного способа
общения и основан на убеждении, что творческий процесс исцеляет. Терапия
искусством может помочь взрослым и детям, индивидуально или группах
выразить себя, исследовать и понять чувства, мысли или проблемы, чтобы
справиться с трудностями и достигнуть определённых целей.
Цели и задачи:
• изучать и развивать арт- терапевтические методы и методологию
художественного восприятия.
• разрабатывать и осуществлять различные социокультурные, связанные с
искусством терапевтические, художественные мероприятия и мастер-классы,
предназначенные для детей и взрослых с различными возможностями
физического и психического здоровья,с целью развития творческого
мышления и помощи в реабилитации.
• проводить мероприятия в художественных музеях для лиц с ограничениями
жизнидеятельности;
• оказывать консультационную методологическую помощь специалистам и
оказывать реабилитационное лечение людям с различными физическими и
умственными способностями путем осуществления арт-терапии.
Социальная реабилитация инвалидов,включающая в себя комплекс мер
,направленных на адаптацию и социализацию людей с инвалидностью
проходит более эффективно при проведении арт терапевтических методик и
относится к комплексу адаптивных мер.
По мнению Копытина В.А. « Используемые в ходе реализации арт-
терапевтической программы организационные процедуры и формы работы
способствуют фокусировке внимания специалиста на решении задач,
соответствующих каждому из ее этапов и, в конечном итоге, повышают ее
эффективность»
Также по мнению Ваньшина С.Н. « Как ни ценны отдельные специальные
занятия для отдельных групп инвалидов или созданные специально для них
музейные выставки,гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную
экспозицию,предоставив возможность познавать ее вместе с другими»
Что такое социокультурная реабилитация для людей с инвалидностью?
Это прежде всего способ адаптации,компенсация утраченных возможностей
и коммуникации с более широким кругом людей.
В социокультурную реабилитацию входит много направлений
деятельности,мероприятий и обучающих тренингов.
На примере изучения иностранных языков можно отметить,что у людей
перенесших заболевания,влияющие на память ,она улучшается,появляется
уверенность и стремление к общению.
Также организация мероприятий ,направленных на сплочение группы,
активизирует людей, вызывая реакцию на положительный стимул .Занятие-
экскурсия или усилия-поощрение .
Отдельным блоком можно выделить занятия арт терапией,направленные на
развитие двигательной моторики, получению новых знаний,навыков,что
способствует устройству на работу.
Сюда входит декоративно-прикладное
искусство,музыкотерапия,библиотерапия,изучение предметов искусства
,лекции и многое другое.
Кроме межведомственного взаимодействия,проведение мониторинга по
выявлению талантов, людей способных обучить или обучаться,также имеет
важное значение,так как позволяет разработать новые направления
деятельности.
Эмоционально-волевая сфера людей с инвалидностью развивается с
помощью творчества,многочисленные труды по работе с посттравматическим
стрессом подтверждают наличие положительной динамики по снижению
стресса ,с помощью терапии изобразительным искусство.
Основная сила арт-терапии в трехстороннем процессе между человеком,
ищущим терапию, терапевтом и искусством . Созданная работа не должна
быть эстетически приятной, а участнику не нужно иметь предшествующий
опыт в искусстве. Сила арт-терапии заключается в том, что индивидуальная
терапия может привести к продуктивным результатам
Искусство предоставляет мощные и эффективные средства самовыражения
для людей всех возрастов и способностей. Каждый может использовать
потенциал, предлагаемый творческим процессом, для его здоровья и
благополучия. Любой человек из групп для отдельных лиц в семьи может
использовать искусство как терапию.
Преимущества арт-терапии могут быть довольно широкими, это может
помочь людям с их социальными навыками, улучшить психические,
эмоциональные и даже физические состояния (например уменьшить стресс).
Арт терапия обеспечивает доступ к коммуникации, решению проблем и
воображению
Посетители могут просматривать произведения искусства, которые могут
облегчить чувство изоляции от общества, выразить свои чувства, повысить
самооценку, уверенность и творческую направленность людей,а также
способствовать интеллектуальному стимулированию ,
Сотрудничество между музеями и арт-терапевтами служит катализатором
исцеления и трансформации с использованием коллективных ресурсов .
Основная часть
Социокультурная реабилитация в отделении социальной реабилитации
инвалидов филиала «Гольяново»
Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных
и поведенческих расстройств основаны на использовании разных форм
творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств
( живопись, лепка, коллаж, фотография и т. д.), музыкотерапию
,библиотерапию,языковые курсы, сказкотерапия, использование
метафорических карт.
На примере изучения иностранных языков (итальянского и французского)
можно отметить,что у слушателей ,происходят улучшения концентрации
памяти ,коммуникативных способностей,вовлечение в групповой процесс
работы,а также появляется уверенность в себе.
На базе отделения проводятся мастер-классы по лепке, плетению из газетной
бумаги, рисованию, валянию,изготовлению украшений из кожи и меха,для
улучшения мелкой моторики рук, памяти ,концентрации и развития
воображения.
Важным элементом адаптации является межведомственное взаимодействие с
музейными комплексами,организация посещений мероприятий и
возможность интеграции в творческую среду людей с инвалидностью.
Предметы искусства вызывают отреагирование чувств , способствуют
снижению психо-эмоционального напряжения и улучшают мотивацию к
постановке целей.
Занятия проходят в небольших группах ,в помещениях оборудованных
специально для того или иного занятия. В занятии можно выделить
невербальную фазу самовыражение и вербальную,когда участники
обсуждают формы работы и свои чувства.
Для эффективности социокультурной реабилитации необходимо постоянно
проводить беседы с целью выявления запросов и расширения творческих
направлений.
Заключение.
Творческая самореализация и арт-терапевтические мастерские эффективны
для реабилитации людей с инвалидностью , позволяя развить воображение,
коммуникацию ,возможность работы с различными группами.
Методики арт-терапии можно использовать в групповой работе ,
индивидуальном консультировании ,используя различные инструменты и
временной диапазон.
Арт-терапия способствует социализации ,используется как инструмент
диагностики, коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений,
анализа групповой динамики и адаптации.
Социокультурная реабилитация является важной частью реабилитационного
процесса,позволяя взаимодействовать с чувствами ,посредством творческого
процесса.
1.Валеева Н.Ш. «Социальная реабилитация» -2018-инфра м
2.
Сетракова, Д. Творческая реабилитация 2014-наша жизнь
3.Копытин А.И Арт-терапия детей и подростков 2016-с 3-литрес
4.Ягнюк К.В. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и
техники. Учебное пособие 2014-литрес
5.Якупов А.Н. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере
искусства (история,современное состояние , перспективы)-2015-научная
библиотека.