Автор: Конюшева Татьяна Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: Программа духовно–нравственного воспитания
Тема: "ЗЁРНЫШКИ ДОБРА"
Раздел: дошкольное образование
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников
«ЗЁРНЫШКИ ДОБРА»
Пояснительная записка.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в экономических
трудностях, а в разрушении личности. Ныне отмечается общий рост агрессивности и
жестокости людей, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Как известно, дошкольный возраст является сензитивным периодом жизни человека.
Так, В.В. Зеньковский,
русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, в
своё время назвал дошкольный период золотой порой для духовно-нравственного
становления личности и выделил следующие психологические новообразования в
дошкольном возрасте, которые служат основой для её развития: эмоциональная
чувствительность, способность идентификации с другими людьми, перснонажами сказок,
способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного
смысла «хорошо - плохо», «можно – нельзя – надо».
Именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, её
нравственные и культурные ценности
.
Какой будет наша жизнь, во многом зависит от нас
и от того воспитания и мировоззрения, которое мы заложим в сознание детей. Мы не
сможем вырастить нравственно здоровое поколение без той духовности, которую
закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий. Православная
педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю.
Однако длительный, на протяжении нескольких десятилетий, отказ от православных
ценностей привёл сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление и
бездуховность общества. Православное же мировоззрение, христианские ценности,
которые стали возрождаться в последнее время, необходимо внедрять в воспитательно-
образовательный процесс с детского сада. Без изучения основ православия дети не
вырастут истинными патриотами своей Родины, посещение ими православных храмов
будет неосмысленным, а православные праздники будут отмечаться как дань веяниям
времени без проникновения в их суть.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни является важной
педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или
безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде
всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное
возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро
нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные
компоненты в содержании образования. Это подтверждают и высказывания главных лиц
нашего государства.
«…Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства,
православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия.
Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя,
ищем нравственные основы жизни», - В.В. Путин.
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и
справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и
общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество,
формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России
сохранить свои исторические корни и духовно-культурную самостоятельность», - Д.А.
Медведев.
3
С момента вступления в силу с 1 сентября 2013 г. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»
(29.12.12 года № 273) и принятия Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ №
1155 от 17.10.2013г.) государственные и муниципальные дошкольные образовательные
учреждения могут реализовывать духовно-нравственный компонент в образовательной
программе, формируемой участниками образовательного процесса.
Православный компонент дошкольного образования может быть реализован в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на
добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей
или лиц, их замещающих).
В преамбуле Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и
религиозных объединениях» признаётся особая роль православия в истории России, в
становлении и развитии её духовности и культуры.
Закон вводит представления о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных
проблем:
- первый – уровень России, где православие признаётся государствообразующей и
культурообразующей конфессией (этот уровень принято называть федеральным);
- второй – уровень регионов России, где следует говорить не только о православии, но
и о других конфессиях как части исторического наследия.
Эти положения конкретизированы в Законе РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об
образовании», согласно которому система образования обязана защищать и развивать
национальные культурные традиции и особенности в условиях многонационального
государства (ст. 2, п. 2).
Нет сомнения, что православная педагогика – часть национальной культуры и
традиции. И на сегодняшний день православие может предложить российскому обществу
позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении тысячелетия. На её
основе в 1993 г. впревые была разработана Концепция православного дошкольного
воспитания, которая сыграла свою роль в развитии системы православно
ориентированных дошкольных учреждений.
При разработке концепции духовно-нравственного воспитания (разработана
Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии
образования под руководством А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова и др.) в условиях
православной культуры были разработаны принципы законности и практической
ориентации, исторической преемственности, сотрудничества, позволяющие внедрять
основы духовно-нравственного воспитания и образования в практику работы с детьми
дошкольного возраста:
- принцип законностии практической ориентации означает соответствие
законодательству РФ, нормам международного права, а также опору на традицию
российской педагогической практики и современное её состояние;
- принцип исторической преемственности заключается в опоре на труды выдающихся
представителей отечественной философской и психолого-педагогической мысли (И.А.
Ильин, К.Д. Ушинский), а также использование трудов современных авторов с целью
продолжения богатых отечественных традиций духовно-нравтсвенного воспитания, их
совершенствования с учётом реалий сегодняшнего дня;
- принцип сотрудничества означает ориентацию на взаимодействие всех институтов
воспитания, заинтересованных в духовно-нравственном здоровье подрастающего
поколения россиян.
С опорой на данные принципы разработкой системы духовно-нравственного
воспитания и образования в современных детских садах занимались такие авторы, как
Н.И. Бабкин, Л.П. Гладких, С.Ю. Дивногорцева, А.А. Корзинкин, В.М. Меньшиков, Т.И.
4
Петракова и др. Они считали необходимым раскрывать и выявлять духовные ресурсы
личности на основе принятия детьми дошкольного возраста духовно-нравственных
ценностей, характерных для православной культуры.
А такие отечественные мыслители и учёные, как А.А. Ухтомский, И.А. Ильин, М.М.
Бахтин, В.В. Зеньковский и другие рассматривали воспитание как процесс приобщения
личности к отечественной духовой культуре, в которой органически осуществляется связь
проблем педагогики с духом христианства.
В этой связи считаю, что тема моего опыта особо значима и актуальна.
Новизна опыта заключается в комплексном решении задач формирования у детей
духовно-нравственных ценностей через непосредственную образовательную деятельность
и работу вне занятий, через развитие эстетических интересов, художественных
потребностей и творчества в соответствии с ценностями православной культуры, через
приобщение к духовно-нравственной литературе.
Целью моей работы стало развитие духовно-нравственных ценностей детей в
процессе реализации программы по основам православной культуры «Зёрнышки добра».
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.
Создать условия для осуществления духовно-нравственного воспитания детей,
организовать предметно-развивающее пространство, обновить методическую и
материальную базу группы;
2.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном
мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными
сведениями из Священной Истории (такими, как Рождество и Воскресение Иисуса
Христа, краткими сведениями о земной жизни Спасителя, детских годах
Богородицы), а так же о жизни Святых (Святителя Николая, Сергия Радонежского
и других почитаемых в России Святых).
3.
Приобщать детей к православным традициям через знакомство с детской
православной и художественной литературой, через участие в театрализованных
постановках в основных православных праздниках. Показать их тесную и
органическую связь с народной жизнью, познакомить с особенностями
подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к
традициям нашего народа.
4.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть
отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Пробуждать такие
переживания и чувства, как долг, совесть, ответственность, патриотизм, вера,
надежда, любовь, милосердие, сострадание и сорадование, и через них
формировать нравственную позицию личности ребёнка.
5.
Корректировать негативные проявления и побочные наклонности детей в
соответствии с нормой, нравственным абсолютом.
6.
Повысить уровень информационной компетентности родителей и педагогов по
основам православной культуры.
Предполагаемые результаты:
1.
У воспитанников будут сформированы представления о православных праздниках,
о Святых, почитаемых на Руси, кратко о Священной истории, о православных
традициях.
2.
Появится устойчивость навыков поведения, стабильность в психическом развитии.
3.
Будут сформированы основы ценностных качеств личности.
4.
Произойдёт укрепление детского коллектива, где каждый ребёнок самоценен и все
пребывают в гармонии друг с другом.
5
5.
У детей будет сформировано уважительное отношение к родителям, старшим,
сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому и отрицательное
отношение к аморальным поступкам.
6.
В воспитанниках должно проявляться ценностное отношение к труду и творчеству,
уважительное отношение к людям разных профессий и толерантное отношение к
людям иных вероисповеданий.
7.
Дошкольники будут иметь элементарные представления о значимой роли морали и
нравственности в сохранении здоровья человека.
8.
Дети будут иметь представления о душевной красоте человека.
9.
Ребята должны проявлять интерес к продуктивным занятиям по основам
православия, активно принимать участие в праздниках и театральных постановках.
10. Воспитанники станут понимать своё место в семье и посильно участвовать в
домашних делах.
11. Повысится уровень информационной просвещённости родителей по
православному воспитанию детей, повысится интерес к духовной жизни, родители
станут активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на
духовно-нравтсвенноЕ воспитание детей.
Опыт работы
Начав работать с детьми группы временного пребывания, я обратила внимание, что
дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества, как злость,
жадность, самолюбие, обидчивость, драчливость. Передо мной встала задача, как научить
детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что
это именно то направление работы – работы с душой ребёнка. И оно мне близко по духу.
Под руководством старшего воспитателя З.А. Рыжиковой я подобрала методическую
литературу по разным направлениям, она предоставила для группы кукол би-ба-бо для
проведения театрализованных представлений, православную литературу для чтения детям.
Вначале своего педагогического опыта методом анкетирования родителей я
определила их отношение к данному направлению работы. 100 % родителей считают, что
дети должны получать знания о традиционной православной культуре в дошкольном
образовательном учреждении. Ими добровольно были подписаны согласия о проведении
углубленной работы с детьми по теме православия, об участии в некоторых мероприятиях
священников, о посещении детьми православного храма и причащении Святых
Христовых тайн.
Моя работа началась с пересмотра развивающей среды в группе. Оформила
православный уголок для детей, в оформлении использованы элементы православной
культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголка также представлено
православной литературой для детей, раскрасками, подборкой детских православных
журналов, православных календарей для детей, консультативного и информационного
материала для родителей. Был выписан православный журнал для детей «Шишкин лес».
Я серьёзно отнеслась к содержанию дидактических игр и игрушек для детей. Старалась
не допускать таких игрушек как монстры, различные виды игрушечного оружия
(автоматы, пистолеты и т.п.). Создала подборку словесных дидактических игр на духовные
темы, таких как «Подбери цвет», «Шарик с пожеланиями», «Пять орешков», «Помоги
дедушке и бабушке», «Пасхальный кулич», «Заветные буквы», «Розовые очки»,
«Волшебный стул», «Свеча», «Ангел-хранитель» и другие.
Совместно с родителями была создана папка «Касимов православный», где можно
увидеть православные экспонаты из краеведческого музея, нового музея колоколов, иконы,
православные храмы Касимова и другое. Также с участием коллег и родителей оформлены
папки: «О Серафиме Саровском», «Образ Богоматери в иконах», «Святые
6
целители и бессребренники».
Для родителей оформлена православная страничка «Весточки православия» в
родительском уголке в раздевалке, на которой размещается информация по христианскому
воспитанию и о семейных традициях. Подготовлены папки-передвижки с консультациями,
рекомендациями, советами и памятки на темы: «Роль религиозных праздников в семье»,
«Как воспитать уважение к матери», «Воспитание детей сказкой», «Православное
воспитание», «Настоящая любовь», «Чтобы быть авторитетом для ребёнка», «Как помочь
ребёнку стать вежливым», «О наказании», «Педагогическое руководство воспитательным
процессом», «Об ответственности за воспитание детей», «О том, как воспитать ребёнка
добрым», «Как определить день именин», «Как воспитать дружелюбного ребёнка»,
«Причти святых отцов о воспитании», «Десять заповедей», «Почему надо читать детям» и
другие.
Периодически оформлялась фотовыставка «Мы познаём мир», которая отражала для
родителей и педагогов работу по православному воспитанию, проводимую в группе.
Работа с детьми проводилась в игровой форме через организацию непосредственно –
образовательной и совместной деятельности детей и взрослых. Для того, чтобы решить
поставленные задачи я, прежде всего, старалась открыть для детей в их собственных
сердцах то доброе, что они знают и любят; вызвать в каждом ребёнке запрос на красивое,
светлое, через знакомые для них образы и реальности окружающего мира, учила замечать
и самим создавать прекрасное.
Работу строила по таким направлениям:
- Духовно-образовательное;
- Музыкально-эстетическое;
- Нравственно-трудовое.
В разных видах детской деятельности учила детей понимать целесообразность
устроения окружающего мира, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых
выстроены человеческие отношения. Знакомила детей с христианскими этическими
нормами – заповедями и правилами жизни.
Для реализации духовно-образовательного направления использовала следующие
формы и методы:
- НОД на темы: «Беседа о Рождестве Пресвятой Богородицы», «О Покрове Пресвятой
Богородицы», «Об Архангеле Михаиле», «Аппликация «Середчко для мамы», «Храм»,
«Рисование Ангел-хранитель», «Сказание о Рождестве Христовом» и другие.
- чтение Нового Завета для детей; современных православных журналов для
дошкольников «Свечечка», «Шишкин лес», «Родничок», «Православная радуга»;
- обсуждение литературных произведений Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Осеевой,
Б. Ганаго, А. Ишимова и других авторов;
- рассматривание икон;
- проведение этических бесед, викторин, конкурсов;
- показ мультимедийных фильмов, прослушивание в аудиозаписи рассказов Бориса
Ганаго, детской Библии, православных радиопередач, сказок;
- использование дидактических игр «Исправь ошибку», «Знаешь ли ты?» и др.
- просмотр православных мультфильмов «Чудесный ужин в сочельник», «Архангел
Михаил», «Молитва «Отче наш» и других.
Я помогала детям почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога. Это
преподносилось и через короткие рассказы на духовные темы. Дети заучивали доступные
и понятные молитвы: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе,
Господи!», учились совершать крестное знамение.
Также я знакомила детей с простыми и доступными их пониманию библейскими
рассказами, читая их и ставя детям аудиозапись в исполнении профессиональных чтецов.
Сначала дети с невниманием относились к прослушиванию, так как многое было трудно
7
для их понимания, но после разъяснений дети привыкли к этому методу, с интересом
относились к прослушанному, отвечали на вопросы по содержанию, учились делать
выводы.
Ребятам преподносились краткие сведения из Нового Завета, показывались
изображения младенца Иисуса Христа, Божией Матери и другие. С житиями святых детей
знакомила в форме кратких рассказов с показом соответствующих рисунков, иллюстраций
из книг.
В День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребёнка старалась поздравить
его. Вместе с детьми мы преподносили подарок, пели песню, читали стихи, высказывали
пожелания, проводили совместную трапезу с чаепитием за общим столом.
Духовным наставником нашего дошкольного учреждения является настоятель
Троицкого храма иерей Николай Верховцев. Отец Николай встречается с родителями и
детьми на праздниках. Часто можно услышать, как дети называют отца Николая «Это –
наш батюшка». Ждут его прихода в детский сад, желают задать ему свои
непосредственные детские вопросы, на которые он с радостью даёт ответы.
В духовном воспитании ребёнка одной из главных задач, является воспитание
привычки к делам милосердия. Поэтому в перспективный план работы была внесена
практика доброделания. «Ангелочков из солёного теста» мы делали в подарок школьникам
из соседней начальной школы № 4 с ограниченными возможностями здоровья. Проводили
игру «Помощники Святителя Николая», которая помогала в обучении детей делать добрые
дела не напоказ. «Угощение соседям» - тоже помогло в практике доброделания. Здесь дети
избавлялись от такой плохой черты как жадность, учились делиться последним и, стоит
отметить, что некоторым детям это удавалось легко и со временем превратилось в
привычку.
У нас в группе появилась хорошая традиция – вечернее чтение. Благо, что удалось
приобрести в Троице-Сергиевой лавре и иконной лавке Касимовского Успенского храма
много детской православной литературы. Поучительные нравственные рассказы
побуждали детей к применению полученных представлений на практике. Постепенно они
помогли нам избавиться от мелких краж, от обзывательств, от отговорок и пререканий
взрослым и ещё чего многого дурного. Дети научились культурно вести себя за столом,
вежливо обращаться ко взрослым с просьбой. Думается, что это ещё не последние плоды
поучительных чтений. Ведь каждый рассказ – жемчужина, добавляющая блеска в
ожерелье нравственного поведения ребёнка.
Особое место в духовно-нравственном воспитании занимала музыка, которая передаёт
всю гамму чувств, расширяет представления о чувствах человека, проявляющихся в
реальной жизни.
Музыка развивается очень естественно, легко воспринимается и запоминается. Для
формирования общечеловеческих ценностей правильно подобранный песенный
репертуар являлся одним из основных механизмов. В этой работе неоценимую помощь
оказала наш музыкальный руководитель Е.Ф. Алексанина. Песенный жанр способствовал
эмоциональной отзывчивости детей, их творческому самовыражению. Песня вводила их в
духовную жизнь, придавая эмоциональную окраску их мыслям, учила доброте, дружбе,
уважению к старшим, любви к природе. Мы использовали песни различных авторов, как
широко известных (Ю.Чичкова, В.Шаинского и др.), так и современных (Л.Олифировой,
З.Роот, М.Еремеевой и др.). В процессе знакомства с русским народным творчеством дети
осознавали и усваивали народную мелодию, переживания простого русского народа,
восхищения природой.
Музыкально-ритмические движения так же являлись важной составляющей в
духовно-нравственном развитии личности ребёнка. Возможность выразить свои чувства в
движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияло на способность
ребёнка контролировать их и делать более гармоничными.
Тщательно отобранный репертуар способствовал воспитанию нравственно-волевых
8
качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе, воспитания
дружеского взаимоотношения в танцах, умения подчинять свои интересы интересам всего
коллектива). Мы использовали различные хороводные игры («Плетень», «Гори ясно»,
«Пошла млада», «Посеяли девки лён» и др.).
Стало доброй традицией проводить такие праздники как «Осенины», «Рождество»,
«Масленица», «Пасха», «Праздник берёзки».
Дети и взрослые являлись активными участниками этих праздников: водили хороводы,
пели песни, играли на музыкальных инструментах и в народные игры, показывали
маленькие сценки («Под грибом», «Морозко», «Пасхальный колобок» и др.), дарили
подарки-сувениры гостям, изготовленные своими руками. Воспитанники и родители
знакомились с православными народными праздниками, с нормами христианской морали,
с историей родного края, изготовляли своими руками костюмы для выступлений.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-
нравственному воспитанию способствовала эстетическому и интеллектуальному развитию
детей, развивала творческую и познавательную активность, учила осознанному
отношению к восприятию музыки и другим видам искусства. Это наполняло детей
радостью, открывало огромный мир добра, света, красоты и учило их творчески
преобразовывать окружающий мир.
Одной из эффективных форм воздействия при формировании нравственных
личностных качеств дошкольников стала организация и проведение кукольных
спектаклей. Был разработан ряд кукольных спектаклей, один из которых был
представлен в декабре на открытом занятии «Неизвестный спаситель» о Николае
Чудотворце.
Готовясь к праздникам, дети и родители получали первые представления об их смысле
и значении для верующих. Формированию эмоционального отношения способствовало
включение детей в практическую продуктивную деятельсноть: дети лепили из теста
жаворонков к Благовещению, вырезали Ангелов к Рождеству, расписывали яйца к Пасхе и
т.д. Образ Ангела был самым любимым. Дети с удовольствием его рисовали, лепили,
разговаривали с ним. Я пользовалась этим интересом и просила детей порассуждать, когда
Ангел радуется, а когда печалится. Дети быстро соотносили «реакцию» небесного
вестника на исполнение или нарушение нравственных норм с тем, что такое хорошо и что
такое плохо.
С помощью метафоры «Человек – воздушный шар» дети смогли понять, что именно
внутреннее содержание наполняет нашу внешность, что для человека важен внутренний
мир – наши мысли и чувства, но самым главным является Дух, который присутствует в
нас.
В работе я часто использовала проблемные ситуации, предоставляющие детям условия
для морального выбора, той или иной модели поведения. Не просто хочешь ли ты быть
похожим на трудолюбивую пчелу, а выбери сам: на кого ты хочешь быть похожим: на
Сергия Радонежского или на ленивого работника, от которого топор убежал?
Во время знакомства с жизнью Святых дети знакомились и с историей всей России,
учились гордиться ею и любить её.
Опыт показал, что у детей, которым плохо в собственной семье была сформирована
ненуждаемость во взрослом. Однако они больше других тянулись к ласке и любви
педагога. Искреннее и внимательное отношение к ним, моделирование позитивных
отношений и установок помогло научить их помогать друг другу, верить, надеяться и
любить. Это говорит о потенциалах, заложенных в любом ребёнке.
Основой реализации нравственно-трудового направления явилась продуктивная
деятельность детей, которая носила творческий характер и способствовала воспитанию
трудолюбия, взаимоуважения, умению доводить начатое дело до конца, стремлению
создавать прекрасное, доброе. Я старалась, чтобы дети передавали в труде и своих
творческих работах состояние души. Детям предлагалась разнообразная тематика:
9
«Храм», «Рождество глазами детей», «Ангел-хранитель» и другие. Работы детей – это не
только рисунки, но и поделки, выполненные с помощью различных средств. Это и
изготовление рождественских ёлочек, пасхальных панно, ёлочных игрушек из теста,
снежинок, вербочек из крупы. Дети изготавливали объёмых ангелочков из бумаги,
расписывали пасхальные яички из солёного теста. Все используемые средства помогали
расширять восприятие и возможности детей, вызывали ощущение успешности и
уверенности.
Третье направление работы осуществлялось и в различных видах детской трудовой
деятельности. Зимой мы вместе с детьми расчищали дорожки от снега не только на своём
участке, но и помогали малышам, делали для них постройки из снега, лепили снежные
скульптуры. А летом с удовольствием работали на цветниках. Дети сажали цветочную
рассаду, пропалывали и поливали клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение
от совместной деятельности.
Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш детский сад
красивым!» Дети с большим желанием наравне со взрослыми участвовали в
благоустройстве территории. Все вместе мы приводили в порядок деревья и кустарники,
возделывали клумбы, высаживали цветы, ремонтировали постройки на нашем участке,
возводили новые, разрисовывая и расписывая их в самые яркие цвета. Если дети и не
могли непосредственно участвовать в чём-то, то наблюдали за трудовой деятельностью
взрослых, что оказывало свой положительный воспитательный эффект.
Совместный труд родителей, педагогов и детей приносил свои плоды. Мои
воспитанники гордились тем, что трудились вместе со взрослыми, испытывали радость от
полученных результатов, а я в свою очередь понимала, что затраченные усилия не прошли
даром. Дети стали бережнее относится к игровому оборудованию на участке, перестали
ломать его.
Результатом этого направления работы можно считать то, что дети и взрослые стали
понимать, что кроме понятия «достаток» есть ещё и более важное понятие «достоинство»
и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
Я убеждена, что формирование в растущем человеке начала духовности без активного
участия его родителей в образовательном процессе невозможно, семья рассматривается
как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и
преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является
включение родителей в жизнь группы так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли
друг друга. Поэтому с родителями проводилась целенаправленная работа по возрождению
традиций православного семейного воспитания. Многие родители не знали, что именно в
дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и
образцов поведения на основе подражания. Поэтому я старалась через разнообразные
формы работы помочь родителям осознать важность развития духовно-нравственных
качеств. Это и совместные праздники, спектакли, именины детей и выставки семейных
работ к праздникам, выпуски газет, практикумы «Игрушки на ёлку своими руками»,
«Хозяюшка», встречи с родителями «Доброе зёрнышко», информационные стенды
«Православные праздники», «День Ангела ребёнка» и др.
Одно из родительских собраний было посвящено теме «Семейный очаг», на котором
велось обсуждение традиций семейных праздников, дети вместе с родителями принимали
участие в весёлых играх, а в рубрике собрания «Семейный архив» дети при помощи
родителей подготовили рассказы о своих прадедах – участниках Великой Отечественной
войны и о своих бабушках – ветеранах труда. Под рубрикой «У мамы – золотые руки»
прошла выставка творческих работ мам наших воспитанников. Они показали себя
умелыми вязальщицами, рукодельницами и поварихами, дети в подарок им читали стихи о
мамах. С большим интересом дети и родители рассматривали семейные альбомы друг
друга, а закончилось собрание чаепитием, за которым все пришли к общему выводу, что
очень важно следовать семейным традициям, чтить и хранить память предков, что общие
10
праздники создают атмосферу добра, любви, душевного тепла и понимания в семьях.
В моей работе удачно зарекомендовала себя такая форма, как проведение совместных
детско-родительских творческих конкурсов. Совместные работы украшали интерьер
группы, раздевальной комнаты и рекреаций детского сада.
Родители изготавливали костюмы и декорации к праздникам. С ними проводились
индивидуальные беседы, организовывались выставки детской и педагогической
православной литературы. Некоторые семьи нуждались в посещении их на дому, поэтому
практиковались визиты домой и индивидуальные собеседования.
Моя работа по программе не ограничилась только работой с детьми и родителями,
очень хотелось, чтобы в детском саду появилсиь единомышленники. Практика показала,
что взрослых труднее привлечь к этой работе, так как жизненные установки и этические
правила у каждого из педагогов уже сформированы. Однако любой труд не бывает
напрасным. Зёрнышко добра было посеяно и в их души. Кто знает, какие всходы оно даст?
В ходе реализации программы «Зёрнышки добра» в дошкольном учреждении для
педагогов проведены следующие мероприятия:
- консультирование по нормативно-правовой базе деятельности работников в области
духовно-нравственного воспитания детей;
- представление выставки и изучение методической и православной литературы для
работы с дошкольниками;
- проведение консультации-практикума для педагогов по теме «Духовность, как
источник мотивов нравственного поведения»;
- викторина для педагогов «Книга книг»;
- открытые мероприятия совместно с музыкальным руководителем - «Неизвестный
спаситель», «Благотворительная Рождественская ёлка для детей групп временного
пребывания», что повысило уровень педагогов в овладении практическими методами и
приёмами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах
детской деятельности.
Результативность работы.
Повысился духовно-нравственный потенциал и информационная компетентность
родителей в вопросах православного воспитания детей. Родители стали активнее
включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное
развитие детей, участвовали в групповых православных конкурсах, таких как «На
лучшего Рожественского Ангела», «Дорого яичко к красному дню».
Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в
жизни, доносят их до родителей. Прослеживается положительная динамика уровня
нравственного развития воспитанников. Увеличилось желание детей подражать благим
образцам, бережному отношению к иконам, реликвиям. Возрос уровень представлений о
духовных понятиях, православных традициях и праздниках.
Дети знают и называют православные праздники, а родители стали проявлять
интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать
в православном воспитании детей.
Большинство воспитанников овладели необходимыми знаниями и представлениями о
нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать
нравственную оценку своего поведения и поступков других детей, проявляют
отзывчивость. Дети стали применять знания о нравственных нормах и правилах в
самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками, в отношении к старшим и
младшим.
В результате работы я пришла к выводу, что только в комплексе по всем направлениям
(духовно-образовательному, продуктивному, музыкально-эстетическому и нравственно-
трудовому) определяется верный шаг к формированию духовно – нравственных основ
личности, к расширению социокультурных связей. Благодаря проведённой работе, наши
воспитанники смогли совершить открытие о существовании внутреннего мира не только
11
в себе, но и в других людях, а также приобщились к православным традициям.
Однако опыт работы по духовно-нравственному воспитанию выявил и ряд
трудностей:
- в использовании видеозаписей: скачанные из Интернета бесплатные материалы
(познавательные фильмы, мультфильмы) были неважного качества и, выведенные на
большой экран, они были нечёткими, приходилось смотреть их на ноутбуке по
подгруппам, а приобрести хорошие в нашем городе нет возможности. В иконных лавках
продают только детскую духовную литературу;
- также было проблемным найти методическую литературу по теме для работы с
дошкольниками, встречалась только для школьников;
- определённые препятствия в работе создавали неблагополучные семьи, а я тружусь в
группе временного пребывания детей, где таких семей много. Эти родители не
отказывались от предлагаемой работы, но и не поддерживали преемственности в
воспитании. Зато их дети больше остальных откликались на проводимые мероприятия.
Таким образом, трудно было рассчитывать на глубокие изменения, но
систематическая работа дала свои плоды.
Срезовая диагностика, проведённая в январе 2014 года (начало работы по данной
теме, когда я была переведена в эту группу, показала, что высокий уровень духовно-
нравственного развития и отношения к духовно-нравственным ценностям имеет 5% (1
ребёнок) группы. Он понимает, что такое Родина, даёт обоснованные ответы на
поставленные вопросы и начинает их с конструкции «потому что», знает краткую молитву
«Господи, помилуй», называет основные православные праздники и знает их символы.
Средний уровень духовно-нравственного развития показали 25 % (5 детей). Они при
подсказке взрослого могли отвечать на вопросы, проявляли интерес к православию, имели
неполные знания о православных традициях и праздниках, понимали значение выражения
«верность Отечеству».
Низкий уровень духовно-нравственного воспитания и развития был выявлен у 70 %
(14 детей) группы. Эти дети не проявляли интереса к православию, могли назвать только
два православных праздника Пасху и Рождество и то только с опорой на наглядность. Они
не знали ни единой молитвы, некоторые даже не бывали ни разу в церкви, хотя их
родители при заполнении анкет давали ответ, что считают себя людьми православными и
их дети носят нательные крестики. Ответы детей носили чисто формальный характер.
Учитывая результаты диагностики детей, индивидуального анкетирования и
выявления запросов родителей по духовно-нравственному воспитанию, я предположила,
что если проводить дополнительные кружковые занятия по данной теме, внимательно
относиться к развитию сознания ребёнка, знакомить с православными христианскими
праздниками и традициями, формировать первоначальные представления о духовно-
нравственных ценностях (семья, любовь, вера, добро, совесть, честь и др.), представления
о духовном мире, дать детям элементарные сведения о Священной истории и святых
людях, то у ребёнка произойдёт духовное возрастание, появятся духовные ценности и
агрессивных, тревожных и импульсивных детей станет меньше.
Срезовая диагностика, проведённая в январе 2015 года, показала, что высокий уровень
духовно-нравственного развития и отношения к духовно-нравственным ценностям возрос
с 5% (1 ребёнок) до 35% (7 детей) группы. Дети стали проявлять выраженный интерес к
православию, выучили некоторые христианские традиции, знают православные праздники
и их символы, краткие молитвы, дают обоснованные ответы на вопросы о духовно-
нравственных ценностях.
Средний уровень духовно-нравственного развития также возрос с 25 % (5 детей) до
45 % (9 детей). Эти дети стали проявлять больше интереса к православным христианским
традициям, при подсказке неплохо ориетируются в православных праздниках и традициях,
чётко различают нравственные понятия – добро и зло, честь и совесть, вера, надежда и
любовь.
12
Низкий уровень духовно-нравственного воспитания и развития остался у 20% (4
детей) группы, а вначале работы был выявлен у 70 % (14 детей) группы. Несмотря на
вовлечение их в данную тему, создание интереса, дети так и остались к ней равнодушны,
так как семьи возложили всё христианское просвещение и воспитание на дошкольное
учреждение и работы по закреплению полученных представлений эти детки, к сожалению,
дома не получали.
Учитывая результаты повторной диагностики детей по духовно-нравственному
воспитанию, я отметила для себя, что проводимая работа даёт ощутимые результаты,
которые выражаются не только в полученных представлениях, знаниях и опыте, но и на
поведении детей. Агрессивных, тревожных и импульсивных детей действительно стало
меньше. Ребята научились оценивать свои поступки с духовно-нравственных позиций,
больше стали уступать друг другу, меньше ссориться по пустякам, научились находить
компромиссы. У них появилась мысль о страхе Божием и о проистекающих из дурных
поступков наказаниях, которые неминуемо приходят свыше.
Считаю, что работу следует продолжать. Побольше ставить спектаклей, делать
добрых дел не напоказ, почаще использовать ИКТ технологии, чтобы создавать и
поддерживать интерес детей к православнию, подкреплять полученные знания в
творчестве.
В заключение хочется сказать, что заложенные мудро, ненавязчиво духовно-
нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей,
созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека. Можно
сравнить каждого своего воспитанника с цветком. Смотреть, как растёт маленький
человек, всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто
не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, можно только мечтать и надеяться. Но тем
больше радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребёнок.
Перспективу своей работы я вижу в посещении с детьми Троицкого и Никольского
храмов и тесном сотрудничестве с их духовенством и социальными работниками.
Надеюсь, что согласованная педагогическая работа, которая проводилась в нашей группе,
заинтересует родителей воспитанников других групп и даст толчок к их духовному
развитию.
И тогда посеянное зерно даст хорошие всходы.
13
Список литературы.
1.. Ал
ѐ
шина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004
2. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - М. “Дошкольное
воспитание “,2004 г. (1).
3. Афанасьева С.А. Основы Христианской культуры. Занятия для детей
младшего возраста (5-7 лет): методическое пособие для воспитателей
дошкольных учреждений. – Калининград. – 2002.
4. Бахметева А.Н. Изложение нового завета для детей. Минск, 2005.
5. Библия для детей – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2006.
6. Блонский П. П. Семейное дошкольное воспитание, его цели и средства/ /
Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Сост. П.А. Лебедев. М., 2001. – С. 300-305.
7. Гладких Л.П. Воспитание сказкой: методическое пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. – 2002.
8.. Гладких Л.П. Мир – прекрасное творенье. – 2008.
9.. Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца: Из опыта преподавания
православной этики. – М.: Ковчег, 2001 – 157с.
10. Гусаров М. Праздничные загадалки. М, 2010.
11. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие
для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. М., 2001. –
475 с.
12. Ильюнина.Л. Воцерковление. СПб, 2002.
13. Караманенко Т.М., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.:
Просвещение, 1982.
14.. Киркос Р. Православное воспитание. СПб., Сатис-Держава – 2005.
15. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание
людей в современном мире. – М., 2008
16. Мой ангел. Серия «Православные раскраски». М.: ООО «Горлица», 2009.
17.. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга
для учителя. Под ред. Виктора Дорофеева. М.: Издательский дом «Покров». –2002.
18. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного
воспитания детей. М.: Планета 2000. – 2003.
19. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. –
М., Мозаика-Синтез, 2008
20. Потаповская О.М. Самые главные праздники. М.: Планета 2000. – 2004.–
21. Слярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология:
Учеб. Пособие. – М.: Покров, 2004– 142с.
22. Рождественский подарок. Рождественские истории, песни, стихи, загадки, поделки из
бумаги. Ржев, 2009.
23. Чапман Д. Сделай сам «оживляем» библейские сюжеты. Российское библейское
общество, 2007.
24. Шестун Е., протоиерей Православная педагогика: Учеб. Пособие. - М:
Православная педагогика, 2002- 575.
25. Шишова Т.П. Как воспитать в реб
ѐ
нке ответственность? – М., 2010
14