Авторы: Андреева Надежда Федоровна, Андреева Надежда Фёдоровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа № 556
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Физкультурно–оздоровительный проект на тему "Здоровячек"
Раздел: дошкольное образование
Физкультурно-оздоровительный проект
на тему «Здоровячек»
Автор проекта: Андреева Надежда Федоровна
Девиз проекта:
«Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»
Актуальность.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение
создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,
воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового
образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о
дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления
физического и психического здоровья детей относит к основным задачам
образовательного учреждения. В Уставе МКДОУ, как и в образовательной программе
нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на
первом месте.
Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека
как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания.
Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов
(социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в
системе воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения
решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации
здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют
здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание
валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников,
позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи.
Пояснительная записка.
Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный
материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют
внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.
Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе
жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.
Особенности:
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического
воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая
выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для
полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление
здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу
физическое развитие. Подвижные игры и игровые упражнения - естественные спутники
жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и
личностные качества ребенка.
Новизна и оригинальность:
Заключается в интеграции валеологических знаний в различные виды детской
деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм
работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и
физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему
здоровью.
Задачи:
Образовательная область «Здоровье»
•
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях,
осознанное отношение кним, способность к самоконтролю, самооценке при
выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
•
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни
человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления
своих органов и систем.
Образовательная область «Физическая культура»
•
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
•
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
•
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту.
Образовательная область «Социализация»
•
Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка, социализация ребёнка в обществе.
•
Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
•
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть,
трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
•
Обогащать словарь.
Участники проекта:
-
дети;
-
педагоги;
-
родители.
Срок реализации: 2 недели.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Формы проведения:
- познавательно – исследовательская деятельность;
- работа с узкими специалистами;
- экскурсии, целевые прогулки;
- беседы;
- игры, развлечения;
- конкурсы;
- самостоятельная деятельность;
- работа с родителями.
С целью систематизации и решения широкого спектра задач проект будет осуществляться
на основе следующих направлений:
«Физическое»
«Социально-личностное»
«Познавательно-речевое»
«Художественно-эстетическое»
Планируемый результат:
1. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
2. Повышение уровня физ-х способностей по разделам « Движение» и
«Дыхание».
3. Снижение заболеваемости.
Для родителей:
1. Сформированная активная родительская позиция.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Тематический план.
Дни
Тема
заняти
й
Вид деятельности и формы работы
Работа с родителями
1 неделя. Блок «Я и мое тело».
1.
«Сердце своё
сберегу, сам себе я
помогу»
Беседы по темам:
«Веселые движения» «Цветок Здоровья» «Чудо-
нос»
Рассматривание иллюстраций из книги Г.Юдина
«Главное чудо света» (« Кровообращение»)
Экран эмоций.
Конструктор тела.
Игра « Можно- нельзя».
Игровой самомассаж «Тело».
Рассматривание иллюстраций С. Козловой
«Я – человек»
Чтение: Г.К. Андерсен «Снежная королева».
Игры: «Что ты знаешь о сердце», «Послушай
свойорганизм», «Кровяные пароходики»
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника с разными
отделениями», «Аптека»
Дыхательные игры : «Охота», «Ныряние»,
«Приятный запах»
Анкетирование
родителей:
«Отношение
родителей к здоровью
и здоровому образу
жизни своего ребенка»
Консультация:
«Развитие ребенка и
его здоровье»
Консультация
« Берегите сердце пока
оно бьётся»
2.
«Как мы дышим»
Рассматривание иллюстраций С. Козловой
«Я – человек»
Беседа на тему «Для чего мы дышим»
Чтение «Как медведь трубку курил» С.
Михалков,
«Зачем носик малышам» В. Бианки
«Чей нос лучше?»
Дыхательная гимнастика: «Гармошка»,
«Комары», «Одуванчик», «Ветер», «Петух»
Игра «Узнай по запаху»
КВН «И в шутку и всерьёз»;
Спортивное развлечение «Спортивный огород»;
Консультация « Без
дыханья жизни нет».
Практикум:
«Дыхательная
гимнастика»
Консультация:
« Лечебная гимнастика
и точечный массаж для
часто болеющих
детей»
3.
«Пищеварительный тракт»
Рассматривание иллюстраций в книге
«Ты и твоё тело»
Беседы на темы:
«О профессии повара», «Полезная и вредная
пища»
Чтение Ю. Тувим «Овощи», Н.Егоров «Редиска»,
«Горох», «Огурцы», «Помидор»
Загадки об овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Дидактическая игра « Сварим суп из овощей»
Сюжетно-ролевые игры: « Супермаркет»,
« Столовая», « Семья»
Выставка детских рисунков: « Мое Здоровье»
Консультация
«Питание и здоровье
дошкольника»
Конкурс рисунков
«Забота о Здоровье в
нашей семье»
4.
«Будем стройными и красивыми»
Рассматривание иллюстраций С. Козловой
« Я – человек»
Беседа на тему: «Следи за своей осанкой»
Чтение С. Маршак «Великан», А. Барто
«Я расту», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»,
В. Катаев «Цветик – семицветик»,
Е. Багрян «Маленький спортсмен»
Дидактическая игра « Покажи отгадку»
Художественное творчество (рисование)
«У доброго человека тёплая душа, а у злого
холодная».
Консультация
«Как сформировать
правильную осанку»
Рекомендации
родителям по
укреплению здоровья
5.
«Волшебная страна – здоровье!»
Беседы: Как сохранить здоровье»,
« Правила безопасной жизни»,
« Кто помогает тебе быть здоровым?»
Разгадывание кроссворда «Мой организм»
КВН «Если хочешь быть здоровым»
Дидактические игры «Что такое хорошо, что
такое плохо»
Игра «Витаминная Семья»,«Отгадай какие
привычки полезные, а какие вредные»
Чтение: Э. Мошковская «Приказ», Г. Виеру
«С добрым утром», А. Прокофьев «Вечером»
Театрализованное представление
«Репка на спортивный лад»
Консультация «Семь
заповедей, чтобы
сохранить жизнь
детям»
2 неделя. Блок «Полезная еда».
1.
«Волшебство поведения за
столом»
- проведение мероприятий по плану «неделя
здоровья».
- беседа с детьми о правильном использовании
столовых приборов,
- дидактические игры «Полезно и вредно»,
«Съедобное - несъедобное»,
- настольно-печатная игра «Подбери витамин»,
- отгадывание загадок о продуктах.
- двигательные импровизации «Я расту»,
«Витаминчик». «Что растет на грядке»,
- творческие задания «Игры Ростика»
- индивидуальные
беседы с родителями
«Правила поведения за
столом в вашей
семье»,
- папка-передвижка
«Здоровое питание
ребенка в дошкольном
возрасте».
- организация
семинара-практикума
«Составление
праздничного меню
2.
«Волшебство полезной еды»
- «Вкусные задачки» (проблемные ситуации,
связанные с едой»),
- дидактические игры «Полезно и не очень»,
«Семь витаминов»,
- коммуникативные игры: «Ладонь в ладонь»,
«Доверительное падение»,
- двигательные импровизации «подарки к
празднику»,
- приготовление вкусного салата «Здоровье»
Комплексы дыхания:«Силовое дыхание»
« Звуковое дыхание», « Ритмическое дыхание»
Памятка для
родителей по
оздоровлению детей.
Азбука для родителей
«Как предупредить
простудное
заболевание»
3.
«Волшебство режима питания»
- игровое упражнение «Принимаем гостей»,
- дидактическая игра «Полезно и не очень»,
- д/и «Кому что нужно», «Определи на вкус»,
- дыхательная гимнастика «Какой приятный
запах»,
- беседа и рассматривание картинок в
энциклопедии «Человек»,
- работа с наглядным пособием «Фрукты и
овощи»,
- коллективная аппликация «Полезная еда»
Продуктивная деятельность: декоративная
рельефная лепка «Стройные люди»
Конкурс семейных
газет
«Здоровый образ
жизни нашей семьи»
4.
«Домашние способы борьбы с
болезнью»
- игровые упражнения: «Чих», «Чистые руки»,
- двигательные игры на развитие внимания и
ловкости,
- беседа о питании и пользе некоторых продуктов
для здоровья зубов,
- беседа с детьми «Как ухаживать за зубами»,
- развивающие и проблемные ситуации «Болит
живот», «Зуб болит»,
- д/и «Определи на вкус»,
- рассматривание зубов при помощи зеркала,
- ролевые сценки «В кабинете у врача»
- советы по уходу за
зубами,
- приобретение
гигиенических
принадлежностей по
уходу за полостью рта,
- контроль за чисткой
зубов детей,
- совместный досуг
«Здоровое питание»
5.
«Я вырасту здоровым»
Познание «Вредная еда»
Рассматривание картинок с изображением
здорового и больного зуба, картинки с
изображением последовательности действий при
чистке зубов, зубные щетки на каждого ребенка.
Д/и «Еда для Здоровячков и
Хлюпиков»,;«Разложи по порядку».
Интегрированная деятельность: чтение
обсуждение, заучивание стихов, песен,
поговорок. Слушание музыки; рассматривание
иллюстраций.
Разучивание стихов: Э. Мошковской " Дедушка и
мальчик".
Наглядная
информация: «Как
стать Неболейкой»
Почта родителей:
(письменные
консультации).
«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»