Напоминание

"Потенциал внеурочной деятельности в духовно–нравственном воспитании школьников"


Автор: Солодухина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8 имени Бусыгина М.И."
Населённый пункт: город Усть–Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Потенциал внеурочной деятельности в духовно–нравственном воспитании школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича»

Потенциал внеурочной деятельности в духовно-нравственном

воспитании школьников

Солодухина Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ

«СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»

Потенциал внеурочной деятельности в духовно-нравственном

воспитании школьников

«Важную

роль

в

духовно-нравственном

воспитании

играет

личность

самого

учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь,

педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко)

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный

тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то

заботится,

о

ком-то

печётся

и

беспокоится,

кому-то

отдаёт

своё

сердце»

(В.А. Сухомлинский)

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не

чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок

уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Все

родители

хотят,

чтобы

их

ребенок

был

добрым,

умным,

порядочным

и

благовоспитанным. Но, к сожалению, дети растут капризными,

жадными, драчливыми и

непослушными. Что делать? Ведь «золотые правила» поведения не вставить в рамочку,

чтобы ими любовались дети и повторяли по несколько раз в день. Больше пользы будет от

практических их применений.

Ключевая

роль

в

духовно-нравственном

сплочении

общества

отводится

образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все

граждане России.

Внеурочная

деятельность

это

проявляемая

вне

уроков

активность

детей,

обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и

преобразование

себя

и

окружающей

действительности,

играющая

при

правильной

организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

и духовно-нравственного воспитания учащихся, которое сегодня является первостепенной

задачей современной образовательной системы.

Духовно-нравственное

воспитание

предполагает становление

отношений

ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому

себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества,

активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача

духовно-нравственного

воспитания состоит

в

том,

чтобы

социально

необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности

каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных

решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Классификации видов деятельности

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая

деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных

источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на

еще только формирующуюся сферу нравственности. Образование не гарантирует высокого

уровня нравственной воспитанности.

Что

же

значит

воспитать? Вырастить,

дав

образование,

Человека

с

большой

буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время – время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять

уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает

в

основном

в

двух

профессиональных

ролях. Первая роль – преподавателя, вторая

воспитателя, т. е. классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя

– вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает

времени, чем первая.

Достаточно

учителю

продумать

систему

выбора

дела

по

душе,

выявить

предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности :

Любовь к матери

Патриотизм.

Любовь к Родине

Свобода воли

Добро и зло

Самовоспитание

Добродетель

Совесть

Надежда

Являясь классным руководителем, хочется отметить следующее, что первые и

последние

годы

школьной

жизни

самые

ответственные

и

самые

запоминающиеся.

Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в

юность – прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет

этот переход, насколько подготовленным, особенно духовно (если можно так выразиться),

вступит подросток в эту пору в жизнь, во многом зависит от классного руководителя в

первую очередь.

Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной

школе.

У

него

необычная

миссия

в

жизни:

не

только

руководить,

направлять,

но

и

воспитывать.

Его

предназначение

проследить

за

становлением

личности

ребенка,

входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое

место

в

жизни.

Классный

руководитель

наставник

и

помощник

подрастающего

поколения, центральная фигура процесса воспитания.

У меня была мечта - прожить с детьми школьный путь от первого класса и до

выпускного. Жизнь дала мне такой шанс.

Самой распространенной формой организации воспитательной работы классного

руководителя остается классный час.

Формы

работы на

классном

часе

многообразны,

причем

в

рамках

одного

классного часа они могут варьироваться. Как правило, большое место в работе занимают

этические

беседы.

Они

имеют

целью

обогатить

моральными

представлениями

и

понятиями,

связанными

с

положительными

поступками

и

действиями,

ознакомить

с

правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся

к

своему

поведению

и

поведению

других

людей.

В

пятом

классе

после

уроков

мы

проводили рефлексию и анализ событий ежедневно. Очень часто у нас бывают классные

часы отдельно с девочками (девичьи посиделки) и отдельно с мальчиками (мужские

секреты).

Были выработаны

правила жизни нашего класса:

«Три П» (Поговорим, Подумаем, Поспорим)

Много знать – престижно.

Помогать друг другу – нормально.

Готовить дело по чужому сценарию невозможно.

Недоволен – возражай,

возражаешь – предлагай,

предлагаешь – делай, берись за дело смело!

Жизнь моих учеников очень разнообразна. Репетиции и подготовка коллективных

дел, диспуты, походы и поездки (Лосёнок, Невон), концерты, фестивали и т.д. Теперь я

работаю классным руководителем первого, пятого и девятого классов. У моих детей очень

тёплые отношения друг с другом, старшие помогают младшим, младшие, в свою очередь,

учатся у своих наставников.

Большую

помощь

в

духовно-нравственном

воспитании

школьников

оказывает

участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого

труда

и

затраты

времени.

Участие

в

различных

конкурсах,

презентациях,

исследовательских работах делает детей более раскованными и культурными в общении.

Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.

Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников,

развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения,

обогащаются нравственные представления и понятия. Реализация проектов, проведение

мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично

развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Нам

доверили

ребенка,

беззащитного,

хрупкого,

который,

перешагивая

порог

школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже

ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество,

дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души.

Наказом для всех педагогов могут стать стихи народного просветителя Михтахетдина

Акмуллы:

Будьте с детской душой осторожны;

Будьте бдительны, дабы никто не задул

Детский разум, мечтой увлеченный!

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает

нравственные чувства человека.

Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а

поступки происходят от характера помыслов.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет,

а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и

сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого

рекомендуется:

проводить семейные праздники;

приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Таким

образом,

педагогический

смысл

работы

по

нравственному

становлению

личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему двигаться от элементарных

навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия

решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании

нравственных

качеств

школьника

зависит

от

грамотности

педагога,

разнообразии

применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность

личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая

оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную

позицию

Духовно-нравственное

воспитание

является

одним

из

основных

компонентов

образовательного

процесса

в

школе,

что

помогает

вырастить

честных,

добрых,

трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные

знания и умения на благо Родины.

Очень

важно

регулярно

привлекать

к проведению

внеурочных

мероприятий

родителей.

Благодаря

занятиям,

проводимым

с привлечением

мам,

пап,

бабушек

и дедушек, дети становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на

различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей. Чтобы стать добрыми

к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои

ошибки,

быть

трудолюбивыми,

удивляться

красоте

окружающей

природы,

бережно

относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное,

что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно. И

сделать это должны мы, взрослые – учителя и родители. Ведь мы своим детям желаем

только добра!

Без похвал умирает душа,

Жизнь не всходит в счастливом зените

Каждый молит без слов, чуть дыша:

«Похвалите меня, похвалите!»

Без похвал не пройти рубежа,

Не добиться великих открытий.

Просит снова и снова душа:

«Похвалите меня, похвалите!»

В. Васильев

Солодухина Татьяна Николаевна, учитель

начальных

классов

МБОУ

«СОШ

8

имени Бусыгина М.И.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!