Автор: Шуварикова Марина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ школа №22
Населённый пункт: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево ул. Октябрьская д.172
Наименование материала: эссе
Тема: "Кейс технология на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование
Кейс-технологии на уроках истории и обществознания
1.
Аннотация
В данной работе рассматривается тема применения и роли кейс-технологий
в современном образовательном процессе в целом, а также на уроках истории и
обществознания
в
частности.
Это
эссе
может
быть
полезно
педагогам,
специализирующимся на различных
учебных дисциплинах, а в особенности -
преподавателям истории и обществознания, так как эти дисциплины в работе
рассмотрены более подробно.
2.
Содержание
2.1.
Введение
Кейс-технологии в современном образовательном процессе занимают все
более значимую роль. В настоящее время все большее внимание уделяется
практике
учащихся
и
отдалением
от
сугубо
теоретического
рассмотрения
материала, мало соотносящимся с проблемами, встречающимися и требующими
оптимального решения в реальности.
В
основном
кейсы
используются
в
рамках
обучения
дисциплинам, в
которых нет единственного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько
версий ответов, которые могут конкурировать между собой по степени точности;
проблема преподавания направлена на получение не единственного ответа, а
многих вариантов ответов и ориентацию их в проблемном поле.
Уникальность кейс-технологий заключается в том, что они направлены на
преодоление
пассивного
отношения
обучающихся,
так
как
происходит
столкновение
взглядов,
защита
своей
точки
зрения,
отрабатываются
умения
высказывать, аргументировать, анализировать, доказывать, строить диалог.
2.2.
Роль кейс-технологий в учебном процессе
Кейс-технологии можно охарактеризовать как технологии, основанные на
наборах
кейсов
(конкретных
ситуациях),
учебно-методических
материалах
и
предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения и решения.
Особенностью
данной
технологии
является
то,
что
она
требует
понимания,
критического рассмотрения и решения конкретных ситуаций, проблем, случаев
(собственно кейсов). Кейс - это отображение ситуации, относящейся к какой-то
практике и содержащей в себе некую проблему, требующую разрешения. Этот
метод
обучения
предоставляет
учащимся
возможность
проанализировать
и
рассмотреть
конкретный
случай c
целью
найти
оптимальное
решение
и
рассмотреть
возможные
последствия
и
риски
[1].
Особая
ценность
кейс-
технологий заключается именно в том, что они позволяют уйти от теоретических и
оторванных от реальной жизни решений, конкретизировать задачу.
Одной из проблем обучения является то, что задачи, предлагаемые для
рассмотрения, являются нереалистичными, отдаленными от актуальных проблем.
Вследствие этого учащиеся решают эти задачи «по шаблону», рассматривают их
только с одной из сторон, таким образом не реализуя свой интеллектуальный и
творческий
потенциал
в
полной
мере.
Решением
данной
проблемы
является
применение
кейс-технологий
в
образовательной
среде:
предлагаемые
для
рассмотрения задачи являются иллюстрацией ситуаций реальной жизни, что, в
свою
очередь,
подразумевает
наличие
нескольких
альтернативных
вариантов
решения, каждый из которых может повлечь за собой определенные последствия
и
риски,
которые
учащимся
также
необходимо
учесть
и
выбрать
наиболее
оптимальный способ решения.
При
этом
следует
учитывать,
что
предъявляемые
кейсы,
чтобы
действительно
способствовать
реализации
и
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
должны
соответствовать
ряду
определенных
требований,
например,
содержать
достоверные
и
актуальные
материалы,
затрагивать различные аспекты реальной жизни и деятельности, способствовать
возникновению дискуссий [3].
Также хотелось бы отметить, что при применении кейс-технологий учащиеся
сами получают знания из собственной деятельности, в свою очередь это связано с
тем,
что
решение
ситуативных
задач
актуализирует
у
школьников
интерес
и
формирует
любознательность.
В
процессе
решения
кейсов
педагог
является
скорее модератором и при необходимости направляет процесс, предоставляя при
этом ученикам определенную свободу в действиях и направлении мысли.
2.3.
Роль кейс-технологий на уроках истории и обществознания
История и обществознание, как учебные дисциплины, имеют существенную
социокультурную
роль
в
сфере
образования.
Мы
остановимся
на
наиболее
важных
в
контексте
данной
работы
аспектах.
Для
истории
ими
являются
следующие:
- реализация познавательных и интеллектуальных способностей с целью
формирования
исторической
грамотности,
актуальную
в
контексте
борьбы
с
фальсификацией истории;
- основы гражданской, этнической и национальной самоидентификации.
В свою очередь, изучение обществознания:
- закладывает системные представления о функционировании и структуре
современного
общества,
формирует
смысловые
ориентиры
в
познании
общественных явлений;
- формирует особое мышление, необходимое для развития компетентности
личности в аспекте социализации;
- формирует навык работы с различной социальной информацией и ее
использования в реальной жизни для решения каких-либо практических ситуаций
[2].
Для
реализации
данных
задач
требуются
различные
навыки
и
знания.
Например,
для
решения
проблемы
фальсификации
истории
и
требуется
критическое
мышление;
для
здоровой
национальной
или
этнической
самоидентификации
(без
проявлений
национализма
или
расизма)
–
умение
понять
чужую
точку
зрения,
при
этом
оставшись
верным
своей;
умение
воспринимать
общество
как
целостную
систему
требует
умения
выстраивать
причинно-следственных связи; компетентность личности в области социализации
требует умения налаживать связи с окружающими людьми, взаимодействовать с
ними
в
процессе
решения
задачи;
применение
социальной
информации
для
решения актуальных практических проблем требует определенного творческого
подхода.
Умение
эффективно
работать
с
различными
источниками
информации,
определять
главное,
выявлять
несоответствия
и
анализировать
полученные
данные являются крайне важными навыками для успешного формирования всех
компетенций, способностей и качеств, обозначенных в задачах изучения истории и
обществознания.
Как можно заметить, на развитие всех перечисленных навыков и умений
направлены кейс-технологии. Акцент обучения в рамках этого метода делается на
поиск
знаний,
анализ
(что
формирует
критическое
мышление
и
навык
эффективного поиска информации), иногда – на групповую работу (что формирует
навык эффективной работы в команде).
2.4.
Заключение
Из
вышеизложенного
можно
заключить,
что
кейс-технологии
дают
уникальные возможности для развития различных навыков учащихся. Сложность
и многогранность рассматриваемых задач позволяет сформировать у школьников
способность
мыслить
логически,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
моделировать
и
прогнозировать
последствия
принимаемых
решений,
рассматривать
проблему
комплексно
и
с
различных
сторон.
Также
поиск
информации
и
оптимальных
решений
развивает
креативность
и
творческий
подход, оригинальность мышления, что особенно ценится в современном мире.
Кроме того, если для решения кейсов учащиеся объединены в группы, это
способствует
развитию
коммуникативных
навыков
и
компетенций,
умению
отстаивать свое мнение, критиковать и прислушиваться к критике в свой адрес,
убеждать,
а
также
прислушиваться
к
точке
зрения
других,
формирует
навык
работы и принятия решений в коллективе.
Таким
образом,
нельзя
отрицать
эффективность
и
актуальность
применения кейс-технологий в современном образовательном процессе в целом,
так и на уроках истории и обществознания в частности.
3. Список использованных источников и литературы
1.
Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода /
Л.К.
Гейхман
/
Матер.
II
Международ.
Науч.-
практ.
Конф.
(Пермь,
6-8
февраля 2007 г.). -Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
2.
Особенности
преподавания
учебных
предметов
«История»
и
«Обществознание» в 2017/18 учебном году». Метод.рекомендации / авт.-
сост.: Сафронова И.В., Фокеева И.М. – Казань: ИРО РТ, 2017. – 97 с.
3.
Раджабалиев
Г.П.,
Гаджикурбанова
Г.М.
Кейс-технологии
в
учебном
процессе
вуза/
«Модернизация
образования
в
профессиональных
и
общеобразовательных организациях». Межвузовская научно-практическая
конференция 27-28 апреля 2014 г. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 176-184.